Преображение Вязьмы: на середине пути
Общество

Преображение Вязьмы: на середине пути

21 апреля 2021 года в 11:20

В числе муниципалитетов Смоленской области есть несколько районных центров, в которых проект по благоустройству дворовых и общественных территорий стартовал с 2017 года – первого года его реализации в стране. О развитии проекта «Формирование комфортной городской среды» в одном из крупнейших городов региона, его особенностях и планах мы побеседовали с начальником управления жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Вяземского района Сергеем Цурковым.

Четыре из пяти

– Сергей Витальевич, давайте начнём разговор с вопроса об актуальности проекта по благоустройству и того, насколько сейчас, по вашим оценкам, жителей Вязьмы устраивает комфортность окружающей их городской среды...

– Тема формирования комфортной городской среды действительно актуальна, и это видно в первую очередь по реакции граждан. У нас довольно хорошая обратная связь с жителями города Вязьмы: это и социальные сети, и обращения граждан. Что касается оценки, постараюсь быть объективным. Я должен сказать, что люди отмечают и позитивные сдвиги, и какие-то недоработки, которые нам нужно исправлять, – есть куда и к чему стремиться.

– А каким образом вы как начальник управления ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства измеряете степень комфорта жизни в городе?

– Естественно, по реакции граждан. Кроме того, мы и сами – специалисты администрации, глава, представители депутатского корпуса – объективно всё изучаем и отмечаем, что что-то уже сделано, но многое – впереди.

– Какую оценку лично вы поставите вяземской городской среде?

– На сегодняшний день, наверное, поставлю четыре балла из пяти.

– Очень достойная оценка, на мой взгляд. А как вам кажется, если отсчитывать с 2017 года, когда фактически и началась реализация проекта, сколько времени пройдёт до момента, когда «четвёрка» станет «пятёркой»?

– Я поставил такой балл, исходя из того, что проект «Формирование комфортной городской среды», согласно указу президента Владимира Владимировича Путина, будет реализовываться до 2024 года. То есть мы сегодня находимся фактически на середине пути, и уже немало сделано. За 2017–2020 годы у нас отремонтировано 49 придомовых территорий, 14 общественных территорий, среди которых есть и крупные площадки. Например, сквер Нахимова, набережная на улице Лейтенанта Шмидта, сквер Савицкой, сквер Папанова, сквер на пересечении улиц Полины Осипенко и Кашена. И многое ещё только предстоит сделать.

– То есть к окончанию проекта с комфортностью городской среды в Вязьме всё будет хорошо?

– Я надеюсь, что да.

– Тем не менее реалии таковы, что не всё получается реализовать так, как хотелось бы. Во всяком случае, проекты не всегда воплощаются в жизнь так, как они оформлены на бумаге, и, к сожалению, не всегда качественно. Например, некоторое время назад один из вяземских парков прозвучал по всей области как пример некачественного выполнения работ. Сергей Витальевич, на ваш взгляд, недобросовестные подрядчики – это действительно основная причина, которая и в Вязьме, и во всём регионе не позволяет полностью реализовать всё задуманное?

– Вы, наверное, правы, и от этого никуда не деться. Но по вопросу парка мы находимся в постоянном контакте с подрядчиком, ему направлены претензии, и в ближайшее время, как только позволит погода, он устранит свои недоработки.

– Кстати, если говорить конкретно об этом парке, то шум, как говорится, подняли местные жители. Как вам кажется, от горожан многое зависит в реализации проекта по формированию комфортной городской среды?

– Да, конечно. Потому что изначально и президент России, и губернатор Алексей Владимирович Островский ориентировали местные власти на то, чтобы жители населённого пункта, где реализуется проект, принимали самое непосредственное, активное участие в его мероприятиях.

– Насколько вязьмичи активны, по вашим оценкам?

– Я, безусловно, поблагодарю жителей города Вязьмы и других заинтересованных, неравнодушных людей за то, что они переживают, делают замечания, что-то подсказывают, и на основании их предложений производятся ремонты и выполняются необходимые работы.

Стараемся находить общий язык

– Реализация проекта началась в 2017 году, и вы сказали, что за это время отремонтировано 49 дворовых территорий. Как вам кажется, жители Вязьмы удовлетворены результатами того, что сделано за четыре года?

– Конечно, мы же общаемся с горожанами. Когда, например, подрядчик производит работы по придомовым территориям, люди выходят и говорят: «хотим вот здесь лавочку поставить». Мы обязательно советуемся с гражданами, где и как оборудовать проход на зелёную зону – «тут бордюр положите, чтобы ступенька была небольшая, чтобы с коляской перейти». Конечно, очень тяжело угодить всем, потому что даже в одном доме часть жильцов говорят «здесь стояночку сделайте», а другие – «нам не надо стоянку, нам лучше тротуар здесь». Поэтому собираем людей, домкомов – большая работа проводится с людьми, и пытаемся в чём-то всем угодить, но где-то ведь есть и нормы, которые нельзя нарушать. Но находить общий язык стараемся.

– Сергей Витальевич, давайте напомним, каким образом тот или иной двор в Вязьме может попасть в программу?

– Ещё в 2017 году мы подготовили необходимую нормативно-правовую базу, создали общественную комиссию по выбору придомовых территорий, разработали критерии по их отбору и расписали, как гражданам подавать заявки, проводить собрания, делать эскизы придомовых территорий. Люди документы подают, и если на сегодняшний день, как я уже сказал, отремонтировано 49 дворов, то всего у нас порядка 150 заявок на ремонт придомовых территорий многоквартирных домов.

– Это самые, скажем так, «убитые» дворы Вязьмы или всё-таки случается, что вы сталкиваетесь с отсутствием инициативы у местных жителей и в итоге в программу попадают дворы, в которых более-менее приличная ситуация?

– Нет, это действительно дворовые территории, которые находятся в неудовлетворительном состоянии. В числе критериев, о которых я говорил, есть, например, год последнего ремонта, год ввода дома в эксплуатацию. И решение, к тому же, принимает не один человек – создана общественная комиссия, в которую входят и депутаты, и активисты ОНФ, и члены других общественных организаций.

– А кто создаёт проекты, которые потом реализуются в конкретном дворе? Кто рисует макеты?

– В основном, конечно, граждане сами дают свои предложения. Приведу в пример дом № 25 по улице Полины Осипенко – это большая многоподъездная девятиэтажка. Жильцы дома нарисовали чертёж со своими пожеланиями и реализовали этот проект. В основном именно так и происходит, но мы готовы людям помочь и помогаем им – где-то с управляющей компанией работа ведётся, с техническим паспортом дома, и уже после этого люди на чертежах отмечают, как они видят благоустройство: где поставить опоры освещения, где – лавочки.

– То есть это не типовой проект, который утверждается на все без исключения дворы? Это индивидуальный подход к каждой территории, чтобы соответствовать и запросу общества, и возможностям, которые есть на данный момент?

– Да, конечно. И после окончания работ мы составляем акт приёма-передачи – старшие по домам вместе с управляющей компанией вместе принимают работы и подписывают этот акт.

О гражданской активности

– Будучи жителем Вязьмы, вы не только в силу своей должности, но и потому что надо где-то проводить свободное время, часто бываете на общественных территориях. В вашем городе их достаточно много, и все они так или иначе связаны с историей – такова его особенность. Насколько сложно в Вязьме заниматься благоустройством общественных пространств?

– Это действительно так, вы верно подметили. В этом году у нас попадает под ремонт сквер Доблестным предкам, расположенный в центральной, исторической части города, и работать здесь очень сложно. Необходимо было учитывать и археологический слой. И чтобы уйти от каких-то дополнительных исследований, мы приняли решение, что на этой территории будут производиться только ремонтные работы – без какого-то капитального строительства. Но всё равно: и архитектор изучает, и граждане контролируют.

– Сергей Витальевич, а как в Вязьме выбирают общественные территории для благоустройства? Понятно, что основной критерий – отталкиваться от мнения местных жителей, но, может быть, есть какие-то особенности?

– Масштабное голосование по этим территориям мы впервые организовали в 2018 году – на каждом участке, где проходило голосование на выборах президента, можно было проголосовать и за благоустройство общественной территории. Сейчас такое голосование проходит и в социальных сетях в интернете, где видно, сколько голосов отдано за ту или иную территорию. Также мы выставляли в общественных местах опечатанные ящики для голосования, чтобы граждане могли с их помощью отдать свой голос. А подсчёт производили уже общественной комиссией – под видеосъёмку.

– Такие мероприятия требуют и серьёзной подготовки, безусловно. Насколько я знаю, сейчас очень активно к реализации этого проекта привлекаются волонтёры, которые должны рассказывать своим землякам, каким образом можно проголосовать. В Вязьме такая работа проводится?

– Да. В этом году данное голосование будет ещё более открытым: Минстрой запускает специальную платформу для голосования, где уже представлены проекты общественных территорий, которые будут благоустраиваться в следующем году. Отдать свой голос за дизайн-проект можно, войдя на платформу, или через социальные сети, или через портал Госуслуг. Проголосовать можно самостоятельно с 26 апреля по 30 мая. Но в этот же период у нас в городе в общественных местах будут работать около тридцати волонтёров, которые помогут людям сделать выбор. Добровольцев снабдят оргтехникой, то есть и такая форма голосования у нас запланирована, и волонтёра можно будет пригласить даже в организацию, сотрудники которой тоже отдадут свой голос.

– А вам уже удалось пообщаться с теми, кто изъявил желание стать волонтёрами? Мне интересно, почему они принимают такое решение – работать безвозмездно?

– Знаете, я на протяжении нескольких последних лет вижу, как меняется отношение людей к тому, что происходит в городе, к тому, что они чувствуют обратную связь. Вязьмичи стали переживать за свой город – они чувствуют, что какие-то изменения делаются фактически их руками. Это видно и в обращениях граждан, и в их сообщениях в многочисленных группах в социальных сетях. Люди действительно переживают, и это здорово!

– То есть гражданская активность с каждым годом становится всё больше и больше?

– Да.

Ускорение на много лет

– Однако наравне с тем, что у нас есть волонтёры, люди, которые выступают за благие преобразования в городе, есть же и такие люди, которых мы называем вандалами. Насколько остро для Вязьмы стоит проблема борьбы с вандализмом? В Смоленске, мне кажется, в той или иной степени пострадала каждая отремонтированная территория...

– Что-то подобное, к сожалению, есть и у нас в городе. Можно привести пример: на Новый год в сквере Героев поставили инсталляции – подсвеченных оленей. Через несколько дней часть из них была разломана. Но таких случаев, должен сказать, единицы.

– А как с этим можно бороться?

– Наверное, где-то нужно усилить контроль полиции за соблюдением общественного порядка, где-то – устанавливать видеокамеры, что у нас и делается. И, конечно, я всё-таки надеюсь, что сознание граждан наших изменится в лучшую сторону.

– Если говорить в целом о реализации проекта «Формирование комфортной городской среды», как вам кажется, насколько он позволил ускорить процесс преобразования Вязьмы?

– Скажу не задумываясь: на много лет. Конечно, наш бюджет позволял проводить какие-то ремонтные работы, поддерживать территории в надлежащем состоянии, может быть, даже создавать что-то новое. Но, естественно, не в таком объёме, как это делается в рамках проекта «Формирование комфортной городской среды». Здесь можно только сказать огромное спасибо руководству и страны, и нашей области за то, что поддерживают нас и помогают реализовать проект.

– Последний вопрос, который я хочу задать, общий для всех, с кем я общаюсь на тему благоустройства городов. Почему я или любой другой житель Смоленской области должен отложить свои дела на выходных, например, и приехать в Вязьму?

– Вязьма и в целом Вяземский район богаты историческими местами, связанными с самыми разными эпохами, у нас родились много известных людей, в районе множество красивейших природных ландшафтов. В Вязьме, кстати, есть церкви, подобных которым практически не осталось во всей стране. У нас очень интересный, атмосферный город, где можно зарядиться хорошим настроением. Приглашаю смолян к нам в гости, интересно будет всем – от мала до велика.

– А я хочу пожелать, чтобы всё задуманное вами, в том числе и то, что пока ещё находится на бумаге, непременно реализовалось и оценка комфортности городской среды Вязьмы в скором будущем повысилась до твёрдой «пятёрки»!

***

Один из ключевых показателей в реализации проекта «Формирование комфортной городской среды» – максимальная вовлечённость в него жителей населённых пунктов, в которых проводится благоустройство.

Формат участия с каждым годом меняется: расширяется список возможностей, которыми может воспользоваться гражданин, желающий внести свой вклад в улучшение своего города. Так, уже привычным стал выбор территории, подлежащей благоустройству, в интернете, а с 2021 года в глобальной сети можно проголосовать и за понравившийся дизайн-проект благоустройства.

Онлайн-голосование стартует уже через пять дней: с 26 апреля жители области смогут выбрать дизайн-проекты благоустройства общественных территорий, работа над которыми запланирована в 2022 году. Проголосовать за проекты можно будет на общероссийской платформе по формированию комфортной городской среды (67.gorodsreda.ru), разработанной Минстроем России и АНО «Диалог». Голосование продлится до 30 мая.

Отметим, что данный портал предназначен не только для проведения голосования, но и для сбора предложений от граждан по вопросам развития городской среды, размещения информации о ходе благоустройства, ответственных за реализацию того или иного проекта на местах.

Александр ЕРОФЕЕВ, Алексей МАТВЕЕВ

Фото: предоставлено администрацией Вяземского района

Смолянин погасил долг по алиментам перед матерью только после ареста автомобиля
За сутки в Смоленской области 51 человек заболел COVID-19