Александр Муравьёв: Отечественные вакцины безопасны!
Общество

Александр Муравьёв: Отечественные вакцины безопасны!

11 августа 2021 года в 11:15

«Смоленская газета» публикует вторую часть интервью с кандидатом медицинских наук, научным сотрудником НИИ антимикробной химиотерапии Смоленского государственного медицинского университета Александром Муравьёвым. В первой части беседы, вышедшей в прошлом номере газеты, мы говорили о течении коронавируса, вызванного новыми штаммами, о серьёзных последствиях даже лёгких форм заболевания и, конечно, о вакцинации. Александр Алексеевич рассказал о разнице между четырьмя отечественными препаратами, о том, как они переносятся и защищают от тяжёлого течения болезни, а также поделился своим мнением по поводу массовой вакцинации от новой коронавирусной инфекции. Сегодня же разговор пойдёт о диагностировании и симптомах болезни, опасностях самолечения и заблуждениях о вакцинации.

Выбор между инвалидностью и нормальной жизнью

– Александр Алексеевич, полтора года назад, когда ковид только появился, мы были практически подвержены паническим атакам, выискивая признаки того, что ты заболел коронавирусом. Сейчас с появлением новых штаммов меняются и симптомы. Сегодня можно чётко определить, что ты заболел именно коронавирусной инфекцией? Потому что бывают случаи, когда по всем признакам у тебя она, ты делаешь тест, а результат отрицательный...

– Метод ПЦР, то есть мазки, которые берут из носоглотки или ротоглотки, – основной способ определения инфекции. Да, бывает так, что симптоматика у пациента – как при классическом ковиде, но мазок показывает отрицательный результат. Так бывает, когда вирус выделяется в незначительном количестве, и тест-система не может его уловить. Что ещё можно сделать? Можно сдать кровь на иммуноглобулины М, если это острый период заболевания, но следует помнить, что они начинают образовываться примерно через семь дней после появления первых симптомов. Такое тоже бывает: у пациента отрицательный мазок, он сдаёт тест на иммуноглобулины М к SARS-CoV-2 и получает положительный результат.

А что касается диагностики именно по клиническим проявлениям, то классические симптомы – это температура, боль в мышцах, сухой, малопродуктивный кашель, когда практически ничего не откашливается, а если откашливается, то мокрота прозрачная, это боль и напряжение в глазах, может быть также потеря обоняния и вкуса. Это, повторюсь, классическая симптоматика, но сейчас всё меняется очень сильно. Бывает один кишечный синдром, бывает жидкий стул – и всё. Народ даже периодически путает заболевание с ротавирусом. Бывает и совершенно бессимптомное течение, бывает с потерей обоняния – у всех по-разному болезнь протекает, и классическая картина сейчас практически не встречается, она стала очень стёртой, и именно по симптомам поставить диагноз «новая коронавирусная инфекция» очень тяжело.

– Чем опасно самолечение?

– Самолечение очень опасно, и это касается не только коронавируса! У каждого из нас в аптечке есть жаропонижающие, у кого-то – антибиотики или что-то ещё, но нужно понимать: если ты не врач, вообще не стоит заниматься самолечением. Понятно, что сейчас на врачей огромная нагрузка, но самолечение – это ужас, потому что мы часто видим людей, которые неправильно себя лечили. Например, кто-то принимает огромное количество жаропонижающих средств, а после этого начинаются проблемы с печенью. Некоторые сразу начинают применять антибиотики, которые крайне противопоказаны при вирусных инфекциях – они показаны только при бактериальных инфекциях. Кроме того, у них есть и свои противопоказания, а во-вторых, и свои нежелательные явления. Надо с осторожностью принимать любой препарат, и лучше – проконсультировавшись с врачом.

– В интернете нас пугают последствиями коронавируса, но в последнее время нас пугают ещё и последствиями от прививок, вплоть до бесплодия. Что страшнее? Последствия от ковида или от прививки?

– Бесплодие и вообще какие-то проблемы с репродуктивной системой могут наступить в результате поражения коронавирусом. Всем известно, что у многих пациентов на фоне протекающей коронавирусной инфекции развиваются тромбозы, и согласитесь, если тромб попадёт в вену или артерию, которая питает ту же самую репродуктивную систему, естественно, ничего хорошего не будет. Что касается вакцин в целом, то они никак не влияют на репродуктивную систему. Да, рекомендуют воздержаться от планирования беременности на месяц после введения последней дозы вакцины, чтобы избежать возможных побочных эффектов не то что на развитие плода, а даже на ещё только образующиеся клетки.

Что касается последствий, то со стороны вакцин есть ожидаемые нежелательные явления – например, местные реакции или аллергия. Но, согласитесь, это всё-таки лучше, чем, например, получить очень сильное поражение лёгких, когда это уже не просто лёгкие, а одна соединительная ткань, и ты практически не можешь дышать, а после выписки из стационара после перенесённого ковида становишься инвалидом. Что лучше? Быть инвалидом или всё-таки привиться и вести нормальный образ жизни?

О стереотипах и заблуждениях

– Александр Алексеевич, с каким заблуждением относительно прививки против коронавируса вы чаще всего сталкивались?

– Первое – люди просто в целом не доверяют прививкам. Кто-то вообще считает, что нас чипируют, но это, как говорится, отдельная песня, и это просто смешно. Всемирная организация здравоохранения выпустила огромную методичку для пациентов именно по заблуждениям о вакцинопрофилактике в целом и включая ковид, конечно. Люди, которые относятся к антивакцинному лобби, собирают огромное количество вопросов, причём они отправляются как в ВОЗ, так и в наше Министерство здравоохранения. Естественно, все они обрабатываются, на все вопросы отвечают.

Очень много заблуждений и по поводу состава вакцины – что там, например, есть соли ртути, которые разрушают всё в организме. Но даже если соли ртути и входят в состав препарата, то они в таких низких концентрациях, что от них нет никакого эффекта, это просто консервант. Люди задают очень много подобных вопросов, но лучше всё-таки читать проверенную информацию. Да, мы не можем говорить об абсолютной безопасности, здесь, повторюсь, всё сугубо индивидуально и зависит от противопоказаний у пациентов, но выдавать какие-то совпадения за последствия прививок тоже не нужно.

– Мне как-то сказали, что лучшее средство избежать тромбов после прививки – коньяк…

– Нет! Никакого коньяка и другого алкоголя! После прививки тромбоз не возникает. Микротромбы могут образовываться на фоне заболевания ковидом, это действительно так, поэтому назначаются особые группы препаратов, которые разжижают кровь. И как раз на фоне этих препаратов всё нормализуется.

– То есть и упаковку кардиомагнила после прививки съедать не обязательно?

– Нет, совершенно не нужно. Но подобные вопросы действительно часто задают…

Нужно ещё сказать, что в домашних условиях новая коронавирусная инфекция часто соседствует с пневмококковой инфекцией – самым частым возбудителем пневмоний, острых средних отитов, других инфекций. Пневмококк чаще всего встречается у детей и у лиц старше шестидесяти лет, а также на фоне ослабления организма, когда из-за вирусной инфекции возникает поражение лёгких, пневмококк тоже активизируется, и он может запустить ещё и бактериальное воспаление, лёгких в том числе. В национальном календаре прививок есть и вакцина против пневмококка, и людям старше шестидесяти лет желательно её тоже сделать, чтобы избежать бактериальных осложнений. Наш институт занимается в том числе и этой инфекцией, и мы можем с уверенностью сказать, что современные вакцины, которые рекомендуют лицам старше шестидесяти лет, работают, причём с минимальным количеством побочных эффектов.

Что касается всех вакцин, они никоим образом не влияют ни на тромбообразование, ни на что-то ещё. В целом вакцины, которые выпускаются сейчас в Российской Федерации, совершенно безопасны. Если бы они не были безопасны, их бы вряд ли кто-то вообще выпустил.

– Рекомендуете?

– Рекомендую!

– Продолжим разрушать стереотипы. Ещё одним стоп-сигналом в отношении вакцинации для многих людей из моего окружения была боязнь того, что, сделав прививку, я заражу ей окружающих меня людей, особенно пожилых. Сделав прививку, нужно изолироваться хотя бы на два-три дня?

– Изолироваться не нужно.

Бывает так, что человек приходит в поликлинику, а там толпа: кто-то сидит на приём к терапевту, кто-то – на вакцинацию. И бывает, что люди, которые ожидают приёма, уже выделяют вирус – то есть они носители коронавирусной инфекции. И если человек пришёл на вакцинацию без средств индивидуальной защиты, он, естественно, может вдохнуть определённую дозу этого вируса, и у него через какое-то время возникнут первые симптомы заболевания, и он заболевает. Чтобы такого не было, нужно всё равно соблюдать все меры защиты: носить перчатки и маску, в том числе и тогда, когда вы идёте на вакцинацию.

А когда мы просто вводим или убитый вирус, или аденовирус с генами коронавируса, говорить о том, что вы или ваши близкие заболеете от прививки, нельзя. На фоне прививки, например, первым компонентом вы заболеете только в том случае, если уже были заражены. Буквально сегодня я осматривал пациентку, которая заболела на фоне прививки. Первый компонент она сделала, и буквально через семь дней у неё появились симптомы ковида – мы посмотрели по инкубационному периоду, она вспомнила, что была без маски в поликлинике, соответственно, есть большая вероятность того, что она заболела именно там.

– Обязательно ли сдавать анализ на антитела перед вакцинацией? Или чем их больше, тем лучше, и вакцина ситуацию не усугубит?

– Вакцина ничего не будет усугублять. Чем выше у вас будет титр антител, тем будет лучше, особенно сейчас – с учётом дельта-штамма коронавируса. Несмотря на то что у человека есть какой-то титр антител, его, конечно, следует ещё увеличивать, и даже с очень высоким титром антител привиться не будет лишним. Во всяком случае, сейчас.

Страх за собственную жизнь

– Александр Алексеевич, большинство из нас представляют красную зону как закрытое отделение в той или иной больнице: ты лежишь, тебя лечат… Мы не можем, что называется, влезть в шкуру этого человека и не можем понять, что он испытывает. Вы же видите это своими глазами. Давайте попытаемся объяснить читателям, которые легкомысленно относятся к коронавирусу, что испытывает человек, который оказался в ковидном госпитале?

– Если человек оказался в инфекционном госпитале, то это уже далеко не лёгкая степень заболевания. Минимум, что есть из симптомов у пациента, – кашель, высокая температура и тяжёлый вдох, когда человек чувствует, что ему нечем дышать, а такое состояние может вызвать и панику. Кроме того, у человека может быть сильнейшая интоксикация.

У меня была пациентка, у которой была просто безумная слабость, и если сначала ситуация была более-менее спокойной, то когда начало расти поражение лёгких – с одной стороны шестьдесят процентов, с другой чуть меньше, – ей было тяжело вздохнуть. Мы смотрели сатурацию – уровень содержания кислорода в крови, видели, что она понемногу падает… А чем меньше этот показатель, тем больше недостаток кислорода в организме, а это вызывает ещё большую слабость и головокружение – вплоть до потери сознания.

Какие ещё эмоции могут быть? Это и просто страх за свою жизнь: когда понимаешь, что даже в маске – на кислороде – ты не можешь дышать, это, наверное, самое ужасное, что есть. Я уже не говорю про случаи, когда люди в реанимации лежат, я даже не знаю и не представляю, что они думают, но, наверное, точно нет никаких хороших мыслей. Это страшно, потому что вирус очень коварный. А в последнее время состояние людей утяжеляется буквально за несколько часов, и это, к сожалению, большая проблема для всех нас.

Опять же, даже если у человека, который попадает в инфекционный госпиталь, начинают улучшаться показатели и мазок становится отрицательным, это ничего не значит. Потом идёт период долечивания, и он тоже крайне тяжёлый, потому что инфекция даёт очень много осложнений, и пациенты погибают и в этот период.

– Врачи сегодня в свой адрес чаще слышат слова благодарности или упрёки?

– Всё зависит от пациентов. Люди, которые выздоравливают, по большей части благодарят, конечно, – они рады тому, что их вылечили. Есть и пациенты, которые говорят, что мы ничего не делаем… Но если человек попадает в инфекционный госпиталь, там действуют определённые стандарты, рекомендации, которые выпущены Министерством здравоохранения, и в них прописаны все основополагающие вещи, которые нужно делать с этими пациентами. Как раз по этим стандартам у нас все и лечатся, и для пациентов мы делаем очень много.

Другой вопрос – что из-за появления новых штаммов инфекция стала плохо лечиться. Например, сейчас бывает и так, что на фоне тех же гормонов, которые раньше вводили для того, чтобы не было «цитокинового шторма», плохо снижаются воспалительные процессы.

Для пациентов делается всё. Понятно, что и возможности врачей небезграничны – мы не боги, чтобы по мановению волшебной палочки сделать так, чтобы сразу всё прошло…

– Александр Алексеевич, подводя итог нашему разговору, сделаем вывод: коронавирус пришёл к нам если не навсегда, то очень надолго, и остаться в стороне от этой болезни не получится. Можно затаиться, но в реальную жизнь возвращаться придётся, а чтобы полноценно жить, выхода, кроме прививки, нет?

– Пока нет. То, что коронавирус пришёл к нам надолго, это точно. Не уверен насчёт навсегда, но на продолжительное время – да. Причём мы изначально надеялись, что у инфекции будет хоть какая-то сезонность, что в летний период заболеваемость будет как-то снижаться, но в этом году мы видим, что всё наоборот. Поэтому что будет дальше – покажет только время. К сожалению, о вирусе мы до сих пор знаем не очень много, и чем больше мы узнаём, тем больше появляется вопросов, но я надеюсь, что что-то прояснится в ближайшем будущем. В любом случае вакцинация была и остаётся одной из важнейших мер для снижения риска заражения, а в случае заболевания – снижения риска развития тяжёлых осложнений. И если вы пока ещё не привились, лучше сделать это сейчас, не оттягивая до каких-то лучших времён.

– В завершение беседы, Александр Алексеевич, мы должны сказать большое спасибо смоленским врачам и в вашем лице поблагодарить тех, кто борется за наше здоровье, а в последнее время – и за нашу жизнь!

Александр ЕРОФЕЕВ, Алексей МАТВЕЕВ

Фото: из архива Александра МУРАВЬЁВА, smi67.ru

Смолянину назначили 60 часов обязательных работ за неуплату алиментов
За сутки в Смоленской области заболел коронавирусом еще 131 человек