Бюст преткновения
Общество

Бюст преткновения

12 марта 2022 года в 13:20

На минувшей неделе в Смоленске в региональном отделении «Единой России» прошло обсуждение планов реализации творческого проекта по созданию в областном центре Литературной аллеи, посвящённой памяти смоленских поэтов и писателей. А точнее – обсуждение предполагаемой установки на этой аллее бюста поэта Николая Рыленкова.

Мероприятие провёл председатель Смоленской областной Думы, лидер регионального отделения «Единой России» Игорь Ляхов. Напомним, что ранее, в марте 2021 года, спикер регионального парламента рассмотрел обращение представителей творческих союзов Смоленской области об увековечении памяти знаменитых земляков. Тогда смоленский архитектор Наталья Куликова и скульптор Константин Куликов предложили идею создания Литературной аллеи в честь прозаиков и поэтов, чья судьба связана со Смоленщиной.

Игорь Ляхов взялся помогать в реализации этого проекта, и по его инициативе был создан организационный комитет, объединивший для реализации задуманного компетентных и неравнодушных людей: краеведов, скульпторов, поэтов, журналистов.

Стоит отметить, что ещё до этой встречи председатель областной Думы также активно поддержал общественную инициативу об увековечении памяти писателей Бориса Васильева и Александра Беляева и посодействовал установке их бюстов на улице Докучаева. Именно это место со временем предполагается превратить в полноценную Литературную аллею.

Что стало поводом для новой встречи всех заинтересованных лиц? Эскиз очередного бюста для Литературной аллеи – бюста поэта Николая Рыленкова уже создан в натуральную величину, и предполагается, что в текущем году новый памятник украсит центр города. Об этом говорилось на прошедшем заседании оргкомитета, который состоялся в неформальной обстановке в творческой мастерской скульптора Константина Куликова. Но своё резко негативное отношение к этой работе скульптора высказала дочь поэта – Ирина Николаевна РЫЛЕНКОВА. Вот её позиция:

«Со смоленской землёй неразрывно связана жизнь трёх больших, можно сказать очень разных и неординарных поэтов, ставших классиками ХХ века, хотя каждый из них шёл своим путём, избранным ещё в юности. Твардовский стал эпическим поэтом, Рыленков – лириком (вобравшим много направлений), Исаковский – поэтом-песенником. Все они прославили родную сторону, и всех отнесли к одной школе с условным названием «смоленская».

Все поэты ушли почти одновременно – Рыленков в 1969 году, Твардовский – в 1971-м, Исаковский – в 1973-м. Но если Исаковский и Твардовский провели на Смоленщине лишь начало своего творческого пути, то Рыленков связал с ней всю свою жизнь (за исключением военных лет, когда находился в армии). Однако и Твардовскому, и Исаковскому памятники установлены, а вот Рыленкову – нет. Говорили, что надо бы, но не спешили. Конечно, он был человеком скромнейшим, «не помышляя о славе, дело своё творил». Целью его жизни было служение своему народу, России (он считал её солнцем своей жизни). Конечно, он не ждал для себя памятника, но всей своей жизнью, служением литературе заслужил его. И теперь, когда прошло более 50 лет со дня его ухода, это нужно не ему – он сделал для Родины всё, что было в его силах, а тем, кто идёт и будет идти за ним дальше, – как пример беззаветного служения своему народу, как талант, отданный людям во имя человеческого счастья. Он был звеном в цепи от прошлого к будущему. Без преемственности нет истории, теряются духовные ценности предков, уступающие сиюминутным заботам. Искусство мельчает. Памятник нужен, и не какой-нибудь, а достойный и человека, которому ставят, и города, который ставит. Это должно быть настоящее произведение искусства, над которым надо хорошо потрудиться. Здесь недопустима поспешность. И, конечно, обязательна квалифицированная комиссия с участием лучших профессиональных скульпторов. Для создания действительно хорошего памятника нужен конкурс. Да, это увеличит затраты, но надо не забывать, что скупой платит дважды.

Скульптурный портрет должен воплощать реального человека, а не какой-то собирательный образ с несвойственными ему чертами и не отражающий его внутренней сути. Он не красавец актёр, а очень духовно богатый человек. Он был родным для смолян много лет, очень простым и доступным и вместе с тем человеком с большой буквы. Я не сомневаюсь, что таким его сделал бы С.Т. Конёнков, неоднократно предлагавший папе сделать его портрет. Но, к сожалению, папа отказался по скромности. Но мы должны помнить, что памятники делаются на долгие годы и будут определять культурное лицо города, по ним судят и о нас с вами.

Я думаю, что если постараться, подойти с душой, объективно, то можно получить достойный памятник, сделанный хорошим профессионалом.

В 2024 году папе исполнится 115 лет. Вполне можно успеть. И поставить его не на улице Докучаева, а там, где что-то связано с его жизнью. Люди хотят увидеть Рыленкова таким, каким он был – высокообразованным, духовно богатым и очень простым и скромным, чтобы он смотрел им в глаза и в то же время далеко вперёд.
К сожалению, модель К. Куликова не соответствует ни внешнему облику Н.И. Рыленкова, ни его внутренней сути как поэта».

Активно поддержал дочь поэта и председатель Смоленского регионального отделения Союза российских писателей, редактор литературного альманаха «Под часами» Владимир МАКАРЕНКОВ:

«Мы предполагали и продолжаем так считать, что в Смоленске должен быть установлен «полноценный» памятник поэту Рыленкову как одному из поэтов смоленской поэтической школы, равнозначный по своему художественному воплощению памятникам поэтам М.В. Исаковскому и А.Т. Твардовскому, а не в форме бюста, поскольку такое неравнозначное отношение к памяти о поэте много принижает его значение для русской литературы и культуры. В этом вопросе мы руководствуемся исключительно соображениями справедливости и равнозначности наследного отношения к памяти о наших известных всей России поэтах…

Нам говорят, что памятник работы Куликова К.Ф. будет установлен в Смоленске на частные деньги. Это означает, что кто платит, тот и заказывает музыку. Но архитектурный облик города, его памятники, равно как и вопросы об увековечении памяти известных смолян, не являются частным делом, а есть дело общенародное и государственное, и, по нашему мнению, должно быть тщательным образом организовано и широко обсуждаться в обществе. На частные деньги без широкого гласного обсуждения можно ставить памятники только на частных территориях.

Считаем, что установление в Смоленске памятника поэту Николаю Ивановичу Рыленкову без создания действительно компетентной организационной комиссии, а не узкой группой лиц, недопустимо ввиду значимости памятника для города Смоленска и его истории, для культуры России.

В данную комиссию, по нашему мнению, должны войти представители Союза художников России (скульпторы, художники, искусствоведы), Союза архитекторов России, Союза писателей России, Союза российских писателей, Смоленского государственного университета (филологи, искусствоведы), иные работники культуры и представители общественных организаций, администрации Смоленской области и города Смоленска, родственники поэта и др. А на изготовление и установку памятника можно объявить общенародный сбор денежных средств, привлечь к делу многочисленные партийные и общественные силы России, волонтёров и пр. – как говорится, были бы только желание и административные ресурсы».

Своё мнение высказал и председатель Смоленского регионального отделения Союза художников России скульптор Валерий ГРАЩЕНКОВ:

«Идея создания аллеи писателей-земляков в сквере по улице Докучаева, неоднократно озвученная литераторами и художниками Смоленщины, давно уже не нова. Осуществляться же она начала после установки бюста Бориса Васильева (автор В. Гращенков) и позже бюста Александра Беляева (автор К. Куликов). Тогда же главным архитектором Смоленска Н.Б. Васнецовым было предложено в дальнейшем наполнять аллею скульптурами других авторов, ещё здесь не представленных, поскольку это даёт возможность создать максимально выразительную и представительную, привлекательную для туризма и жителей города художественную среду, уникальную и отражающую идею творчества, заложенную в посыле. Это предложение было поддержано Смоленским отделением Союза художников. Наполнение пространства произведениями под разным авторством и произведениями, максимально вариативными в композиционном и образном решении (не только бюстами, намного интереснее и значимее будут различные решения: фигуры небольшого размера, полуфигуры, опосредованные композиции), – обогащает идею. Согласитесь, чем разнообразнее по своему виду и художественному решению будут произведения, наполняющие это культурное пространство, тем привлекательнее и неповторимее лицо города, тем выразительнее художественное осмысление городского ландшафта.

Только наполнять пространство надо без суеты, серьёзные мероприятия суеты не терпят, а вот испортить, извратить хорошую идею она как раз может. Скульптура, как монументальная, так и декоративная парковая, – тот вид искусства, который звучит вне времени. И в этом смысле именно от тех, кто принимает решения, зависит то, что мы передаём потомкам, по сути дела, в века: серьёзные и высокохудожественные произведения или скороспелые, без должного творческого усердия… Организация пространственной среды требует не современного, а вневременного и взвешенного отношения к проектам воплощения неповторимой культурной среды города. Тем более что сама история Смоленщины и уникальность её места в истории российской нас всех, земляков, должна вдохновлять и наставлять…

Стоило бы привлечь к созданию образа славного имени в литературе России и Смоленщины силы и других скульпторов региона, пока не участвовавших в работе над проектом, а по возможности – и из других регионов. Тем более что смоляне с готовностью откликаются на данное предложение. Это в наших общих интересах. Серьёзная тема диктует и серьёзное к ней отношение».

Озвучил на встрече свою позицию и скульптор Константин КУЛИКОВ, который считает, что цели его оппонентов «можно прочитать между строк, и они не имеют ничего общего ни с творчеством, ни с памятью о поэте».

Свою позицию высказал и Игорь ЛЯХОВ. Он считает, что мнению дочери поэта, безусловно, должен быть отдан приоритет. Вместе с тем споры вокруг уже готового проекта могут похоронить саму идею установки памятника Н.И. Рыленкову, а потому необходимо искать устраивающее всех решение. Игорь Васильевич предложил, чтобы Ирина Николаевна Рыленкова посетила мастерскую скульптора Куликова, после чего все заинтересованные стороны вновь соберутся, чтобы выработать устраивающее всех решение.

Фото: smolensk.er.ru

Игорь Красновский

Владимир Загрядский: Никакое другое решение по Донбассу уже в принципе было невозможно
Биолаборатории США на Украине: почему вдруг вспоминаются эксперименты нацистов над людьми