«Край Смоленский»: 30 лет изучения малой родины
Общество

«Край Смоленский»: 30 лет изучения малой родины

22 ноября 2020 года в 15:31

2020 год оказался богат на юбилейные даты, так или иначе связанные со Смоленщиной. В их числе есть и даты, отмечавшиеся во всей стране, как, например, 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Дни рождения поэтов Михаила Исаковского и Александра Твардовского, драматурга Александра Грибоедова празднуются не так широко, но не теряют своей важности для истории и культуры России. Есть среди юбилеев и сугубо региональные круглые даты. Одна из них – 30-летие журнала «Край Смоленский», творческий коллектив которого изучает историю и культуру нашей земли, рассказывает о ней и тем самым воспитывает и учит смолян любить свою родину. С 2011 года редакцию журнала, издающегося при поддержке администрации области, возглавляет краевед Юрий ШОРИН. Юрий Николаевич стал гостем радиостанции «Весна» и рассказал, в чём уникальность «Края Смоленского», кто может стать автором журнала и какие темы в нём раскрываются.

Уникальность в темах и авторах

– Уникальность «Края Смоленского» в том, что подобных журналов исключительно мало в нашей стране, а ежемесячных журналов, тем более издающихся столько лет, вообще больше нет. Это старейший региональный исторический журнал в России, который носит ярко выраженный научно-популярный характер, и это тоже большая редкость в наше время, и не только в исторических науках. Даже официально издание называется «научно-популярный журнал». Мы сохранили слово «популярный», потому что наша сверхзадача – сделать так, чтобы самые современные научные изыскания были доступны любому образованному читателю. То есть мы издаём журнал не для учёных, а для всех людей, которые имеют как минимум среднее образование.

– Юрий Николаевич, а вы считаете, что человек без специального образования способен вникнуть в ваши материалы настолько, насколько вы предполагаете?

– Знаете, я сам вырос на советских научно-популярных журналах, и, наверное, с этого времени во мне сохранилась тяга к знаниям, которые доступны неподготовленному читателю. Теперь стараюсь переносить её уже на свою деятельность в журнале. Я абсолютно уверен, что любой заинтересованный читатель сможет понять содержание любой статьи нашего журнала. Конечно, нужно приложить некоторые усилия, по крайней мере, в серьёзных фундаментальных статьях, посвящённых, например, современным археологическим изысканиям. Там есть специальная терминология, но сейчас легко узнать, что эти термины обозначают. Однако большинство статей можно читать совершенно свободно, без каких-то специальных знаний, тем более что многие из них написаны краеведами.

Наш журнал уникален ещё и тем, что в нём под одной обложкой находятся статьи докторов исторических наук и, например, студентов или школьников. Причём требования и к доктору наук, и к школьнику мы предъявляем одни и те же: мы не опускаем планку, а, наоборот, подтягиваем юных краеведов к требованиям серьёзных исследований.

– Как отбираются материалы в журнал? Это инициатива авторов или редакции?

– Естественно, бывает по-разному. Безусловно, редакция проводит свою политику, и какие-то материалы появляются по нашей просьбе. Основной круг авторов мы знаем, у нас, кстати, много авторов из других городов: прежде всего это, конечно, Москва, есть авторы из Санкт-Петербурга и Саратова, даже из Польши и Германии, где живут много людей, которым интересна смоленская история. Конечно, мы ищем авторов. Если я вижу, например, что какой-то исследователь занимается смоленской темой, я могу предложить ему подготовить материал для нашего журнала, и чаще всего люди откликаются и пишут. Так у нас появляются публикации авторитетных исследователей, которые работают на переднем крае науки.

– Есть ли молодые авторы-энтузиасты, которые хотят заниматься Смоленском?

– Да, есть, и, как ни странно, их больше не из Смоленска. Например, у нас публикуется автор из Калининграда, который пишет статьи о смоленских анархистах, причём основательные, фундаментальные. Нередко молодые авторы не являются профессиональными историками, но большой опыт работы с историческими источниками стал для них хорошей школой самообразования. В каждой их статье может быть по нескольку десятков ссылок на архивные документы. Меня очень радует, что появилось новое поколение квалифицированных, подготовленных исследователей истории Смоленского края. Вообще, смоленское краеведческое сообщество очень активно работает. Я считаю, что смоленское краеведение – одно из сильнейших в России, и наш ежемесячный журнал тоже вносит вклад в укрепление его авторитета в масштабах всей страны.

– Есть ли необходимость в редактуре материалов, которые приходят в журнал от авторитетных авторов? Проверяете ли вы за ними какие-то факты?

– Редактура нужна всем, это ведь широкое понятие. Есть техническая редактура, есть и содержательная: автор по каким-то причинам может допустить описку, перепутать неосновные факты. Это мы отслеживаем, но явные, фактические ошибки не так часто попадаются. Если я вижу, что это ошибка, списываюсь с автором, объясняю суть дела. Это всё обсуждается в рабочем порядке. Более того, когда мы делаем макет, я высылаю свёрстанную статью автору, чтобы он ещё раз посмотрел и проверил. Зачастую сами авторы уже в вёрстке находят у себя какие-то ошибки или описки, просят что-то поправить. Это кропотливый и довольно сложный процесс.

Из истории «Края Смоленского»

– Юрий Николаевич, давайте поговорим об истории журнала. Какие реперные точки вы могли бы отметить в его 30-летней истории? Создание, изменения редакционной политики?..

– Тридцать лет – достаточно большой срок жизни даже для человека, а уж тем более для печатного издания. При этом надо учесть, какой сложный период переживала страна с 1990 года, какими тяжёлыми были те годы в экономическом плане. Естественно, журнал менялся.

«Край Смоленский» вырос из журнала «Политическая информация» – печатного органа Смоленского обкома КПСС, в котором печатались материалы, рассчитанные на широкую сеть партийных пропагандистов. Но очень быстро в нём стали выходить сугубо гуманитарные публикации, связанные с историей Смоленского края. В Смоленске сложилась серьёзная краеведческая школа из преподавателей вузов и самых авторитетных краеведов. Постепенно внутри «Политической информации» они сделали журнал в журнале, он назывался «Знай и люби свой край». В 1990 году решением обкома партии в свете перестроечных веяний «Политическая информация» была преобразована в менее идеологизированный общественно-политический журнал, который получил имя «Край Смоленский».

Через год – 17 августа 1991-го – было принято решение сделать журнал гуманитарным, связанным с историей и культурой Смоленщины, и это был очередной этап жизни журнала. Он так и назывался первые несколько лет – «гуманитарный журнал», потом – «художественный», потому что много лет в нём публиковались не только исторические статьи, исследования и документы, но и стихи, художественная проза – это был журнал широкого профиля. С 2011 года, когда я стал редактором «Края Смоленского», мы отказались от публикации стихов и прозы, потому что к тому времени появились ежегодные литературные альманахи, и мы сделали акцент на истории края. Журнал стал научно-популярным, иллюстрированным, увеличился его формат.

Визитная карточка: темы и объёмы

– За время вашей работы главным редактором в журнале есть что-то, чем вы гордитесь? Например, какими-то поднятыми темами, которые запомнились вам по уровню освещения или уникальности?

– Визитной карточкой журнала стали тематические номера, когда весь номер посвящён какой-то одной теме. Это может быть важное историческое событие – например, юбилей, связанный с Великой Отечественной войной, или крупная историческая личность. Например, в настоящее время мы готовим уже пятый с 2011 года тематический номер, посвящённый Марии Клавдиевне Тенишевой и её наследию. Эта тема, конечно, у нас очень широко исследована. Не побоюсь сказать, что именно редакция «Края Смоленского» со своими авторами является главной в России научной площадкой для изучения жизни и деятельности княгини Тенишевой, больше нигде такого количества и такого качества публикаций, связанных с ней, не выходит.

Последнее время мы активно занимаемся этнографией, то есть всем, что связано с народными обычаями, традициями, ремёслами, фольклором. Это колоссальная тема. Первый тематический номер мы выпустили в прошлом году, в феврале этого года вышел второй номер, он был большим – 126 страниц, и в нём собраны уникальнейшие материалы: очерки конца XIX века по смоленской этнографии, современные исследования. По сути, это энциклопедия народной жизни.

– Юрий Николаевич, тематика специализированных выпусков определяется по актуальности, степени накопления материалов или, скажем, по решению редакции?

– Темы определяются разными факторами, в том числе и юбилеями. Например, апрельский номер этого года был посвящён 225-летию со дня рождения Александра Сергеевича Грибоедова. Весь номер – «грибоедовский», и мы его делали в тесном сотрудничестве с музеем-заповедником «Хмелита», который связан с огромным кругом исследователей грибоедовской темы.

Вышло уже несколько номеров, посвящённых Великой Отечественной войне. В этом году, например, был номер, посвящённый 75-летию Победы, раньше мы издавали номера, приуроченные к годовщине начала войны. Я горжусь одним из таких тематических номеров, в котором мы рассказали о последствиях войны для Смоленщины – тех огромных потерях, разрушениях, которые принесла война. Мы ведь до сих пор плохо знаем эту тему, и только сейчас начинаем её серьёзно исследовать. Весь этот номер от начала до конца состоял только из документов, там не было авторских статей, но документы подобраны таким образом, что их можно читать неспециалистам: начиная от бомбёжек Смоленска в 1944 году, уже после освобождения Смоленщины, и заканчивая, например, разминированием Смоленской области. Это огромная, драматическая тема, связанная с гибелью гражданского населения, сапёров. Выпуск тематического номера журнала, состоящего из одних документов, был определённым риском для редакции, но я считаю, что он оправдался.

У нас были номера, посвящённые истории отдельных городов или районов: Вязьме, Сафоновскому району, Велижу. Был выпуск, рассказывающий о замечательной исследовательнице Смоленского края Екатерине Николаевне Клетновой, в котором опубликовано немало интереснейших архивных документов и, в частности, её дневник.

Выход того или иного тематического номера кроме какой-то даты зависит и от имеющихся материалов и авторов. Мне могут предложить сделать номер на такую-то тему, а у нас нет авторов, нам нужно провести огромную работу, чтобы найти документы в архиве, их ведь нужно ещё готовить к публикации, и это очень непросто…

– Ставите ли вы перед собой и своим коллективом задачу оперативно реагировать на актуальные события из мира истории? Например, обнаружение захоронения Гюдена?

– Конечно, ставлю. Я, например, познакомился с археологами, которые занимались изучением Смоленска в поисках Гюдена, и мы с ними договорились о подготовке статьи. Сейчас в Смоленске достаточно активно ведутся археологические исследования, совершаются открытия, переворачивающие историю города. Я лично знаком с руководителями Смоленской археологической экспедиции Института археологии РАН, мы общаемся. По археологическим раскопкам у нас регулярно выходят актуальные, «по горячим следам», публикации.

Опять же, в прошлом году, и это тоже наше достижение, мы издали большой номер «Края Смоленского» в 120 страниц, посвящённый археологии. Он был выпущен к столетию Даниила Антоновича Авдусина – выдающегося археолога, который проводил исследования и в Смоленске и довольно долго изучал Гнёздовские курганы. С помощью его учеников и последователей – современных археологов мы издали очень интересный номер, в котором в том числе представлены разные точки зрения на древнюю историю города.

Главное – плюрализм мнений

– Юрий Николаевич, кстати, журнал даёт возможность высказать разные точки зрения на один и тот же вопрос смоленской истории? Или в нём представлена, например, только ваша позиция?

– Моя задача состоит не в том, чтобы кому-то навязать свое мнение, а в том, чтобы представить все имеющиеся точки зрения на спорную проблему, но при одном важном и большом «но»: все концепции должны лежать строго в рамках научных взглядов. Какой-то бредовой точки зрения в журнале, конечно, не будет. Но если это спор по сложному вопросу, например, где первоначально возник Смоленск – в Гнёздове или на месте современного города, на что специалисты-археологи имеют разные взгляды, и они между собой спорят, то все они, я вас уверяю, будут представлены в журнале «Край Смоленский».

– Даже если они не совпадают с точкой зрения Юрия Николаевича Шорина?

– Безусловно.

– Кстати, у вас на этот вопрос какая точка зрения?

– Я не специалист, но на основании археологических исследований, разных публикаций на эту тему выскажу мнение, что Гнёздово и Смоленск – два абсолютно разных, хоть и связанных между собой населённых пункта, которые в какой-то период времени существовали параллельно. Древний Смоленск возник всё-таки там, где он находится и поныне. Об этом говорят археологические открытия последних лет: в районе Соборной горы уже найден большой объём культурного слоя и VIII, и IX веков. А дальше начинаются вопросы: как Гнёздово и Смоленск между собой взаимодействовали, какую роль они играли – политическую, экономическую и так далее… Здесь очень много сложных вещей, но археологические исследования сейчас непрерывно идут и в Смоленске, и в Гнёздове, появляются новые концепции, они постоянно изменяются, сами учёные что-то корректируют в своих взглядах – это нормальный путь науки от незнания к полузнанию, затем к знанию, которое на данный момент существует, пока оно снова не будет скорректировано из-за появления новых научных фактов.

– Какие вопросы смоленской истории, на ваш взгляд, в ближайшее время могут вызвать широкий интерес и появиться в вашем журнале? Вы видите перспективные работы, которые станут почвой для серьёзных научных исследований?

– Знаете, сложно ответить на ваш вопрос, потому что какую тему ни возьми, везде много простора для научных исследований. Возьмите ту же Великую Отечественную войну. Сколько мы ещё не знаем! Её активно изучали в советский период, но зачастую эти исследования были идеологизированы – не столько хотели установить историческую правду, сколько показать роль партии, героизм народа, то есть историки изначально были поставлены в жёсткие рамки. Отечественная война 1812 года, казалось бы, изучена досконально. Но по этой теме в журнале регулярно выходят интересные публикации. Например, Светлана Новикова, живущая в Германии, переводит не издававшиеся на русском языке мемуары немецких офицеров, служивших в армии Наполеона, очень интересно их глазами посмотреть на события 1812 года на Смоленщине.

Слабо изучена наукой Смоленская война 1632–1634 годов. Мы плохо знаем события обороны Смоленска в 1609–1611 годах. Город был в осаде двадцать месяцев. В это время в нём шла своя жизнь с частными драмами и трагедиями. И, что интересно, сохранилось большое количество документов Смоленской приказной избы того времени, они опубликованы, доступны для любого исследователя: изучайте, готовьте статьи… Но, к сожалению, исследователей, особенно смоленских, не хватает.

История – дело неравнодушных

– Обращаются ли к вам смоляне с просьбами о каких-то консультациях или ваши читатели всё-таки достаточно подкованы, чтобы самим разобраться и найти нужные источники?

– Да, ко мне периодически обращаются люди с просьбами помочь в родословных поисках, рассказать, например, об истории того или иного населённого пункта. В рамках своих возможностей я помогаю: и конкретными материалами, и какими-то консультациями, как им лучше действовать.

В целом востребованность исторических знаний растёт, и достаточно заметно, причём как общего свойства, так и частного: многие люди интересуются историей своего рода, своей семьи. Это прекрасно! Личный интерес здесь принципиально важен, он говорит о том, что это нужно конкретному человеку, значимо для него. Многие сами занимаются историей своего рода, и из такого частного интереса рождаются краеведы-исследователи, и мы, кстати, их материалы тоже публикуем. Вроде бы человек только историей своего рода занимался, а потом стал писать небольшие исторические очерки, имеющие общественный интерес. Эти люди не профессиональные историки, но у них достаточный уровень культуры, опыт работы с архивными документами, что позволяет им вполне квалифицированно готовить статьи к публикации.

– Юрий Николаевич, а где можно найти журнал «Край Смоленский»?

– На него можно подписаться как в отделениях почтовой связи, так и онлайн, не выходя из дома. Сейчас мы расширяем сеть продаж журнала, пока, к сожалению, он будет продаваться только в Смоленске, поэтому я призываю подписываться на него. Дело ведь не только в самом журнале: подписываясь на «Край Смоленский», вы поддерживаете исследование истории родного края, вносите свой вклад в его изучение. Подчеркну, что авторы «Края Смоленского» никаких гонораров не получают – они пишут для вас, и подписка станет ещё одним способом поддержать журнал, чтобы он выходил в дальнейшем и всё больше людей узнавали историю нашего края.

– Что бы вы могли пожелать читателям журнала и всем смолянам?

– У меня, признаюсь, есть традиция ругать смолян, подразумевая под ними жителей Смоленска. В смолянах мне категорически не нравится какое-то негативное отношение к жизни – «у нас всё плохо, а если хорошо, то это ещё хуже». Я не знаю, откуда взялся такой настрой. Может быть, он связан с тем, что исторически после всех разорений XVII века основную часть горожан составили семьи отставных солдат с психологией «ни кола, ни двора» и «гори всё огнём»… Мы не умеем ценить то, что имеем, можно услышать тысячу сетований на то, что разрушается Смоленская крепостная стена, но выйти на субботник и помочь убрать территорию вокруг неё готовы буквально единицы. Поэтому я пожелаю своим читателям, всем смолянам быть неравнодушными – это ключевое понятие, и не только неравнодушными, но ещё и деятельными – на своё личное и наше общее благо!

В материале использованы иллюстрации с обложек журнала «Край Смоленский», а также из личного архива Ю.Н. Шорина

На иллюстрациях

Близ истока Днепра. Общий вид дер. Клецы. Рис. В. Годовкина. 1929 г.

Улица Соболева г. Смоленска. Рис. Виталия Бухтеева. 1945 г.

Общий вид северной части с колокольни Успенского собора, 1912 г. Фото С.М. Прокудина-Горского

Осада королём Польши и Швеции Владиславом IV московского войска, осаждающего Смоленск. Гравюра. 1634 г. Гравёр – Саломон Саверей, художник – Адольф Бой, картограф – Иоганн Плейтнер. Фрагмент

Проект церкви в имении Талашкино. 1902 г. (С.В. Малютин. М.К. Тенишева. Ф.И. Барщевский)

Интерьер музея «Смоленский лён». Мужской и женский праздничные костюмы. Фото А.Н. Нестерова

Вид на усадьбу Николо-Погорелое Дорогобужского уезда. Начало XX в.

Советские танкисты в освобождённом городе Вязьме. 12 марта 1943 г.

Юрий СЕМЧЕНКОВ, Алексей МАТВЕЕВ

Папа, который всегда в командировке
Откровенный разговор на станции Игоревской