Пришёл, отдался в руки Бога и живи
«Смоленская газета» уже рассказывала своим читателям о проекте-победителе международного грантового конкурса «Православная инициатива» «Место притяжения», который стартовал на радио «Смоленская весна» в феврале 2020 года. Проект направлен на содействие развитию православного культурно-познавательного туризма.
В его рамках слушатели радиостанции знакомятся с культурным и духовным наследием смоленской земли и других регионов. В частности, в программах цикла «Добро пожаловать» имеют возможность услышать рассказы жителей других городов и путешественников о местах, интересных как для паломников, так и для туристов. 14 марта в эфир радио «Смоленская весна» вышла передача, посвящённая прекрасному острову Валаам и древнему валаамскому Спасо-Преображенскому монастырю. О своём опыте путешествий в это удивительное место рассказала смолянка Анна Сизова.
Приезжают не только православные
– Аня, помнишь свою первую поездку на Валаам? Почему возникла мысль, что тебе нужно там побывать?
– Изначально была задумка просто побыть наедине с собой. Я совершенно случайно узнала, что на Валааме работает паломническая служба, которая предоставляет три возможности попасть на остров: в качестве паломника, трудника или волонтёра. Я выбрала для себя вариант поехать трудником.
– А чем привлёк тебя именно этот вариант?
– Это отличная возможность узнать то место, куда ты едешь, потому что минимальный срок пребывания для трудников – от двух недель. На Валааме и в наши дни есть очень весомые духовные столпы, к которым больше шансов попасть, находясь там продолжительное время. Кроме того, как трудник ты имеешь возможность бывать в тех местах, куда ни паломники, ни волонтёры доступа не имеют, – в закрытых скитах (существует определённый распорядок нахождения там трудников). Ну и, наконец, это достаточно бюджетный вариант: жильё и питание предоставляет монастырь, есть частичные льготы на дорогу.
– Валаам – очень популярное место и у паломников, и у туристов. Как тебе кажется, почему люди туда так стремятся? Чего они там ищут?
– Я там была два раза, и оба раза попадалась абсолютно разношерстная компания. Там много людей разных, с разным мировоззрением. Приезжают не только православные христиане. В качестве волонтёров туда приезжают немало людей из других стран. Каждый едет за чем-то своим. Волонтёры, например, это люди, которые любят дикую природу, походы. Они живут там большими компаниями, часто приезжают семьями, много молодёжи. Свободное время проводят у костра с гитарами. Кого-то просто манит и завораживает это место, потому что оно уникально и как природное, и как духовное явление – другого такого нет нигде. Одни едут из любопытства – посмотреть, что это такое. Кто-то едет, чтобы получить новый опыт. Но мне всё-таки кажется, что основная цель – это поиск какого-то внутреннего духовного покоя.
– А в чём разница между трудниками и волонтёрами, какие обязанности у одних и у других?
– Волонтёры, так скажем, выполняют черновую работу: занимаются уборкой территории, очисткой леса, готовят старые здания к ремонту. У них другие условия проживания: это либо палаточный лагерь, где они убирают территорию вокруг, либо гостиница с минимальными удобствами. Питание чуть похуже. И нет обязанности посещать храм, участвовать в богослужениях. У трудников условия проживания более комфортные и обязанности другого рода. Это работа в гостинице – уборка номеров. Кто-то в библиотеке занимался оцифровкой книг, кто-то – уборкой урожая, потому что хозяйство в монастыре очень обширное и разноплановое. Но ты не целый день работаешь: какую-то часть дня трудишься, потом обязан быть на богослужении, и после есть свободное время. И трудники, если можно так сказать, вхожи в более глубокую территорию монастыря.
День безмолвия
– Сложна ли жизнь трудников на Валааме? Знакомые, которые ездили трудниками в другие монастыри, делились своими историями. И иногда впечатления такие: «Чувствовала, что уже не могу молиться, не могу креститься – рука болит»...
– Это всё индивидуально, мне кажется. У каждого свои ожидания, свой болевой порог и другие особенности. Мне было очень просто, потому что вся работа, которую я там выполняла, была под духовным началом. И все это воспринималось легко, поскольку у тебя там нет возможности выбора: надо убирать – значит, убираешь, надо мыть – значит, моешь. Ты пришёл, отдался в руки Бога и живи с этим. Если тебе нужно копать картошку двенадцать часов – значит, сегодня у тебя так. Я знаю случай, когда мужчины поехали трудниками на Афон, и там была очень тяжёлая физическая работа, но потом они, проанализировав полученный опыт, сказали, что действительно именно это на тот момент и было нужно. Здесь, наверное, от личной мотивации и установок зависит дальнейшее восприятие труда, который на тебя возложен.
– Что тебе из твоих поездок на Валаам больше всего запомнилось?
– Они обе были яркие, каждая хороша по-своему. Но, конечно, самое запоминающееся – это было путешествие в Смоленский скит, поскольку мы попали туда в пятничный день, и это был день исихии. Скит поддерживает строгий устав, и у них в этот день вообще никто не разговаривает – ни насельники, ни посетители. Это было очень трепетно. Ты попадаешь в какое-то совершенно удивительное место и получаешь очень интересный опыт. И слава Богу, что он был. И богослужение было совершенно необыкновенное. А во второй поездке познакомилась с удивительными людьми, которых помню до сих пор и поминаю в молитвах порой. Я жду возможности повторить эти поездки на Валаам, и, может, на более продолжительное время.
– То есть тебе это запало в душу?
– Да, ну вот, знаешь, когда приезжаешь в какое-то место и понимаешь, что это твоё. Многие в Оптину пустынь попали, и у них жизнь перевернулась в этом месте на 180 градусов. Наверное, Валаам – это моё место, потому что я много думаю о том, что мне туда хочется – душа зовёт.
Ехать не раздумывая!
– А ощущала ли ты там, что несколько оторвана от всего остального мира?
– Я общалась с одним из монахов, и он сказал: «У нас два искушения самых мощных в монастыре: первое зимой – это отсутствие людей, а второе летом – большое количество людей». Как бы это странно ни звучало, но зимой они тоскуют по людям, потому что они практически одни. Это остров, он достаточно закрытый – существуют проблемы с навигацией в зимнее время. А летом они не знают куда деться, потому что очень большой поток людей. Я лично не чувствовала какой-то оторванности. У меня была задача уединиться, потому что в нашем современном мире нужно делать себе такие перерывы. Для меня было здорово, что я могу там побыть одна, погулять, походить, помолиться, прикоснуться к святыням, которых там очень много, и все они уникальны по-своему.
– Посещая святые места, люди нередко привозят что-то в память об этих поездках: иконы местных святых, сувениры. Что можно привезти с Валаама?
– Мне кажется, это только духовный опыт и впечатления, которые там будут получены. Это самое ценное. Там уникальное монастырское богослужебное пение. То, как они это делают, – это просто космос. Когда посещаешь полный цикл богослужений, от будних до воскресного дня, я уже не говорю о праздниках, – чувствуешь себя единым целым со всеми, кто там находится. Ради такого ощущения стоит туда поехать. Ну а сувениры – они достаточно традиционные. Есть возможность всё это купить не только на Валааме. А туда стоит ехать за таким непередаваемым чувством, которое больше ниоткуда не привезешь.
– Аня, что бы ты посоветовала тем, кто хочет поехать на Валаам? Что им следует знать и понимать, на что обратить внимание?
– Я посоветую ехать не раздумывая. Там есть определённые сложности с транспортным сообщением. Трудники добираются на грузовом судне, где нет удобств: тебя туда загружают, как мешок, и если дождь и ветер, ты всё это испытываешь на себе. Но я увидела в этом скорее определённую изюминку: испытания, которые могут быть полезны современному человеку, обросшему комфортом со всех сторон и забывшему о смысле происходящего. Поэтому я всем советую, если только есть такой помысел, идти к нему и реализовывать, несмотря ни на что. Оно того стоит.
Материал подготовлен при грантовой поддержке конкурса «Православная инициатива 2019–2020».
Фото: pixabay.com
Татьяна Борисова