Статистика и война
22 июня отмечалась 79-я годовщина начала Великой Отечественной войны. Эта скорбная дата – повод еще раз вспомнить, чем обернулась война для Смоленщины и смолян. Смоленскстат подготовил для наших читателей подборку цифр и фактов...
Смоленская область в числе первых приняла на себя удар фашистской Германии. С 12 июля 1941 года на территории Смоленской области развернулись боевые действия, а 12 октября область была полностью оккупирована.
С июля 1941 года Смоленское статистическое управление прекратило свою деятельность в связи с фашистской оккупацией территории области.
Многие статистики ушли воевать и сражались на фронтах до окончания Второй мировой войны, многие не вернулись с войны.
Два года и три месяца на территории Смоленщины полыхал огонь войны.
В марте 1942 года, когда была освобождена часть юго-восточных и северо-западных районов области, возобновилась работа статистического управления в городе Кондрово (впоследствии вошедшем в состав Калужской области) и продолжилась там вплоть до освобождения Смоленска в сентябре 1943 года.
Война внесла существенные изменения в программы статистических работ. В это время отчетность стала более оперативной и по срокам была месячной, декадной и даже суточной. С 1942 года статистические органы начали составлять пятидневную сводную отчетность о выполнении плана сева и уборки сельскохозяйственных культур. За период войны Центральное статистическое управление (ЦСУ) провело 142 срочные переписи, решало задачи по оперативному учету трудовых и материальных ресурсов, перемещению производительных сил в тыл страны.
Война и оккупация территории области нанесли ей колоссальный урон. Почти полностью были разрушены 12 городов, в том числе Смоленск, Вязьма, Велиж, Дорогобуж, Рославль, Рудня, Ярцево. Сотни деревень были стерты с лица земли.
По сравнению с довоенным временем население Смоленской области сократилось вдвое. Ко времени освобождения области от вражеской оккупации в ней насчитывалось менее 900 тыс. человек населения (по данным переписи 1939 года – 1 980 тыс.). Многие районы Смоленщины буквально обезлюдели.
Фашисты разрушили и разграбили 935 промышленных предприятий. В частности, были разрушены Смоленский льнокомбинат, Ярцевская прядильно-ткацкая фабрика, Вяземская льночесальная фабрика, Рославльский вагоноремонтный завод и многие другие промышленные объекты.
Сильно пострадало от фашистской оккупации сельское хозяйство Смоленщины. Оккупанты разорили все колхозы, совхозы, МТС, а также селекционные станции и государственные семенные рассадники. Только учтенный ущерб, понесенный сельским хозяйством, составил 10 972,2 млн рублей. В частности, из области было вывезено в Германию 670 тыс. различных сельхозмашин.
Большой урон был нанесен животноводству. Оккупанты «конфисковали для нужд Великой Германии» 264 820 лошадей, 370 021 голову крупного рогатого скота, 363 490 свиней, 67 869 овец и коз, 3 578 061 голову птицы и более 80 тыс. семей пчел. Фашисты сожгли 247 800 домов колхозников.
Хищнически истреблялись лесные богатства области. Только в угодьях государственного лесного фонда было вырублено и вывезено в Германию 27 млн кубометров деловой древесины.
Полностью или частично было уничтожено 2 707 школ, 37 домов культуры, 290 библиотек с книжным фондом 1 890 554 книги. Превращены в развалины и пепелища почти все здания вузов, техникумов, кинотеатров, изб-читален.
Помимо этого, фашисты уничтожили 136 больниц на 5 560 мест, 6 санаториев, 366 медпунктов, 177 детских лечебно-профилактических учреждений. В городе были разрушены аптеки, лаборатории, диспансеры и 25 детских яслей. Ущерб, нанесенный лечебно-профилактическим учреждениям города, превысил 70 млн рублей. В области было уничтожено 3 061 учреждение культуры и здравоохранения.
Материальный ущерб, нанесенный народному хозяйству, превысил 40 млрд рублей. Разрушение и разграбление личного достояния граждан учтено по актам в сумме около 24,4 млрд рублей.
Но самый большой ущерб, нанесенный гитлеровцами, состоял в том, что развязанная ими война унесла миллионы человеческих жизней.
Восстановление народного хозяйства области началось сразу после ее освобождения. В этот период резко возросла роль статистики, на которую возлагалась задача обеспечивать информационные потребности власти и быть на службе решения оперативных задач по учету населения, его возрастного состава и численности в трудоспособном возрасте, учету жилищного фонда, единовременному учету промышленных предприятий, коммунального хозяйства и других статистических работ.
В 1944 году ЦСУ СССР было поручено составить прогноз динамики численности и структуры населения на послевоенный период. Основной задачей статистического управления этого периода являлись учет выполнения народнохозяйственного плана, повышение достоверности статистических данных и подготовка аналитических материалов, используемых руководящими областными органами для оперативного руководства хозяйством области.
После окончания войны и до 1945 года статистическим управлением было проведено 37 срочных переписей оборудования и материалов и множество учетов рабочих и служащих по установлению их пола, возраста, профессии, заработной платы. В это время возобновились ежегодные переписи скота, стали проводиться переписи многолетних насаждений.
Работники статистического управления с полной отдачей сил относились к выполнению возложенных на них обязанностей и поручений.
«Современное поколение статистиков гордится подвигом ветеранов – фронтовиков и тружеников тыла, кто изо дня в день самоотверженно приближал Победу, а в послевоенное время трудился во благо восстановления родной Смоленщины. Мы чтим память тех, кто не вернулся с войны. Пусть приведенные здесь факты и цифры еще раз напомнят всем, как важно хранить мир, который так тяжело достался нашим предкам. Необходимо, чтобы поколения, выросшие под мирным небом, хранили память о Великой Отечественной войне. Ведь это нужно для того, чтобы знать, во имя чего и благодаря кому мы живем», – подчеркнула руководитель Смоленскстата Елена Зубкова.
На фото: жители возвращаются в освобожденные Красной Армией родные села. Снимок капитана Т. Мельника. (waralbum.ru, опубликован в «Красной звезде» от 8 сентября 1943 г.)
Игорь Красновский