Дизайн-код Смоленска: увидеть улицу, а не рекламную ширму
Общество

Дизайн-код Смоленска: увидеть улицу, а не рекламную ширму

28 марта 2021 года в 13:01

Городская среда – все, что окружает нас там, где мы живем, вне зависимости от того, городской это или сельский населенный пункт: дома и дворы, улицы и площади, скверы и парки, набережные и пляжи. Внешний вид и состояние всего этого, несомненно, определяет наше отношение к своему городу, поселку, селу или деревне – то есть говорит о качестве нашей жизни. Повысить этот показатель призван, в частности, федеральный проект «Формирование комфортной городской среды», входящий в состав нацпроекта «Жилье и городская среда». В числе его задач – благоустройство дворовых и общественных территорий, при этом, как неоднократно подчеркивал инициатор проекта президент Владимир Путин, с обязательным учетом мнения граждан. Один из эффективных способов достичь этой цели – предоставить горожанам возможность поделиться своей точкой зрения на общественных площадках. Например, в Центре развития урбанистики, директор которого Павел Сычёв стал гостем радиоканала «Смоленская весна» и рассказал о том, над чем работает центр, что такое «дизайн-код города» и может ли непрофессиональный дизайнер внести грамотное предложение по благоустройству.

Теоретики или практики?

– Павел, начнем разговор с рассказа о том, что такое Центр развития урбанистики. Я уверен, о нем слышали далеко не все смоляне...

– Центр развития урбанистики – это общественная организация, по сути, социальная группа, которая состоит из заинтересованных людей, неравнодушных горожан, которые желают повлиять не только на собственную жизнь, но и на жизнь города. Они хотят улучшить городскую среду, сделать пребывание в городе комфортным для себя и своих детей, для последующих поколений. Многие из нас, так же как и я, думают, что через десять – двадцать лет с гордостью смогут сказать: «Да, в Смоленске можно жить!»

– То есть вас объединяет одна тема – дизайн, желание преобразить город, сделать его краше или удобнее и комфортнее?

– Наверное, удобнее и комфортнее. Казимир Малевич хотел, чтобы искусство не было искусством на выставках. Он одним из первых хотел, чтобы искусство было во всем, что нас окружает. Это же, говоря о комфортной городской среде, можно сказать и о дизайне. Если мы говорим о комфорте, то, наверное, сейчас любой житель города скажет, что ему комфортно находиться в той или иной среде только тогда, когда она отвечает основным современным требованиям. Это хорошее благоустройство, приятный дизайн, красивая архитектура, минимум визуального мусора, большое количество арт-объектов – то, на что приятно смотреть. Мы пытаемся культивировать комфортную городскую среду, пытаемся внедрять в нее современные дизайнерские вещи, чтобы мы могли радоваться жизни, находясь среди красивых вещей.

– Вы теоретики или практики?

– Скорее практики, потому что не у всех из нас есть дизайнерское или архитектурное образование. Деятельность центра основывается на приемах тактического урбанизма. Это, например, если мы берем ведро с краской и рисуем пешеходный переход там, где его нет, а он должен быть, потому что там часто ходят дети.

– Но это же субъективное мнение: вы считаете, что переход здесь нужен, а я считаю, что нет. Как искать золотую середину?

– Работать больше с людьми. Мы пытаемся внедрять в свой инструментарий опросы, фокус-группы, воркшопы… Прежде чем самим сделать выводы, как должно измениться то или иное пространство, мы спрашиваем у жителей, которые постоянно им пользуются, что они думают. Как можно его изменить? Как вам было бы удобно? Что вы хотели бы там видеть? Мы стараемся узнать у жителей города, какие изменения должны претерпевать те или иные объекты городской среды.

Штучный товар?

– А общественный запрос и творчество совместимы?

– На мой взгляд, да, и должны вместе существовать. Но мы часто сталкиваемся с равнодушием: спрашиваем у жителей, что поменять и как, а они проявляют мало инициативы – приходится «клещами тащить» информацию. Нам же хочется сделать так, чтобы людям было удобно пользоваться территорией. Объекты, которые мы меняем, не должны превращаться в пустыри из-за того, что ими неудобно пользоваться.

– Но если смолянам это не надо, то зачем тогда тратить на это свои время, силы, деньги?

– Честно говоря, я и сам не могу до конца найти ответ на вопрос, зачем мне, моим коллегам, людям с такими же взглядами, все это надо. Просто хочется принести красоту в наш город, сделать мир вокруг себя лучше, чтобы наши дети жили в лучшем обществе. Для этого надо менять это общество… Мы часто думаем, что где-то лучше, чем у нас. Почему? Многое зависит от менталитета и от того, что нас окружает. Если мы выходим с утра на улицу и вокруг красиво, то наше эмоциональное состояние меняется в лучшую сторону, и это влияет на то, что мы делаем в течение дня. Наверное, хочется больше делать для города, чтобы внутреннее состояние общества, горожан становилось лучше и нам самим становилось бы проще работать.

– А сегодня, выходя на улицу, что вы видите? Серость или в Смоленске не так уж все и плохо?

– В Смоленске можно жить, и я обожаю наш город. Мне очень нравится то, что происходит вокруг. За счет программы развития городов по всей стране появляются такие сообщества, как наше, и, выходя сегодня на улицу, сравнивая с тем, как было десять лет назад, четко понимаешь разницу. Этот сдвиг не моментальный, как хотят многие, – потихонечку все меняется вокруг. Заброшенные пространства возвращаются к жизни, меняются здания и их наполнение, дороги явно стали лучше. Например, улица Николаева – как бы ее ни критиковали, все равно стало лучше, чем было, но и критика не всегда объективна. Надо понимать, что если мы не будем делать какие-то шаги – даже не всегда правильные, то мы не придем к цели, к комфортному городу, доступному для всех.

– Таких энтузиастов, как вы, много? Или вы «штучный товар»?

– Нет. Государственные программы по образованию молодежи, формированию комфортной городской среды так или иначе влияют на общество, а в большей степени – на молодежь. Она меняется и хочет что-то менять вокруг себя, хочет участвовать в общественной жизни, и таких людей с каждым днем становится все больше.

Гармония – во всем

– Павел, давайте поговорим о конкретном проекте, которым Центр развития урбанистики занимается уже несколько лет, – «Дизайн-код города». Что это за проект, зачем нужно его реализовывать в Смоленске и чего уже удалось добиться?

– Начнем с определения. Дизайн-код города – это дизайн всего: аншлаги, остановки, цвет городского транспорта, озеленение, освещение, вся городская инфраструктура. Это все должно гармонично сочетаться между собой.

– Но изменить весь город кажется нереальным…

– Нереально одним махом. Но мы работаем пошагово. Начали с дизайн-кода вывесок на городских фасадах, потому что это одна из самых острых проблем, на которую реагируют жители. Выходя из общественного транспорта, мы часто видим, что территория вокруг заставлена ларьками и на них размещено непонятно что, все пестрит, как в каком-нибудь Бангкоке, а не в современном российском городе… Многие спрашивают: «Вы сделаете дизайн-код и сразу что-то поменяется?» Я говорю, что нет, поменяется лет через десять – двадцать. Дизайн-код упростит жизнь и предпринимателю: вывески можно делать по дизайн-коду, который одобрила городская архитектура, и предпринимателю не нужно будет ее отдельно согласовывать. Делать по общим для города правилам – распространенная практика, которая, например, с 2012 года применяется в Москве. Это сработало, и мы видим результат.

– Павел, представим себе проспект Гагарина – небольшую его часть, от площади Победы до «Гамаюна». На фасадах зданий – однотипные вывески, сообщающие о том, что это аптека или магазин. Они будут в одной цветовой гамме, одним шрифтом, одного размера?

– Не такие жесткие требования, но в целом вы правы. Нас спасет отсутствие перекрикивания друг друга, и тогда мы сможем отличить одну улицу от другой – мы увидим улицу, а не рекламную ширму.

– То есть вы ограничиваете фантазию дизайнеров? Может, тогда они нам не нужны?

– Нет, дизайнеры нужны, более того, нужны еще и архитекторы. Для Смоленска это, может быть, и в диковинку, но дизайн-код описывает общие правила того, как надо устанавливать вывеску: место ее установки, возможные шрифты и цвета. А в дальнейшем дизайнеру нужно будет работать с входной группой – изменить, например, навес над входом или сделать красивый портал.

– Но это же уже перепланировка?

– Нет. Можно поставить вокруг двери багеты, которые присущи всему зданию. Например, по проспекту Гагарина мы видим много зданий сталинской эпохи с большим количеством белых карнизов и – козырьки из поликарбоната. Хотя есть прекрасное решение – вход в подъезд этих домов: карниз белый, лепнина и так далее. Почему бы над входом в помещение не сделать то же самое, подчеркнув стиль и вкус? Это и есть работа дизайнера, а не оформление пестрой вывески, которая «бьет по глазам».

Упростить жизнь предпринимателям

– Говоря о том, какой должна быть вывеска, мы говорим о вкусах определенной группы людей. Не получается ли, что вы, ратуя за красоту и стиль, ущемляете мои вкусовые пристрастия?

– Дизайн-код должен быть очень деликатным. Мы хотим разработать алгоритм, общие требования, а дальше пусть уже работает дизайнер. Вы – предприниматель, который хочет реализовать свою идею, и вам ничего не мешает это сделать. Дизайн-код подскажет, какой, например, вывеска должна быть по высоте. Не обязательно ведь писать огромное название, чтобы к тебе зашел покупатель, – достаточно продавать хорошую продукцию по приемлемым ценам.

– Допустим, я предприниматель с уже сложившимся имиджем, в который я вложил немалые средства. А теперь мне порекомендуют сменить то, что я годами нарабатывал, на то, что меня не только не выделит, но и усреднит…

– Если то, что у вас есть, соответствует сегодняшним требованиям благоустройства, вам никто ничего не будет рекомендовать. Мы не хотим сделать жизнь предпринимателя сложнее – наоборот, хотим ее упростить. Дизайн-код – скорее подарок предпринимателям, поточу что общий алгоритм поставит в равные условия всех бизнесменов – и тех, у кого есть лишние деньги на вывески, и тех, у кого их нет. В начале беседы я уже говорил, что дизайн-код сработает через десять – двадцать лет, а не мгновенно. Все новые предприятия и предприниматели будут делать вывески по новым требованиям, рекомендациям дизайн-кода. Эти вывески будут выглядеть современно, красиво, они будут деликатно работать с архитектурой и подчеркивать хороший имидж предприятия. И через пять лет мы увидим, что сменится и часть старых вывесок, и это будет тенденция в сторону современности.

– А если в приказном порядке сменить все вывески, которые не соответствуют стилистике города? Ведь в исторической части Смоленска почти все они выбиваются из архитектурной концепции...

– Я думаю, что такими методами мы ничего хорошего не добьемся, получим только негативное впечатление от общества и горожан. Предприниматель – такой же житель города, и мы от него получим негатив. Такие решения ни к чему хорошему никогда не приводили, и здесь, наверное, надо действовать более методично.

Благоустройство – работа для всего города

– Павел, а вы считаете центр идеальным в плане того, что вы знаете, как должно быть?

– Мне так не кажется. Именно поэтому мы и проводим опросы. Разработанные нами идеи, которые лягут в основу окончательного дизайн-кода, мы обсуждаем с жителями города. Для этого у нас есть сайт «дизайнкодсмоленска.рф», на котором есть кнопка «Предложить идею». Нажав на нее, вы попадаете на ресурс, где выложены те вещи, которые, как вы говорите, мы считаем правильными. Там можно прокомментировать предложенную нами идею, можно предложить свою идею, и мы очень хотим, чтобы в этом разделе появилось максимальное количество ответов и предложений

Мы, повторюсь, не говорим, что мы знаем. Мы предлагаем взгляд и предлагаем обсудить его с жителями. Ранее мы проводили воркшоп, на котором презентовали свои идеи экспертам, затем мы представляли их в городском управлении архитектуры… Все это позволяет нам смоделировать конечную редакцию, которая будет отвечать всем требованиям, существующим у жителей, предпринимателей, профессиональной среды. Это не только работа центра, это работа всего города, и хотелось бы, конечно, попросить неравнодушных горожан проявить активность, потому что ее пока, к сожалению, маловато.

– А в комментариях, которые вы получили на сайте, были идеи, которые вас удивили?

– Я бы не сказал, что удивили, но были и такие, которые заставили нас задать себе вопрос, почему мы это раньше не придумали, почему пропустили.

– То есть, даже не обладая профессиональным образованием, можно иметь, что называется, природный вкус и видение?

– Конечно. Здесь, вдобавок ко всему, есть и замыленность взгляда: мы долго с этим работаем и не замечаем каких-то очевидных вещей – они проходят мимо наших глаз. А когда мы ведем диалог с жителями, нам задают простые вопросы, которые действительно заставляют нас задуматься: почему мы, например, говорим, что надпись должна быть только по горизонтали, хотя у здания есть прекрасная арка и можно поработать с архитектурой, сделать надпись по дуге. Таких предложений, кстати, много, мы очень часто удивляемся тому, что вообще не учли их.

– Как вам кажется, развиваясь, Смоленск должен опираться на свою историю или следовать в ногу со временем и превращаться в стильный мегаполис?

– Мне кажется, в стильный мегаполис мы превратиться не сможем. Хочется, чтобы город становился более современным, качественным в плане комфортной городской среды и при этом сохранял свою самобытность, идентичность, историю, чтобы он не был похож на все города в мире.

Выставки под землей

– Начинать будем с вывесок?

– Есть много проектов, которые работают на эту благую цель – создание качественной среды. Мы начали с вывесок, но сейчас занимаемся еще одним интересным проектом: мы хотим качественно изменить подземный пешеходный переход на площади Победы. Мы все видим: сколько бы коммунальщики ни бились с происходящим там вандализмом, он все равно продолжается. По нашему мнению, так происходит исключительно из-за того, что там формируется какое-то сообщество уличных художников, которые пытаются себя реализовать. Мы им дадим такую возможность.

– Давайте немного подробнее остановимся на этом проекте. Почему именно подземный переход?

– Сейчас подземные переходы часто критикуют, многие считают, что этот вид городской инфраструктуры не оправдывает себя, но я не поддерживаю такую точку зрения – «давайте их все засыплем». Мы когда-то потратили много денег на то, чтобы их сделать. Да, мы где-то ошиблись, но это не повод просто засыпать песком крытую площадку, которая может функционировать круглый год, потому что она не оправдала ожиданий. Мы в этом месте хотим создать некое пространство для уличных музыкантов, которые там могут выступать, и для кого-то из них это вообще будет первый опыт выступления. Они получат реакцию, поймут, что их искусство кому-то нравится, и для них это будет поводом для дальнейшего развития. То же касается и художников – у нас будет заложена возможность проводить там экспозиции современных художников. Пространство будет организовано таким образом, что ты в принципе не должен обладать какими-то регалиями, чтобы выставиться. Любой начинающий художник сможет продемонстрировать свое искусство, причем не только увлеченным людям, которые приходят в галереи, а просто прохожим. То есть мы здесь развиваем и художников, и саму аудиторию – людей, которые идут с работы домой, туристов…

Мы предлагаем разместить на стенах иллюстрации; помимо этого, в проекте еще есть новое освещение, выставочное и звуковое оборудование. Там будет достаточно много инфраструктуры, которая позволит этому пространству существовать и как выставочному, и в котором можно будет выступить музыканту, а поэту – устроить читку. Но так как изначально мы планируем все-таки украсить стены иллюстрациями, мы собираемся провести конкурс художников. Сейчас мы работаем с экспертами, будущими членами жюри, чтобы сформулировать и положения конкурса, и посыл для художников, чтобы достучаться до всех неравнодушных горожан, кто смог бы предложить идею, которую там можно было бы реализовать. У нас большая надежда на то, что именно конкурс художников нам поможет.

У нас на сайте есть модель этого пространства, и каждый желающий может увидеть, что мы вообще хотим там сделать. Можно посмотреть, как это пространство выглядит в наших глазах, и также зарегистрироваться для участия в конкурсе, предложить свои идеи и потом с командой проекта дорабатывать их до воплощения в жизнь.

– Павел, как вам кажется, Смоленск когда-нибудь будет звучать, хотя бы на страницах профессиональных изданий, как город не просто стильный, а подающий пример?

– Обязательно. Я думаю, что это произойдет, причем в ближайшем будущем. У нас очень много талантливых художников. Если вы вспомните историю, множество наших земляков прославили себя и наш регион, и хочется, чтобы сейчас по крайней мере будущее поколение не потеряло этот боевой настрой. Многие помнят Эля Лисицкого – выдающегося художника с мировым именем, первопроходца-авангардиста. Все прекрасно помнят Юрия Гагарина, который первым полетел в космос. Смоленск уже звучит, а мы, со своей стороны, всем нашим дружным сообществом постараемся, чтобы он звучал и в дальнейшем.

***

Благоустройство наших населенных пунктов, напомним, зависит и от нас самих, и если деятельность Центра развития урбанистики – по сути, работа на перспективу, то на итоги ремонта общественных территорий, запланированного на 2022 год, жители Смоленской области смогут повлиять в самое ближайшее время.

Напомним, 26 апреля стартует онлайн-голосование по выбору дизайн-проектов благоустройства общественных территорий, подлежащие реконструкции в следующем году. Выбрать проект можно будет на общероссийской платформе по формированию комфортной городской среды (67.gorodsreda.ru), разработанной Минстроем России и АНО «Диалог». Голосование продлится до 30 мая.

Стоит также отметить, что данный портал предназначен не только для проведения голосования, но и для сбора предложений от граждан по вопросам развития городской среды, размещения информации о ходе благоустройства, ответственных за реализацию того или иного проекта на местах.

Александр ЕРОФЕЕВ, Алексей МАТВЕЕВ

Фото: предоставлено Павлом СЫЧЕВЫМ

Александр Трачук: Человек должен быть обязательно с характером
Не надо долго терпеть

Новости партнеров