Малолетние путешественники и искатели приключений
Когда в сентябре 1943 года в Смоленской области был создан приёмник-распределитель для малолетних преступников, рассчитан он был прежде всего на детей, которые в годы военного лихолетья потеряли родителей и, чтобы выжить, стали разбойничать, воровать и грабить...
Люди, которые организовали приёмник-распределитель, не были наивными мечтателями. Конечно, они не думали, что преступность, в том числе и детская, – это последствие войны и с течением времени, когда сироты повзрослеют, противоправные, нарушающие закон деяния исчезнут сами собой. Так оно, увы, и получилось. Семь с половиной десятилетий назад закончилась Великая Отечественная война, многое с той поры изменилось или вовсе исчезло из нашей жизни, а приёмник-распределитель для малолетних преступников, который теперь называется «Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей УМВД по Смоленской области», существует до сих пор.
В конце Ново-Московской улицы стоит неброское трёхэтажное зелёное здание, обнесённое высоким забором из белого кирпича, обтянутым поверху так называемой спиралью Бруно. Здесь и размещается Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей.
Из Тюмени в Рославль с любовью
– Действительно, изначально центр или, как тогда говорили, спецприёмник был создан для беспризорников послевоенного времени, но теперь здесь содержатся исключительно несовершеннолетние правонарушители, – рассказывает начальник центра майор полиции Юлия НОВИКОВА.
В частности, речь идёт о тех детях, которые совершили административные правонарушения, за что и были задержаны сотрудниками полиции. Держать несовершеннолетнего более трёх часов в отделах внутренних дел не позволяет законодательство, и если в течение этого срока родители не могут забрать своего ребёнка, он помещается сюда – в Центр временного содержания, откуда его заберут папа с мамой или другие законные представители. Пребывание в центре для такого правонарушителя ограничено 48 часами. Но это – дети из Смоленской области. Хотя часто «гостями» центра становятся малолетние путешественники из других, причём весьма отдалённых, российских регионов.
Так, в центре «гостила» шестнадцатилетняя девушка из Тюмени. Познакомившись по интернету с парнем из Рославля, она воспылала любовью и кинулась на «перекладных», разумеется, не поставив в известность родителей, на встречу с предметом своих фантазий. Взволнованные родители объявили дочку в розыск, но, прежде чем её задержали, она успела практически достигнуть цели своего путешествия. Девушка – без денег, без билета, голодная и оборванная – была снята сотрудниками полиции с электрички уже буквально на подъезде к Рославлю и доставлена в Смоленск, где её поместили в Центр временного содержания для несовершеннолетних. Отсюда под родительским конвоем она была «этапирована» обратно в Тюмень.
Познакомились с центром и двое воронежских ребят. Пребывание этих путешественников на смоленской земле, может быть, и осталось бы незамеченным, сели бы им не пришло в голову распивать спиртные напитки в Лопатинском саду, где они и были задержаны нарядом патрульно-постовой службы полиции. После этого, конечно, были установлены два обстоятельства: во-первых, парни несовершеннолетние, а во-вторых, находятся за пределами места постоянного проживания без ведома родителей.
– Когда за ними приехали, ситуация была душещипательная: папа одного из них сказал, что денег дома вообще нет и, мол, пришлось даже тёлку продать, чтобы забрать сына отсюда, – рассказывает начальник центра Юлия Новикова.
Дети из других регионов, совершившие административные правонарушения, проводят в центре, разумеется, больше 48 часов в ожидании, пока за ними приедут родители. На срок не более чем двое суток в центре задерживаются смоляне.
Четырнадцатилетний Женя из Смоленска попал в центр за переход улицы в неположенном месте.
Ещё пару лет назад у Жени была мать, но она умерла от онкологического заболевания. Опеку над мальчиком оформила бабушка, но не справилась с воспитательным процессом и поместила его в детский дом, расположенный в одном из районов Смоленской области. Однако Жене там не понравилось.
– В общей сложности за год я там провёл месяца четыре, – говорит мальчик. И уверенно заявляет: – Сейчас увезут в детский дом, но я снова убегу и вернусь в Смоленск.
Помимо соотечественников, бывает, что центр даёт приют и иностранным детям.
– Были случаи, когда на границе с Белоруссией задерживали группу иностранцев. Взрослых отправляют в таком случае в специальный Центр временного содержания иностранных граждан, а детей, если в группе нет их родственников, – к нам, – поясняет Юлия Новикова.
Здесь, в центре, проводится работа по установлению личности, и если законных представителей у этих несовершеннолетних на территории России нет, то они передаются в аналогичный центр в Москве, где уже и занимаются их дальнейшей судьбой.
Тимуровцы на современный лад
Смоленские дети чаще всего попадают в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей на срок до тридцати суток.
– Есть те, кто совершили общественно опасные деяния, но не достигли возраста привлечения к уголовной ответственности. Тогда их помещают сюда по решению суда на срок до тридцати суток. Речь чаще всего идёт о кражах, – поясняет начальник центра Юлия Новикова.
Провели в центре свои 30 суток три девочки, проживающие в одном из районных центров.
Когда-то было такое движение – «Тимуровцы». Они помогали старикам в разных хозяйственных делах – например, донести тяжёлые сумки с покупками от магазина до дома. Так вот, три малолетние подруги решили воспроизвести это хорошее дело, только в своих корыстных интересах.
– Давайте, бабушка, мы вам поможем сумочку до дома донести, – с таким предложением подруги обратились на улице к незнакомой старушке. Та обрадовалась: ой, какие детки хорошие, внимательные. Пока две девочки заговаривали доверчивой пожилой женщине зубы, третья, которая несла сумку, успела её обыскать. Проводили бабушку до дома, та поблагодарила отзывчивых девчат, зашла домой – хоп, а кошелька-то и нет.
Районный центр – город небольшой, юных «тимуровцев» быстро вычислили, но так как возраста уголовной ответственности они ещё не достигли, их направили на 30 суток в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей...
Денису четырнадцать лет. В центре он уже в пятый раз. Но до этого срок его пребывания здесь не превышал 48 часов. На этот раз он пробудет здесь 30 суток. И на момент выхода этого материала треть срока останется для него уже позади.
Как-то он угодил сюда за курение на территории школы, однако на этот раз всё серьёзнее.
– Товарищ подбил дёрнуть велики, вот меня с тремя велосипедами ночью на улице и повязали. Потом суд, и вот я здесь, – рассказывает Денис.
– А велосипеды зачем понадобились – продать или покататься захотелось?
– Приятель, может, и хотел продать, а мне хотелось покататься. Отчим уже лет семь обещает починить мой велик, но так и не делает этого, – говорит Денис.
У Дениса вполне нормальная семья: мать, отчим, шестилетняя сестрёнка. И весьма возможно, что если бы взрослый человек сдержал обещание, которое дал ребёнку, то никакой кражи и не было бы...
Проблемы нужно искоренять в семье
По мнению психолога Центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей Татьяны КУДРЯВЦЕВОЙ, чтобы предотвратить преступления, совершаемые детьми, работать нужно больше не с ними, а с их родителями.
– Нельзя всё компенсировать только материальными благами. Ребёнку нужно внимание со стороны родителей, чтобы они чаще с ним разговаривали. Но даже в благополучных семьях он не всегда это получает, – говорит Татьяна Кудрявцева.
Вот тогда дети и начинают приходить домой пьяными или воровать. В такой ситуации уж точно родители волей-неволей начинают обращать на них внимание, разговаривать с ними. Причём для ребёнка уже неважно, в каком тоне происходит разговор, главное – его заметили, его начали слушать.
– Не зря говорят, что родители узнают о том, что совершают их дети, самыми последними, – поясняет психолог центра Татьяна Кудрявцева. – И самое сложное в ситуации, когда на улице дети ведут себя так, а дома по-другому, – признать проблему. И причина, как правило, кроется в семье, даже если эта семья, на первый взгляд, вполне благополучная.
Но дети, даже те, кто оступился и попал в центр, всё равно есть дети. Так считает настоятель храма Александра Невского в деревне Вонлярово отец Алексей (БОЛТУШЕВСКИЙ), который осуществляет служение в молельне Центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей.
– Беседуя с этими, прямо скажу, непростыми детьми, которые зачастую попали сюда в силу неблагоприятно сложившихся обстоятельств, по состоянию их душ я вижу, что они понимают – отсюда нужно выбираться и больше сюда не попадать, – делится своими наблюдениями отец Алексей. Он искренне полагает, что если даже из всех, кто побывал здесь и с кем он побеседовал, хотя бы несколько детей что-то поменяют в своей жизни, это уже будет очень хорошо.
Расширение кругозора – как способ профилактики
Дети, которые попадают в центр, – это школьники. И, на сколько бы они здесь ни задержались, учебный процесс для них всё равно продолжается.
– Они, если это не каникулярный период, здесь учатся. Занятия проходят дистанционно. Проводят их педагоги Центра для детей с особыми образовательными потребностями города Смоленска, – рассказывает Юлия Новикова. – Когда дети от нас уезжают, им выдаётся справка с оценками, которые они получили во время учёбы в Центре временного содержания.
Наверное, это звучит дико, но в центр попадали 12–13-летние дети, которые толком ни читать, ни писать не умели.
Так, был в центре восьмиклассник, который не мог с помощью двадцатисантиметровой линейки отмерить 21,5 сантиметра.
– Он очень долго сидел и думал, как это можно сделать, – рассказывает Юлия Новикова.
Для многих из тех, кого направляют в центр, сама мысль о том, что нужно учиться, является необычной. Но в центре строгая дисциплина – и приходится ходить на занятия, делать контрольные и выполнять домашнее задание.
Как отметила начальник центра Юлия Новикова, здесь большое внимание уделяется профилактической работе с малолетними правонарушителями. И сводится она не только к разъяснениям основных положений уголовного и административного законодательства.
– У нас заключены договоры о сотрудничестве с музеями, Смоленским зоопарком, Центром народного творчества, – рассказывает Юлия Новикова. – Многие из тех, кто попал в центр из отдалённых районов области, только у нас получают возможность побывать в музее Великой Отечественной войны или посетить зоопарк.
По мнению начальника Центра временного содержания для несовершеннолетних майора полиции Юлии Новиковой, расширение детского кругозора – один из лучших способов профилактики, чтобы в дальнейшем несовершеннолетние воздерживались от совершения правонарушений, зная, что в жизни есть масса интересных вещей.
Фото: Алексей ГУСИНСКИЙ
Алексей ГУСИНСКИЙ