Заедаешь стресс – бей тревогу!
Общество

Заедаешь стресс – бей тревогу!

31 октября 2020 года в 20:46

Если лет 10 тому назад активные, инициативные, желающие помогать другим смоляне, в целом, не очень-то представляли, куда можно приложить добрые порывы своей души и те навыки и таланты, которыми они обладают, то сейчас в нашем городе волонтерство уже достаточно хорошо развито, и в этой среде возникают новые интересные, а подчас и неожиданные проекты. В настоящее время на базе диагностического и медико-консультативного центра "Академия здоровья" формируется группа помощи компульсивным переедающим, которую будет на волонтерских началах вести клинический психолог Мария Кудасова. Она рассказала “Смоленской газете” о проблеме компульсивного переедания и об этом новом начинании.


Стыдно обратиться за помощью


- Маша, на какой стадии сейчас находится это начинание.

- Группа сейчас находится на этапе формирования. Мы проводим предварительные беседы, диагностику с теми, кто желает стать ее участником. У нас проходят онлайн-консультации. Опять же, если есть какие-то проблемы, требующие сиюминутного решения, то можно обратиться за консультацией. Думаю, что в ближайшее время группа уже будет собрана, потому что запросы от желающих поступают.

- Давайте поговорим о том, что же такое – компульсивное переедание. Как мне кажется, с этим термином в непрофессиональной среде мы не сталкиваемся вообще.

- Это пищевое расстройство, при котором наблюдается приступообразное поглощение еды без какого-любо компенсаторного действия. То есть человек наедается в большом количестве, но не вызывает у себя рвоту, не принимает слабительное, как это делают страдающие булимией. Это некий пищевой кутеж. При компульсивном переедании человек не может разграничивать чувство голода и эмоциональную тревогу: на любой стресс он отвечает так же, как и на голод. Причем по мере увеличения стресса, количество съеденной пищи и ее калорийность тоже увеличивается. Физиологически человек голода не испытывает, скорее он испытывает такой "эмоциональный голод", и в процессе принятия пищи ему вроде бы становится легче. Что происходит дальше? Он наедается до растяжения стенок желудка. Ему плохо, он чувствует себя отвратительно. У него появляется чувство вины: "Ну, как же я мог столько съесть". У него появляется гнев по отношению к себе: "Какой я нехороший человек". Появляется депрессивная симптоматика, целый спектр весьма неприятных и тягостных ощущений. А, сами по себе, такие ощущения - это стресс. А что он делает со стрессом? Стресс он заедает.

Часто, и в интернете можно встретить такие истории, и я на практике с ними сталкиваюсь: человек на работе поссорился с коллегами или начальник его поругал, приходит он домой, съедает котлетку, и вроде бы для насыщения хватило, но не может остановиться - съедает вторую, третью, пятую, десятую. Почему? Да потому что в процессе употребления пищи эти мысли неприятные гасятся и становится легче. Хочу подчеркнуть, что компульсивное переедание - это не распущенность, как многие считают, это действительно невероятно серьезное заболевание, которое обязательно должно корректироваться и лечиться.

- О таких пищевых расстройствах, как анорексия и булимия сейчас говорят очень много, а термин "компульсивное переедание", как я уже сказала, пожалуй, можно услышать только в профессиональных кругах. Почему так? Общество не волнует эта проблема?

- Верно вы подметили, что сейчас нет должного интереса к компульсиному перееданию. Более того, до последнего времени международный классификатор болезней, которым мы пользовались, даже не включал компульсивное переедание как отдельную единицу - оно было включено в общий список неспецифических пищевых расстройств. Говорить о том, что общество вообще не волнует проблема компульсивного переедания, мы с вами не можем, потому что открываешь газеты, интернет, и что там? Пояса для похудения, таблетки для похудения, какие-то диеты и т.д. Общество готово бороться с последствиями компульсивного переедания: с лишними килограммами, с ожирением. Опять же не так давно загуглила симптоматику компульсивного переедания и обнаружила столько просьб о помощи. Люди не могут осознать, что такое с ними происходит, но просят помощи, не знают, куда им обратиться. Эта тема людей, безусловно, интересует. На самом деле, о компульсивном переедании заговорили уже достаточно давно - еще в середине прошлого века. Достаточно времени прошло для того, чтобы его классифицировать и разработать определенную методику помощи. Но если сравнивать компульсивное переедание, например, с анорексией, то при анорексии последствия становятся видны очень быстро, в короткий промежуток времени человек теряет массу тела, прослеживается четкая тревожная, депрессивная симптоматика, суицидальные мысли. А компульсивное переедание так сразу не бросается в глаза: “Ну, набрал человек несколько лишних килограмм – ну, и что?” Поэтому и интерес не такой большой. Но сейчас все больше людей интересуется этой проблематикой, и для меня это невероятно важно.


Не для того, чтобы просто похудеть


- Если мы говорим об анорексии, то там последствия могут быть очень тяжелые, вплоть до летального исхода. Что касается компульсивного переедания, чем оно опасно? Почему эта проблема заслуживает внимания?

- Можно сказать, что, заедая стресс, мы вместе с ним заедаем и свое здоровье. Лишние килограммы - это дополнительные соматические заболевания: инсульты, инфаркты, разнообразные сердечно-сосудистые заболевания, диабет, онкология и т.д. Естественно, все это сказывается и на качестве жизни и на ее продолжительности. Помимо этого, происходит подрыв психики. Это приводит к депрессиям, тревожным расстройствам, к суицидальным попыткам, потому что человек не знает, как самостоятельно справиться с данным заболеванием. Более того, с той же анорексией люди готовы обратиться в медицинское учреждение. А как пойти туда с компульсивным перееданием? Что я скажу: "Я много ем и не могу остановиться"? Среднестатистический доктор ответит: "Ну, ешьте меньше". Или я пойду к своему другу и скажу, что я открыла коробку конфет, и пока ее всю не съела, не смогла остановиться. Он мне скажет: "Ну, и ладно, на здоровье - на тебе вторую коробку конфет. Завтра посидишь на диете". Вроде как считается, что немножко стыдновато, немножко несерьезно - обратиться с таким заболеванием за помощью. А, на самом деле, психическую сферу компульсивное переедание очень сильно подрывает.

- Смотрите, какая история получается: общество готово бороться именно с ожирением. Но всегда ли лишние килограммы говорят о том, что человек страдает компульсивным перееданием?

- Абсолютно точно не всегда. Конечно, вследствие компульсивного переедания человек набирает лишние килограммы. Но лишний вес, ожирение - являются еще следствием гормональных перестроек в организме, соматических заболеваний. Поэтому говорить, что человек с избыточным весом - это обязательно компульсивный переедающий - не правильно.

- А если человек просто любит поесть и вследствие этого набирает вес - это тоже не компульсивный переедающий?

- Тут палка от двух концах. Что значит - просто любит поесть? Если он такой гастрономический гурман и любит ощущать вкус пищи, то это не компульсивное переедание. Если человек любит поесть вплоть до обжорства, но это происходит достаточно редко, по большим праздникам, то это тоже не компульсивное переедание. Компульсивное переедание — это когда в ответ на какое-то стрессовое событие, причем не обязательно это должен быть какой-то негатив, это может быть и радостное событие, человек начинает употреблять пищу: он расстроился - он поел, он обрадовался - он поел. Причем поел не до насыщения, а до того момента, когда у наго закончилась пища на тарелке, в сковородке, в кастрюле, - и есть уже нечего. И потом после этого он ощущает негодование, чувство вины, тревожность, депрессию. Вот это компульсивное переедание. То есть оно отличается тем, что человек не может сам остановиться.

- Если в целом человек умеет справляться со стрессом другими способами, но периодически, когда они недоступны, он свой стресс заедает, то такое поведение как мы можем классифицировать?

- Тут четко нельзя сказать, причисляется ли это к расстройствам пищевого поведения или нет. Чтобы диагностировать компульсивное переедание, у нас должны быть определены четкие диагностические критерии. Эпизоды обжорства должны повторяться несколько раз в месяц. Должна быть неконтролируемая тяга к пище. Должно быть чувство вины по окончании пищевого кутежа. Поэтому сказать сейчас точно, является ли такой человек компульсивным переедающим или нет, я на себя такую смелость не возьму. Более того, когда приходят люди, желающие попасть к нам в группу на реабилитацию, мы обязательно проводим диагностику. Причем диагностика достаточно серьезная, чтобы не было такого: "Я просто хочу похудеть - давайте я с вами за компанию посижу, и вы меня похудеете". Все-таки те, кто хочет похудеть — это одна категория граждан, а те, кто страдает компульсивным перееданием, - другая.


Какой ты молодец – на тебе за это конфетку


- Там же и подходы же разные будут? Тем, кто просто похудеть хочет, эта методика работы не подойдет?

- В общем и целом, она не подойдет, потому группа компульсивных переедающих - это не про похудение. Как следствие участия в группе, похудение, конечно, произойдет, но это только следствие, а основной фактор – работа с психологическим фоном человека. Наша задача - научить его самостоятельно справляться со стрессовыми ситуациями и самостоятельно отрабатывать вот эту пищевую зависимость. Затем, конечно, будем рассматривать и диетические особенности пищи, и изменение калорийности, но это уже на последних этапах работы.

- Столкнуться с этим расстройством может каждый или кто-то более к этому предрасположен? Например, если родители в детстве заложили у ребенка неправильные пищевые привычки, может ли это стать пусковым механизмом к компульсивному перееданию?

- Вполне может. Возьмем с вами самый ранний период младенчества, когда на плачь ребенка мама вполне адекватно дает ему грудь, и у младенца выстраивается цепочка - "голод - еда". А вот если реакция мамы на любой плачь ребенка - это грудь, то у малыша эта цепочка искажается, то есть он понимает, что боль - это еда, голод - это еда, чувство дискомфорта - это еда и т.д. Что происходит дальше? Когда ребенок подрастает, опять же нездоровое пищевое поведение, если оно культивируется в семье, точно также переходит на ребенка. Давайте поговорим о тех ярких примерах, с которыми все сталкивались: "Ну, съешь еще ложечку за маму, ну, съешь еще ложечку за папу - почему у тебя на тарелке остался еще кусочек?" То, что осталось на тарелке - это не проблема едока, а проблема его кормящего. Если ребенок съел и оставил что-то на тарелке - значит, ему хватило, и он больше не хочет. А то, что мама ему наложила сверх меры, это, наверное, проблема мамы. Что тогда происходит? Мы ребенка начинаем заставлять есть: "Почему ты не съел - мама старалась, мама готовила". Получается, что обидеть маму нельзя и нужно все съесть до конца. Ребенок съедает больше, чем положено, желудок растягивается, желудок приучается есть больше, отсюда и ожирение у детей. Энергии-то тратится столько, сколько и раньше, а пищи поступает намного больше. А потом мы очень часто видим таких взрослых: "Как же я могу оставить что-то на тарелке - это же нехорошо по отношению к хозяйке или по отношению к себе, потому что я готовила и старалась, как же я могу это не доесть". В результате формируется расстройство пищевого поведения. То есть механизм уже в детском возрасте начинает подламываться. Что еще в детском возрасте я часто наблюдаю: "Какой ты молодец, какой ты хороший - на тебе конфетку". И получается так, что мы начинаем хвалить себя едой. А во взрослом возрасте это работает как нельзя лучше, еда-то близко, она всегда доступна. Другая сторона медали - это когда родители запрещают какой-то продукт ребенку, и потом во взрослом возрасте, когда он наконец-таки дорвался до того продукта, который ему долгое время было нельзя, он начинает употреблять его в большом количестве. Поэтому правильно вы сказали, что именно родители бывают таким пусковым механизмом к сбою пищевого поведения в детском возрасте. В принципе, что такое пища - это некая биологическая потребность. Вспоминаем пирамиду Маслоу, где низший уровень - это биологические или физиологические потребности, то есть то, что необходимо нам исключительно для нашего существования. Изначально пища - это та потребность, которая обеспечивает наше существование, а сейчас она нам нужна не только для энергии, но и для общения, пищей мы себя жалеем, пищей мы себя хвалим. Она превратилась уже в некий ритуал у нас с вами, и нужна не для удовлетворения чувства голода, а для удовлетворения эмоционального дискомфорта.

- В общем и целом, каковы причины компульсивного переедания?

- Нельзя назвать какую-то одну причину. Это могут быть физиологические причины, когда зависимость четко связана с гормональной регуляцией аппетита и гормональной регуляцией настроения. Когда после приема пищи у нас увеличивается уровень триптофана в крови, и он уже способствует выработке серотонина, а серотонин - это гормон удовольствия, и нам становится хорошо и приятно, настроение улучшается. В данном случае, нарушение пищевого поведения - это ничто иное, как дисрегуляция в системе контроля аппетита. Помимо физиологии, это могут быть генетические причины. Уже совершенно точно доказано, что расстройства пищевого поведения передаются по наследству. Причем самое интересное, что если кто-то из родителей страдает зависимым поведением, не обязательно это связано с пищевыми расстройствами, это может быть, например, какая-то химическая зависимость, то у ребенка возрастают шансы иметь зависимость, в том числе, и расстройство пищевого поведения. Это могут быть какие-то психологические причины: некий психологический сбой, какая-то травма. Например, человек просто находится в тяжелой стрессовой ситуации и не знает, как иначе с ней справиться, в этом случае тоже могут подламываться механизмы пищевого поведения. Если в детские годы имела место гиперопека над ребенком: родители не давали ему самостоятельно принимать решения, все делали за него, - как ребенок мог от этого оторваться? Он мог только контролировать свой аппетит. Он начал есть больше, и во взрослом возрасте это переросло в расстройство пищевого поведения. Какие-то личностные особенности тоже могут стать провокаторами пищевых расстройств. Как правило, компульсивному перееданию подвержены люди тревожной симптоматики, депрессивной симптоматики, педантичные люди. Причин достаточно много.


Комплексная помощь


- Каким образом можно преодолеть эту зависимость?

- Речь здесь будет идти абсолютно точно о медико-психологической помощи. В преодолении компульсивного переедания необходима помощь и со стороны врачей: это и гастроэнтерологи, и эндокринологи, и неврологи, которые “подлатают” соматическое состояние человека, - и обязательно помощь психолога-аддиктолога, который будет работать с психической составляющей человека. Нужно помочь скорректировать образ жизни в правильном направлении. Самостоятельно справиться с компульсивным перееданием, на мой взгляд, невозможно. Конечно, можно посмотреть советы в интернете: пейте больше воды, двигайтесь, занимайтесь спортом, мыслите позитивно, - это немножечко позволяет загасить симптоматику. Но наша задача какова? Привести человека к нормальной, качественной жизни, поэтому здесь обязательно должна быть комплексная помощь.

- Давайте подробнее поговорим о группе помощи компульсивным переедающим, которую вы в ближайшее время планируете запустить.

- Группа у нас создается для людей, страдающих пищевыми расстройствами. В данном случае мы делаем упор именно на компульсивные переедаюнее как на основное такое, значимое в текущий момент пищевое расстройство. Группа создается на базе Смоленского государственного медицинского университета в клинике "Академия здоровья". Почему мы делаем упор не на индивидуальную, а на групповую работу? Потому что, на мой взгляд, групповая работа с компульсивными переедающими дает более качественные плоды. Благодаря группе, участнику удаётся осознать, что он не один в этом мире, не один на один с этой проблемой, он может переосмыслить собственную значимость в своих проблемах и своей судьбе. Он может прийти к тем выводам, которые помогают сделать ему не только психологи и доктора, но и другие участники группы. Группа помогает еще одновременно бороться и с пассивностью участников. Иногда бывает так, что человек говорит: "А можно я просто посижу, послушаю?" И он одно занятие посидел, послушал, второе - посидел, послушал, а в третье ему уже хочется включиться. Наша группа направлена не на работу с последствиями компульсивного переедания, как я говорила ранее, а на работу с симптоматикой и причинами компульсивного переедания. То есть не почему я поправился, а что лежит в основе моего компульсивного переедания. Почему я поправился - это понятно, потому что стал много есть. Ну, а почему я пользуюсь едой, чтобы загасить стресс, почему я не могу к какому-то другому антистрессу прибегнуть – вот это наш вопрос. Задача группы - перестроить питание зависимого человека, изменить негативные чувства относительно своей фигуры. Очень тяжело компульсивному переедающему -принять свое тело. А поскольку принять свое тело - тяжело, то и в общество выйти с этим телом тоже непросто, поэтому социализация при компульсивном переедании ставится на паузу. Еще одна наша задача - изменить функциональную связь между перегрузками и приемами пищи. Ну, и научить, в конечном счете, зависимого контролировать количество съеденной пищи и вес самостоятельно. Важный момент, который стоит отметить - группа у нас будет на безвозмездной основе, никаких денежных средств вкладывать не надо. Поэтому все, у кого в текущий момент есть данная проблема или кто не знает наверняка, но подозревает, что у него может она быть, обращайтесь. Записаться на предварительную консультацию можно по телефону – 8 920 311 75 88.

- Маша, и напоследок личный вопрос: почему вы решили заняться этой темой, и притом на волонтерских началах?

- Меня очень давно интересует тема зависимостей. Я по образованию - клинический психолог с упором на аддиктивных, то есть зависимых. Я всегда интересовалась зависимым поведением. Почему именно пищевая зависимость? Ну, знаете, чего греха таить, сама люблю поесть, и думаю, где та грань, через которую переступать нельзя. Наверное, началось все с банального интереса. Потом это немножечко затянуло. Со временем столкнулась с тем, что большое количество людей волнует данная проблематика не с точки зрения интереса, а с точки зрения: "Помогите!" С криком о помощи люди обращаются, а перенаправить их некуда. Приходил один клиент, второй, третий - это было уже достаточно давно, - а я понимала, что и я помочь не могу, потому что в этой сфере была еще не достаточно следующей, и перенаправить их некуда, потому что в Смоленске мало кто этим занимается. Поэтому решила заняться этой темой более углубленно. Сейчас мне работа с компульсивными переедающими приносит действительно невероятное удовольствие, потому что мне это, во-первых, интересно, во-вторых, я понимаю, что я немножечко и себя корректирую, работая с ними. А почему на безвозмездной основе? Наверное, такой я человек по натуре, так я была воспитана, что если я могу помочь, то почему бы это не сделать!

Фото: pixabay.com, из личного архива Марии КУДАСОВОЙ

Татьяна Борисова

Терапия юмором
Алексей Симонов: истории с биографией