Общество

Чему научат «Смоленские уроки»

8 февраля 2020 года в 12:00
465

Символичным началом проекта «Смоленские уроки» стал обычный школьный звонок, прозвеневший в школе № 12, где прошло первое мероприятие – межрегиональный научно-практический семинар «Образовательный туризм: проблемы и перспективы развития». Здесь же была представлена команда единомышленников, которым в течение года предстоит решать весьма амбициозную задачу – разработать некое универсальное методическое пособие для создания образовательных туристических программ…

Без отрыва от школы

У «Смоленских уроков» весьма интересная предыстория, поскольку, по сути, он родился из «Гостеприимной Смоленщины» – предыдущего проекта областного краеведческого общества.

– Мы с командой «Гостеприимной Смоленщины» весь прошлый год работали над крупными событийными мероприятиями, экскурсионными программами в районах, – поясняет руководитель проектов «Гостеприимная Смоленщина» и «Смоленские уроки» Елена АГАФОНОВА. – И ещё на стадии их подготовки пришли к выводу, что для всех наиболее интересными и наименее затратными являются небольшие программы, рассчитанные на один-два академических часа, которые можно воспроизвести в любой день по просьбе гостей или заявке турфирмы. А уже из этого родилась идея создания и систематизации таких образовательных туристических программ, что были бы интересны школам с учётом возрастных особенностей детей.

Основная цель «Смоленских уроков» – создание на территории региона экспериментальной научно-методической площадки, где будут разрабатываться изучаться и проходить апробацию экскурсионные образовательные программы, основанные на краеведческом материале.

– Почему всё так сложно, если в музеях и у экскурсоводов уже есть какие-то программы, которые могут быть интересны школьникам? – продолжает Елена Агафонова. – Однако, если мы говорим об образовательном процессе, необходимо учесть очень много нюансов, чтобы предложить эти программы детям. По сути, заказчиком в нашем проекте выступает школа.

В ходе реализации проекта будут последовательно решены три задачи. Первая – сформировать необходимую команду, рабочие группы и научно-методический совет. Вторая – разработать и апробировать комплекс современных образовательных программ и туристско-экскурсионных маршрутов. И третья – собрать все программы по Смоленской области в единый каталог, где они будут систематизированы по возрасту и предметам.

– По каждому из направлений, каждому комплексу программ, которые мы разрабатываем, пройдут тестовые экскурсионные поездки, – говорит Елена Агафонова. – Мы хотим со школьниками, в том числе и с детьми с ограниченными возможностями, апробировать эти программы, чтобы в результате у нас получился продукт, который устроит всех: детей, педагогов, работников музеев и турфирм.

Живые уроки

Стоит заметить, что образовательные туристические программы уже существуют во многих регионах России. К примеру, 38 из них включились в федеральный проект «Живые уроки», задуманный Российским союзом туриндустрии. Среди них и соседняя Тверская область, представители которой приняли участие в межрегиональном семинаре в Смоленске.

– Суть «Живых уроков» – интеграция учебного процесса в музейные программы, – поясняет официальный представитель проекта «Живые уроки» в Тверской области Татьяна КАЛМЫКОВА. – Мы участвуем в этом проекте с 2017 года. За это время у нас появились интересные разработки, которыми мы готовы поделиться. В качестве положительного примера – поддержка проекта правительством Тверской области. Например, недавно было принято решение о субсидировании школьных поездок для учащихся региона. В итоге за программу стоимостью полторы тысячи рублей дети платят около пятисот, что весьма ощутимо для семей с небольшими доходами.

По словам Татьяны Калмыковой, особой популярностью пользуются интерактивные программы в музеях, на производствах и на площадках народных промыслов. Так, в прошлом году самым востребованным маршрутом стали поездки в Лихославль, где расположены небольшая гончарная мастерская и предприятие по производству мармелада. Там ребятам предлагают самим поучаствовать в процессе создания сувениров или сладостей, что вызывает у них настоящий восторг.

Забегая вперёд, замечу, что опыт Тверской области в создании образовательных туристических программ смоляне смогли изучить более подробно, побывав в гостях у соседей. Впрочем, об этом трёхдневном семинаре-практикуме в Твери и Торжке – в следующем материале.

Лабораторная работа

– «Живые уроки» – это в первую очередь проект для туроператоров, – считает Елена Агафонова. – У нас немного другая история. Мы хотим по запросу школы разработать такие программы, которые туроператоры смогут предлагать руководителям любых межрегиональных образовательных проектов. Поэтому мы говорим о создании единого методического центра, где специалисты из школ, турфирм и музеев собрались бы вместе и решили, что же в данном контексте является наиболее важным.

Одна из главных инноваций «Смоленских уроков» – Лаборатория образовательного туризма. Это как раз та экспериментальная площадка, где будут аккумулироваться все идеи, создаваться и проходить апробацию нестандартные формы обучающих программ.

– Наша задача – разработать такую модель, которая охватит все ресурсы Смоленской области: культурно-познавательные, научные, промышленные, событийные, гастрономические и так далее, – говорит куратор Лаборатории образовательного туризма Светлана ЩЕРБАКОВА. – А для этого нам прежде всего необходимы специалисты, которые войдут в рабочие группы и научно-методический совет. Первые будут разрабатывать, а вторые проводить экспертизу программ. Вместе мы постараемся добиваться того, чтобы создать некую чётко структурированную типовую программу, которая может быть интегрирована в любую музейную тематику.

Пока выбрано три направления работы. Первое – «Смоленские дороги памяти». Эта программа для старшеклассников, куда прежде всего войдут события, связанные с Великой Отечественной войной, что особенно актуально в год 75-летия Победы.

Второе направление, «Смоленские узоры», связано с этнографией и рассчитано на подростков от 10 лет. Третье, «Смоленские сказки», – для самых маленьких не только школьников, но и дошколят.

– Мы понимаем всю ответственность нашей школы, которая стала основной экспериментальной площадкой «Смоленских уроков», – замечает директор школы № 12 Смоленска Светлана ДЕНИСЕНКОВА. – Но я уверена, что в итоге у нас получится действительно качественный продукт. Мы будем знать, куда ехать, чтобы ребята получили возможность учиться на местном краеведческом материале. А ведь это очень важно – знать историю и культуру мест, где живёшь. Потому что невозможно быть полноценным человеком, если ты буквально не потрогал, не пропустил через себя всё, что связано с родным краем.

Первый эксперимент

Основными партнёрами местного краеведческого общества в «Смоленских уроках» стали два мемориальных комплекса: «Катынь» в Смоленске и «Медное» в Твери. Это площадки для неких практических экспериментов и апробации любых интересных идей. Поэтому логично, что первый межрегиональный семинар в рамках проекта «Смоленские уроки» закончился практикумом в «Катыни».

Первым экспериментом стали десятиминутные фрагменты музейного урока по истории Великой Отечественной войны, предложенные сразу тремя участниками. Классическую музейную экскурсию продемонстрировал сотрудник МК «Катынь» Ярослав Солдатенков. Школьный урок на основе музейной экспозиции представил учитель истории школы № 12 Смоленска Павел Сивиков. Третьим стал интерактивный вариант от экскурсовода-реконструктора Михаила Гойдина, представшего в форме советского солдата времён Великой Отечественной. А участники семинара смогли на практике убедиться, насколько разными получились все три фрагмента урока…

– На реализацию проекта «Смоленские уроки» краеведческим обществом запланирован год, – говорит Елена Агафонова. – Итоги будем подводить в ноябре. А пока команде проекта, формирование которой уже практически завершено, предстоит создать на территории Смоленщины научно-методическую экспериментальную площадку по изучению и классификации, а также разработке и апробации качественных экскурсионно-образовательных программ, основанных на краеведческом материале…

Фото: Елена БЕЛЫХ и Вячеслав ФЛИМАНКОВ

Ольга Суркова

Еще четыре школы Смоленска присоединились к проекту «Электронная школьная карта»
В 2020 году в Смоленской области отремонтируют 43 почтовых отделения