От горожан до котиков: 21 человек круглосуточно готов спасать Смоленск
27 декабря в России отмечают День спасателя. Когда человек в беде, он принимает помощь, не вдаваясь в подробности, какое именно подразделение его выручает. Если, к счастью, всё хорошо, мы и вовсе не задумываемся о тех, чья работа – первыми броситься на выручку в аварии, при пожаре, несчастном случае… В Смоленске несёт круглосуточное дежурство аварийно-спасательный отряд. Его бойцы – первые, а для некоторых горожан – единственные люди, которым не всё равно, что у вас произошло ЧП местного масштаба.
Городской отряд базируется на улице Соболева, где обосновался через три года после того, как был сформирован в 2003 году. 21 сотрудник, три специально оборудованных автотранспортных средства, дежурства «сутки через трое», постоянная связь с диспетчерской службой, полная готовность в считанные минуты выехать на любой вызов – это если в нескольких словах, сухо описать будни. А вот кто, куда и зачем зовёт в Смоленске на помощь – об этом мы поговорили с Александром СИНЯВСКИМ, начальником отряда, и Андреем ТРЕТЬЯКОВЫМ, начальником муниципального казённого учреждения «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Смоленска». И управление, и отряд находятся по одному адресу.
Проказники и котики
Гарнитура от мобильного телефона в ухе у Александра Синявского – не дань моде, а часть работы: он всегда на связи. Через несколько минут после начала разговора прерывается: поступил вызов из микрорайона Королёвка, ребёнок закрыл дверь. Мы видим в окно, как выезжает автомобиль на помощь – вскрывать дверь, чтобы родители перестали волноваться о том, что происходит с их чадом. Оказывается, львиная доля выездов бойцов отряда связана с так называемыми проблемами социально-бытового характера: захлопнувшиеся двери; детки, которые запирают родителей и бабушек в туалетах и на балконах; кольца на пальцах, которые врезаются в кожу и их невозможно снять; застрявшие руки-головы в самых неожиданных местах… Например, позавчера двухлетний смолянин засунул пальчик в носик чайника – и никак не вытащить… Случаи бывают курьёзные. Кто бы мог подумать, что нередко приходится помогать снимать наручники горожанам, которых этими «браслетами» украсили точно не полицейские. Из вариантов того, что вызовет добрую улыбку у читателей: почти четверть вызовов связана со спасением котиков и собак – от снять с дерева, вытащить из канализационного люка, до сделать отверстие, чтобы вызволить кота из воздуховода.
Нередко приходится аварийно-спасательному отряду спасать животных не домашних, а диких, заблудившихся на городских улицах. Так, выводили с территории детского сада лосёнка, вытаскивали застрявшего между прутьев ограды маленького оленя. Но, к сожалению, основная часть работы далека от романтики и положительных эмоций.
Те, для кого спасатели – единственные
Слушать про котиков и говорить о них – легко и приятно. Но эти случаи – только маленькая отдушина в череде совсем нерадостных будней. В среднем в год случается до тысячи выездов. Дней, когда не обращаются к спасателям, просто не бывает. Александр рассказывает, стараясь, чтобы не захлестнули эмоции. На днях в одной из квартир возле туалета упала пожилая женщина, у которой случился инсульт. Она два дня пролежала на полу… Вызвали спасателей соседи, возможно, услышав звуки, когда она пыталась колотить в стену. Сотрудники отряда вскрыли дверь, отвезли её в больницу. К сожалению, таких случаев немало, когда у бабушек и дедушек есть родственники, но они нечасто звонят или навещают стариков. За время нашего разговора Александр Синявский, наверное, единственный раз потерял невозмутимость, когда попросил: «Напомните людям, чтобы чаще звонили родителям, не оставляли их без внимания».
Спасателей зовёт и служба скорой помощи, ведь зачастую хрупкие девушки, посещающие больных, не могут физически транспортировать людей, которые не в состоянии передвигаться. И ещё одна – незаживающая рана в памяти: несчастные случаи с детьми. Буквально год-два назад дети падали из окон, конструкция которых с хлипкой сеточкой от комаров только с виду выглядела как барьер, но, когда ребёнок опирался на неё, вылетала мгновенно. Страшные минуты переживали спасатели и когда подростки, перелезая через металлические заборы, бывало, просто насаживались на острые зубья, идущие поверху.
Горе не от ума, а от беспечности
Как факт Александр Синявский и Андрей Третьяков отметили то, что количество «детских» происшествий за последние пару лет пошло на спад. Но «отжигают» взрослые. Например, как можно додуматься до того, чтобы закурить в лифте? Там тяга воздуха такая, что точно «из искры возгорится пламя». Или памятный всем смолянам хлопок газа в многоквартирном доме в Пригорском. Спасатели работают в тесной связке с пожарными и другими службами, выезжая, чтобы обеспечить эвакуацию людей, оперативно разобрать завалы, оказать первую доврачебную помощь. В Пригорском произошёл не просто несчастный случай – причиной ситуации стал именно человеческий, поведенческий фактор. Аварийно-спасательный отряд зовут и в случае серьёзных ДТП, когда, например, приходится вырезать при помощи спецоборудования людей из искорёженных автомобилей. И к чести городских спасателей, они выезжают при необходимости и в районы, хотя территория их ответственности – город Смоленск. Люди в отряде сдают нормативы по физподготовке, владеют (официально) навыками оказания первой медицинской помощи, их привлекают даже к «суицидникам», ведь знаний и навыков хватает, чтобы помочь избежать непоправимого.
Спрашиваю собеседников о том, бывает ли текучка кадров в отряде именно из-за психологической трудности работы. Бывает. Александр и Андрей говорят, что особенно тяжело новичкам: только со временем получается не нести постоянно накопившийся груз. Помогают в семье, помогают отвлечься хобби и увлечения, помогает опыт. Но мне кажется, что сердца здесь не черствеют. В интонациях, в паузах, в спокойной «мужской выдержке» в беседе отзвуки эмоций всё равно было не спрятать. Да простят меня собеседники.
Особый контингент
С 2018 года, с введением единого номера «112», работа всех служб спасения выстраивается гораздо эффективнее. Мне показали «святая святых» – офис диспетчеров. В этот день дежурила Светлана. Перед ней на мониторах высвечивалась информация, и как она пояснила: «Зелёный значок – это для нас». Я спросила о том, часто ли случаются ложные вызовы. Оказалось, что да. Иногда звонят люди в состоянии алкогольного опьянения со своими «фантазиями», раньше нередко баловались дети, но, видимо, открытые уроки ОБЖ с привлечением для разъяснений спасателей делают своё дело. Бывает, что мстительные горожане, чьи безалаберные соседи выставляют в подъезд за дверь мусор, вызывают отряд по факту обнаружения «подозрительного пакета». Увы. Реагировать приходится всегда, даже когда по косвенным признакам понятно, что вызов сомнительный. А вдруг? Ведь нельзя ошибиться, отмахнуться, даже если интуиция говорит «нет», сотрудники отряда едут на вызов – их задача не борьба со стихией, а помощь людям, которые здесь и сейчас нуждаются в ней.
Спрашиваю Светлану: «А есть те, кто звонят не только «112», а и по вашим городским телефонам с целью «просто поговорить»?» Она улыбается: «У нас есть даже список такого контингента. Весной и осенью звонят чаще. Мы не отмахиваемся, а при возможности сообщаем родственникам, чтобы обратили внимание на наступившее «обострение». Круглосуточно дежурят три диспетчера. «Тяжело?» – банальный вопрос от меня. «Дело привычки и опыта. Знать, как это работает, и делать своё дело», – Светлана улыбается глазами – на лице маска.
Совершенству нет предела?
С первых же минут нашей встреч Андрей Третьяков и Александр Синявский всё порывались отвести меня к спецмашинам, очень сокрушаясь потом, что увидела я только резервный «УАЗ-Патриот», а основное авто как раз уехало по вызову. Но мне и резервного транспорта хватило не столько для того, чтобы оценить его оснащённость (я мало понимаю в технике), а чтобы увидеть настоящий «мальчишеский» огонь в глазах, когда в морозный день ребята показывали всё снаряжение и оборудование, готовы были рассказать с любовью о каждом винтике и голыми руками в холод выдвигали металлическую лестницу, чтобы продемонстрировать, как всё круто устроено. База у отряда хорошая, деньги город выделил и на оснащение, и даже на ремонт кровли в этом году. В мечтах о совершенстве (а ему нет предела) они честно признаются: есть всё необходимое. А для нас с вами это значит главное – для спасения наших жизней и здоровья в нужный момент в Смоленске достаточно техсредств и более чем достаточно умения и желания оградить нас от бед. Даже когда речь идёт о милых сердцу котиках.
Фото: Светлана ПАРФЁНОВА
Светлана Парфенова