Инвестиции, демография и... социальное здоровье
Общество

Инвестиции, демография и... социальное здоровье

12 июня 2020 года в 14:35

В мае 2019 года был опубликован указ президента Российской Федерации от 25 апреля 2019 года № 193 «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».

Этим указом утверждён новый перечень показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а положения ранее утверждённых аналогичных документов признаны утратившими силу.

В документе обозначены 15 критериев оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации: уровень доверия к власти; количество высокопроизводительных мест во внебюджетном секторе; численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей; производительность труда в несырьевых отраслях экономики; уровень реальной заработной платы; объём инвестиций в основной капитал (кроме федеральных проектов); уровень бедности; ожидаемая продолжительность жизни при рождении; естественный прирост населения; количество семей, улучшивших жилищные условия; уровень доступности жилья; доля городов с благоприятной средой; качество окружающей среды; уровень образования; доля автомобильных дорог.

Согласно указу, срок представления доклада губернаторов в Правительство Российской Федерации – 1 апреля года, следующего за отчётным, сводного доклада Правительства Российской Федерации президенту – 1 мая.

Рабочие места и производительность труда

Из 15 ключевых показателей эффективности указа 7 показателей закреплены за Росстатом, из них 6 основных и 1 базовый. Остановимся на них подробнее, тем более что они есть в свободном доступе для всех интересующихся на сайте Росстата.

Первый статистический показатель – количество высокопроизводительных рабочих мест во внебюджетном секторе экономики.

Согласно пояснениям Росстата, к высокопроизводительным рабочим местам (ВПРМ) относятся все замещённые рабочие места предприятия (организации), на котором среднемесячная заработная плата работников (для индивидуальных предпринимателей – средняя выручка) равна или превышает установленную величину критерия (пороговое значение).

Количество высокопроизводительных рабочих мест во внебюджетном секторе экономики рассчитывается как разность общего числа ВПРМ в отчётном году и числа ВПРМ в бюджетных организациях за отчётный год, то есть сумма высокопроизводительных рабочих мест: бюджетных учреждений (государственных и муниципальных), государственных академий наук, автономных учреждений (государственных и муниципальных), казённых учреждений (государственных и муниципальных).

Факторы влияния на показатель: отраслевая структура экономики; доля малого предпринимательства в экономике региона; доля работников многотерриториальных предприятий в общей численности работников.

В 2019 году в нашем регионе сохраняется устойчивость роста показателя (2017 год – 67,3 тысячи единиц, 2018 год – 77,8 тысячи единиц, 2019 год – 85,7 тысячи единиц).

Не менее важен и такой статистический показатель оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, как производительность труда в базовых несырьевых отраслях экономики.

В соответствии с классификатором видов экономической деятельности к несырьевым отраслям относятся определённые виды деятельности.

Индекс производительности труда в базовых несырьевых отраслях экономики определяется как отношение показателя результата производства (индекса физического объёма выпуска) к показателю изменения объёма использования трудовых ресурсов (индекса отработанного времени) в базовых несырьевых отраслях экономики.

В Смоленской области, согласно данным Росстата, индекс производительности труда в базовых несырьевых отраслях в 2019 году сложился на уровне индекса по Центральному федеральному органу в целом 113 процентов – это позволило нашему региону с уверенностью расположиться на 4-м месте среди регионов Центрального федерального округа.

Зарплаты и уровень бедности

Уровень реальной среднемесячной заработной платы – один из категории социально значимых показателей, отмечают в Росстате.

Если проводить анализ реальной заработной платы в области, то начиная с 2016 года реальная среднемесячная заработная плата в регионе растёт.

Уровень среднемесячной заработной платы составил к базовому 2017 году и в 2018 году – 108,7 процента (выше среднероссийского на 0,2 процентного пункта), в 2019 году – 110,7 процента (7-е место среди регионов Центрального федерального округа).

Статистики отмечают, что значение этого показателя зависит от уровня номинальной заработной платы и уровня потребительских цен в регионе.

Четвёртый статистический показатель оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации – уровень бедности в регионе. И это, безусловно, также очень социально значимый показатель.

Майским указом президента Российской Федерации № 204 от 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» определено направление на снижение в два раза уровня бедности населения.

Источником формирования этого показателя является макроэкономический показатель денежного дохода (включает оплату труда наёмных работников, доходы от предпринимательской деятельности, доходы от собственности и социальные выплаты (свыше 150 показателей); формируется по данным регулярной статистической и ведомственной отчётности хозяйствующих субъектов, органов государственного управления и финансовых учреждений (около 60 источников информации) с использованием системы дооценок доходов населения в неформальном секторе экономики.

В расчёте показателя уровня бедности также учитываются: величина прожиточного минимума (утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном действующим законодательством); характеристики дифференциации денежных доходов населения (определяются на основании итогов выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах, проводится ежегодно во всех субъектах Российской Федерации).

Факторами, влияющими на изменение показателя уровня бедности, являются: уровень безработицы и доходы от трудовой деятельности; социальные выплаты; усиление роли адресной социальной помощи; уровень цен на товары, определяющие динамику величины прожиточного минимума.

В период с 2015 года, по итогам 2019 года, в нашем регионе сохраняется тенденция снижения уровня бедности населения (на 1,3 процентного пункта – к 2015 году, на 0,6 процентного пункта – к 2017 году и на 0,1 процентного пункта – к 2018 году).

Объём инвестиций

Для оценки эффективности работы региональных органов власти по развитию экономики важен объём инвестиций в основной капитал.

В Росстате пояснили: на основе сведений Федеральной службы государственной статистики по показателю «Объём инвестиций в основной капитал за исключением бюджетных ассигнований федерального бюджета» и информации об инвестициях инфраструктурных монополий (федеральные проекты), которая представлена высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в Министерство экономического развития, рассчитывается объём инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета. Этот расчёт осуществляет Министерство экономического развития Российской Федерации.

Значение этого показателя в 2019 году по отношению к 2018 году по Смоленской области составило 104,8 процента.

Что с демографией?

Ещё один статистический показатель оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации касается демографии. Это – ожидаемая продолжительность жизни при рождении.

Он, как поясняют статистики, характеризует число лет, которое в среднем предстояло бы прожить одному человеку из некоторого гипотетического поколения родившихся при условии, что на протяжении всей жизни этого поколения уровень смертности в каждом возрасте останется таким, как в год, для которого вычислен показатель.

Из данных Росстата очевидно, что ожидаемая продолжительность жизни при рождении по Смоленской области небольшими темпами, но ежегодно увеличивается (в 2019 году прирост к 2018 году составил 0,73 года).

Важный статистический показатель оценки эффективности работы региональных органов власти – естественный прирост населения. Это абсолютная величина разности между числами родившихся и умерших за определённый промежуток времени. Его величина может быть как положительной, так и отрицательной.

Каков естественный прирост населения в Смоленской области? Согласно официальным данным Росстата, за 2019 год естественная убыль населения составила на Смоленщине 7,1 тысячи человек, увеличившись на 4 процента по сравнению с 2018 годом.

Число умерших у нас в два раза превысило число родившихся. В 2019 году статистиками учтено 7,1 тысячи родившихся и 14,2 тысячи умерших. По сравнению с 2018 годом число родившихся сократилось на 735 человек (на 9,4 процента), число умерших – на 460 человек (на 3,1 процента).

В истекшем году превышение числа умерших над числом родившихся зафиксировано, к сожалению, во всех городских округах и муниципальных районах области.

О золотой середине и социальном здоровье населения

Если кто-то из читателей захочет подробнее ознакомиться с озвученными здесь фактами и цифрами, то полная информация об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации размещена на интернет-сайте Росстата в разделе «Статистика», подразделах: Официальная статистика / Региональная статистика / Показатели для мониторинга оценки эффективности деятельности субъектов Российской Федерации.

И ещё. Очевидно, что показатели оценки эффективности работы органов власти субъекта Федерации могут трактоваться по-разному, в том числе – в зависимости от политических симпатий и антипатий. Вообще-то, если внимательно ознакомиться с данными Росстата, объективный вывод такой: по большинству показателей оценки эффективности мы ничуть не хуже соседних с нами регионов Центрального федерального округа, находимся в так называемой золотой середине. Многое у нас уже сделано, но много проблем, безусловно, ещё предстоит решить. Причём совместно – и властям, и обществом.

И в наших проблемах с демографией мы тоже отнюдь не одиноки. Эти проблемы начались в областях Нечернозёмной России не вчера и не сегодня. Сказывается на демографической ситуации, к сожалению, и близость столицы...

Если же судить в целом, то трудно не согласиться с точкой зрения политолога Алексея Мухина, генерального директора Центра политической информации, о том, что рассматривать губернаторов только как менеджеров было бы в корне неверно.

«На мой взгляд, это странно. Губернатор – это «маленький президент». Это гораздо более многоплановая фигура, чем менеджер, и она должна быть таковой. У нас в стране уже есть как мэры, так и сити-менеджеры. И, честно говоря, успешных сити-менеджеров я не могу вспомнить, а вот успешных мэров могу.

Что касается уровня региона, то и здесь совмещение менеджерских и политических функций даёт тот синергический эффект, который оценивают граждане, проживающие на той или иной территории. Губернатор – это значимая фигура, ещё раз скажу: это «маленький президент», и он должен отвечать нескольким параметрам. Оценивать его только по менеджерским качествам я бы не стал.

Это всё-таки политическая фигура, это должен быть опытный управленец, обладающий авторитетом и умением выводить конфликтные ситуации на иной уровень и успешно их разрешать в интересах жителей региона. Это для губернатора с точки зрения жителей региона и есть главное. Всех успешных губернаторов в России жители их регионов помнят как людей, которые ратовали за социальную справедливость. За это прощались и баснословные богатства, и даже легкий налёт коррумпированности.

Я являюсь убеждённым критиком системы, когда оценку работы губернаторов сводят к оценке десятка или даже нескольких десятков критериев – эти критерии нужны разве что для того, чтобы написать обоснования для увольнения. Оценивать деятельность губернатора надо всё-таки по социальному состоянию жителей региона. Если их всё устраивает, если они считают губернатора социально ответственным и эффективным, значит, это хороший губернатор. Это, конечно, неудобный подход: нельзя же социальное самочувствие жителей региона признать критерием качества работы. Хотя хорошее социальное самочувствие жителей и есть главный признак того, что губернатор успешен», – убеждён Алексей Мухин.

И, повторюсь, с его мнением трудно не согласиться.

Сказанное выше, думается, надо взять на вооружение и смолянам. Статистика, конечно, многое объясняет, на многие проблемы заставляет обратить более пристальное внимание как со стороны власти, так и со стороны общества. Но главное в оценке эффективности работы органов власти региона, конечно же, – это социальное самочувствие людей, степень их удовлетворённости днём настоящим и уверенность в завтрашнем дне. Именно с этой позиции – позиции социального здоровья населения – и надо оценивать эффективность работы власти.

Фото: gks.ru, pixabay.com

Игорь Красновский

Сергей Леонов: «За вождение в пьяном виде нужно лишать прав навсегда!»
Деревня Кикино и её обитатели