Музей Юрия Гагарина: более 80 тысяч предметов в коллекции
Общество

Музей Юрия Гагарина: более 80 тысяч предметов в коллекции

17 октября 2021 года в 11:00

Успех деятельности любого музея, его привлекательность для посетителей и исследователей определяется различными факторами, в числе которых и постоянно действующие экспозиции, и временные выставки, и фонды, которые позволяют регулярно менять представленные в музейных витринах экспонаты. О том, как формируются фонды Музея Ю.А. Гагарина, «Смоленской газете» рассказала специалист по учёту музейных предметов Дарья Хананеева.

– Комплектование фондов происходит в основном благодаря дарителям, которые становятся друзьями музея и сотрудничают с нами на протяжении многих лет. Дарителями являются как местные жители – города Гагарина, Гагаринского района и Смоленской области в целом, так и жители других городов и областей, – рассказала сотрудник музея.

Семейные реликвии

Музей Ю.А. Гагарина включает в себя несколько отделов, часть из которых представляет собой отдельный музей, а некоторые – объединяют несколько объектов. Один из них – мемориальный отдел, в который попадают, пожалуй, самые ценные экспонаты: вещи, принадлежавшие семье первого космонавта планеты, предметы, имеющие прямое отношение к освоению космоса и подготовке к пилотируемым полётам.

– Многие ценные предметы из семьи Гагариных поступили в фонды музея благодаря племяннице Юрия Алексеевича Гагарина Тамаре Дмитриевне Филатовой, Заслуженному работнику культуры Российской Федерации. Это подлинные документы, фотографии, предметы быта, книги, мемориальные вещи и другие материалы о разных поколениях Гагаринского рода, – отметила Дарья Хананеева.

Так, в сентябре 2017 года племянница космонавта передала в дар музею семейную люстру, а также три платья, в 70-80-е годы уже прошлого века принадлежавших Анне Тимофеевне Гагариной − матери первого космонавта. В прошлом году Тамара Дмитриевна подарила музею вещи, которыми пользовался Алексей Иванович – отец Юрия Гагарина: безмен 1957 года выпуска, фуганок и рубанок 50-х годов. Ещё один уникальный экспонат, переданный музею благодаря Тамаре Филатовой, – кинокамера «Конвас-автомат» с аксессуарами, выпущенная в 1954 году. Она принадлежала советскому оператору-документалисту, заслуженному деятелю искусств Российской Федерации Махмуду Рафикову. «Смоленская газета» уже писала о его работе, подробности которой были засекречены в течение нескольких десятков лет: Махмуд Мухаметзянович снимал испытания ядерного оружия, приняв участие в съёмках более 40 взрывов. Камера, полученная музеем, уникальна тем, что именно ею оператор сделал первые кадры после возвращения Юрия Алексеевича Гагарина из полёта в космос 12 апреля 1961 года.

– От Тамары Дмитриевны также приняты в дар бильярдные шары от бильярдного стола, подаренного матери первого космонавта пионерским лагерем Юрия Алексеевича Гагарина из города Евпатория. Бильярд находился в доме Анны Тимофеевны, где она жила в 1983-84 годах – ныне это Дом космонавтов, – рассказала научный сотрудник музея. – Этими шарами играли космонавты и другие почётные гости, посещавшие Анну Тимофеевну.

О первом полёте

Уникальные предметы представлены и в экспозиции, и в фондах музея Первого полёта (отдел истории первого полёта), который уже порядка 20 лет активно сотрудничает с ветераном российской космонавтики Ириной Павловной Пономарёвой. На заре пилотируемой космонавтики – в 1960-61 годах – Ирина Павловна работала лаборантом в институте авиационной и космической медицины и вела непосредственное наблюдение за испытуемыми во время экспериментов в сурдобарокамере и сурдокамере. В дар музею она передала коллекцию лент с записями результатов исследований физиологических функций участников сурдобарокамерных исследований. Они проводились, пояснила сотрудник музея, у всех участников исследований, которые находились в сурдобарокамерах от 7 до 15 суток, – три раза в день, в строго определённое время.

– Испытуемый с помощью специального светового сигнала сообщал лаборантам о том, что все электроды наложены на тело в соответствии с полученной инструкцией и специальной схемой, после чего начиналась запись. Данные исследования позволяли медикам дать оценку особенностей поведения, эмоциональных реакций испытуемых, – рассказала Дарья Хананеева.

На лентах, переданных в музей Ириной Пономарёвой, записаны результаты исследований, которые проходили члены первого отряда космонавтов: Юрий Гагарин, Герман Титов, Борис Волынов, Георгий Шонин, Иван Аникеев, Валентин Филатьев. Кроме того, на лентах есть записи с результатами испытаний, которые проходили Жанна Ёркина и Татьяна Кузнецова – они вместе с Валентиной Терешковой входили в состав первой женской группы отряда космонавтов.

В 2019 и 2020 годах коллекция музея пополнилась предметами, переданными Александром Васиным – начальником отдела медицинской подготовки космонавтов Центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина. Это фотоальбомы, посвящённые тридцати- и сорокалетию центрифуг ЦФ-18 и ЦФ-7, на которых тренируются космонавты, а также предметы, использовавшиеся в космической медицине. Речь идёт, отметила Дарья Хананеева, о настольном механическом счётчике для подсчета форменных элементов крови (Эритроциты, тромбоциты и тд. – Прим. ред.) у космонавтов и приборе для измерения артериального давления на запястье космонавта.

– Подобные приборы использовались во время космических полётов 1970-80-х годов, – дополнила сотрудник музея.

Работе испытателей советской космической техники посвящены экспонаты, переданные музею журналистом, историком космонавтики Александром Песляком, – подлинные грамоты, фотографии, копии документов о Джоне Ивановиче Гридунове. Джон Гридунов, названный в честь американского писателя Джона Рида, в течение десяти лет испытывал авиационную и космическую технику, ставил в этой области рекорды. Так, в 1965 году Гридунов в течение восьми дней находился в барокамере, где испытывал возможные чрезвычайные ситуации при имитации полёта на Луну. Кроме того, он исследовал возможности человека при аварийной посадке в холодную воду (-4˚С) и в жаркой местности (+60˚С) с ограниченным запасом воды, пищи и медикаментов.

– Джон Иванович Гридунов никогда не принимал участие в реальных космических полётах, но дружил с космонавтами, – отметила Дарья Хананеева.

В этом году была пополнена и музейная коллекция живописи, посвящённой космосу: петербургский коллекционер Валерий Тетерев передал в дар картину «Космонавт», написанную Николаем Пахомовым. Художник – продолжатель традиций Давида Бурлюка и Александра Тюлькина, представитель неоавангарда, переосмысливающий идеи примитивизма и экспрессионизма. Работы Николая Пахомова хранятся в Государственном Русском музее, ряде областных музеев, в том числе и Смоленском, а также в частных коллекциях как в нашей стране, так и за рубежом.

– По словам художника, картина была написана под впечатлением значимых событий, связанных с достижениями в космонавтике, к которым он сам имел отношение, работая на заводе, – сообщила сотрудник музея.

Не только о космосе

В фонды музея, посвящённого Юрию Гагарину и теме исследования космоса в целом, вместе с тем, поступают и экспонаты, которые имеют отношение к истории малой родины первого космонавта и рассказывают о жителях и уроженцах Гжатска, жизни города.

– Родину звёздного сына земли − милый трёхоконный город Гжатск − не забывают и те, чьи предки давно его покинули, например, потомки гжатских купцов и мещан: Тимофеевых, Миловановых, Шапошниковых, Тихоновых, Пастуховых, Глушковых, Жуковых, – рассказала Дарья Хананеева.

Предметы, переданные ими музею, позволили создать выставку «Я в глубь веков с волнением смотрю», приуроченную к 300-летию указа Петра I об открытии Гжатской пристани и ставшую победителем федерального проекта «Творческие люди» нацпроекта «Культура» в 2019 году. В экспозиции были представлены фотографии, документы, предметы быта XIX – начала XX века, посуда, украшения и другие предметы, принадлежавшие купеческим и мещанским семействам Гжатска.

Не так давно собрание музея пополнилось работами Михаила Жукова − ученика Константина Коровина, выпускника училища живописи, ваяния и зодчества. Их передала в дар внучка художника Кира Иршинская. Михаил Жуков писал природные, деревенские и городские пейзажи, для которых были характерны лирические ноты, передающие эмоции автора.

– С особым интересом он обращался к написанию портретов, где источником вдохновения становились как близкие ему люди, так и простые горожане, – подчеркнула сотрудник музея.

Говоря о последних ярких поступлениях в фонды, Дарья Хананеева выделила коллекцию предметов, переданных музею Еленой Никитиной – дочерью жителя Гагарина, художника и коллекционера Виктора Никитина. Около 20 предметов – аптечные и парфюмерные флаконы, баночки производства товариществ «Брокар и Ко», Владимира Карповича Феррейна, Александрова, Фридриха Рихтера, выпускавшиеся в Российской империи в конце XIX – начала XX века – будут использоваться на экспозициях и выставках.

– Немного статистики: ежегодно собрание музея прирастает на тысячу-полторы предметов, за последние пять лет в музей поступило 7 292 предмета, а всего собрание насчитывает более 80 000 предметов, – подвела итог Дарья Хананеева.

Блиц-опрос

− Дарья Андреевна, вы сами родом из Гагарина?

− Да!

− С какого возраста маленькие гагаринцы начинают ходить в музей?

− И в детском саду водят, и в школе. Нас очень часто водили на новые выставки, экспозиции, в дом Гагарина.

− Дети прямо с рождения растут с этим именем?

− Да.

− А что вам больше всего запоминалась из этих визитов в музеи, на что хотелось посмотреть?

− В основном – личные вещи Юрия Алексеевича, также были интересны фотографии. Документы, конечно, в маленьком возрасте не интересуют, но рассматривать именно личные вещи было очень интересно.

− Что в музее Гагарина нельзя пропустить, на ваш взгляд, как специалиста? Какие отделы?

− Конечно же, это дом школьных лет Юрия Алексеевича, дом родителей, Дом космонавтов и, без сомнения, Музей первого полёта.

Юрий СЕМЧЕНКОВ, Сергей АЛЕКСЕЕВ

Фото: из архива Дарьи ХАНАНЕЕВОЙ, gagarinm.ru

В администрации Смоленской области обсудили вопрос обеспечения жильем детей-сирот
Профилактика коррупционных правонарушений – задача общая