Общество

Кардиограмма беспокойного сердца

14 декабря 2019 года в 12:28

Фельдшер Бодрая и её пациенты.

Практически уже на выезде из России, слева от трассы Москва – Минск, если двигаться в сторону Белоруссии, находится вынесенный на окраину поселения небольшой выложенный из белого кирпича домик с синей дощатой верандой - это Красновский фельдшерско-акушерский пункт. Вот уже почти тридцать лет этим ФАПом заведует Нина Ивановна БОДРАЯ.

– Я порядка сорока лет работаю в сельской медицине, – рассказывает Нина Ивановна. – Начинала, правда, не здесь, а в Ольше. Это километров десять от Красной Горки.

После окончания Рославльского медицинского училища, так как Нина Ивановна была родом из Краснинского района, ее распределили в Ольшу, где она проработала фельдшером около десяти лет.

– Тяжело, конечно, было. Приходилось и по сугробам лазить, на лошадях или тракторах к больным добираться. Там же такой деревянный, дикий край – один лес кругом, – вспоминает Нина Ивановна. И добавляет: – Здесь как-то поцивилизованнее.

Сразу после Бога

В Ольше молодого медика поселили прямо по месту работы, в фельдшерско-акушерском пункте.

– Мне дали половину медпункта, который представлял собой щитовое здание, разделённое на комнату для меня и непосредственно сам медпункт, – рассказывает Нина Ивановна.

Когда Нина Ивановна в 1981 году начинала работать в Ольше, на участке её обслуживания проживали вместе с детьми порядка 900 человек.

– Одни вызовы были. Что ночь, что день – без разницы. Больница далековато, вот и вызывали фельдшера. А добираться тяжело – там же кругом речки, горки, заросли, животные дикие по дороге встречаются, – усмехается Нина Ивановна.

Впрочем, и помимо больных у фельдшера тогда хватало работы. Нужно было организовывать и проводить профосмотры механизаторов и доярок, которые работали в совхозе «Лонница». Для такого рода мероприятий фельдшеру специально давали автобус, и везла Нина Ивановна тружеников сельского хозяйства в Красный на диспансеризацию.

– А непосредственно на месте в те времена какой техникой был оборудован сельский медицинский пункт?

– Всё самое простое, ничего такого особенного не было. Фонендоскоп, ростомер, весы, прибор для измерения давления. Впрочем, в этом плане и сейчас ничего не изменилось. Как говорят коллеги, когда встречаемся на курсах повышения квалификации, сельские фельдшеры работают голыми руками… – рассказывает Нина Ивановна.

Но сама же и добавляет, что фельдшеру другой аппаратуры и не надо. Когда есть необходимость сделать пациенту, скажем, кардиограмму, для этого вызывают скорую помощь.

– А для всех остальных случаев держим постоянную связь с участковым терапевтом, – уточняет Нина Ивановна.

Сейчас на ольшанском участке во всех деревнях осталось из почти 1 000 человек всего около 25.

– Да, это всего за 40 лет. Доживают там старушки и старички, – говорит Нина Ивановна. – Они как бы относятся к моему участку, мне дают машину для поездок туда, да и фельдшеры со «скорой» ездят на Ольшу.

Всего же на участке, который обслуживает Красновский ФАП, сегодня проживают 403 человека, из которых 55 детей.

– Редеет население, – сетует Нина Ивановна. – Умирают люди, уезжают…

Но работы у фельдшера меньше всё равно не становится.

– Мы проводим диспансеризацию по президентской программе. У нас организована большая профилактическая работа: ведём в меру сил борьбу с онкологией, сердечно-сосудистыми заболеваниями, сахарным диабетом. Вот буквально только что закончили вакцинацию от гриппа. По назначению докторов делаем инъекции, – перечисляет Нина Ивановна круг своих профессиональных забот.

И ещё сельский фельдшер – это, что называется, неотложная, экстренная помощь.

– Наш контингент сейчас всё больше люди пожилые. Вызывают чаще всего на дом. И тогда все вопросы к фельдшеру – мы и лоры, и зубные, и гинекологи, и терапевты. Лечим на деревне все болезни, – не без юмора замечает Нина Ивановна.

Наряду с профилактической работой и лечением различных хворей Нине Ивановне приходится заниматься и оказанием помощи, когда на трассе Москва – Минск случаются дорожно-транспортные происшествия.

– Сейчас, правда, реже. Там всё больше медики скорой помощи работают. Милиция, – по привычке оговаривается Нина Ивановна, – быстро вызывает «скорую». Но и мы, конечно, помогаем.

Именно на трассе Нина Ивановна познакомилась с родственником Иосифа Кобзона. Года четыре назад он вместе с женой проезжал по магистрали Москва – Минск, заехали в кафе поесть, после чего ему стало плохо. Вот так он и познакомился с Красновским фельдшерско-акушерским пунктом. Нина Ивановна оказала ему необходимую помощь. Причём так хорошо, что он даже звонил Иосифу Кобзону и рассказывал, что он попал к земскому доктору.

– Я тогда и в «скорую» звонила, консультировалась. Уколов наколола, таблеточек надавала. Обещал, что ещё заедет, но так и не довелось, видимо… Но в основном у нас профилактическая работа – разъясняем людям о прививках, рассказываем, как уберечься от тех или иных заболеваний. Проводим профилактику того же туберкулёза. Приезжает к нам выездной флюорограф, мы ходим по домам, все разъясняем. Ну и люди стали грамотными, сами заботятся о своём здоровье и не хотят болеть.

И всё же тяжело уже Нине Ивановне Бодрой справляться со своими обязанностями.

– Хочется смены, нового поколения, но их почему-то нет. Не идут на село работать. Наверное, потому что трудная это профессия – фельдшер. Всё на ногах, с огромным, тяжеленным чемоданом. Говорят, что медики – это первые люди после Бога. И действительно это, наверное, так: всем хотим помочь. Как только кто крикнет, позвонит, обратится – бежим с сумкой. Видимо, это уже профессионализм такой, что вот надо помочь. Это уже в крови. Мы все на чемодане спим, дома ведь такая же сумка стоит. Я сплю, а сумка рядом. Телефоны постоянно включены. Но с годами ждёшь уже новую смену. Ну, такие, как я, всё равно долго работать не смогут, нам уже за 60 лет, – размышляет о будущем сельской медицины и сетует Нина Ивановна.

Да и пациенты попадаются разные, что явно не облегчает труд человека, который призван заботиться о здоровье людей.

– Сейчас нервные стали люди, агрессивные. Жизнь, что ли, такая стала, расслоение – богатые-бедные. Вот это, может, сказывается. Найдётся с десяток таких пациентов, которые могут и нахамить, и охарактеризовать недобрым словом. Ну, как говорится, Бог им судья, – рассказывает Нина Ивановна.

Есть указание, чтобы к особо нервным, пьющим фельдшеры без участкового уполномоченного полиции не ходили.

– Хотя я ходила, – замечает Нина Ивановна. – Был у меня такой пациент, его потом в психушку забрали. Он даже ко мне в медпункт залезал, окошко разбил, в коридоре всё перевернул. Но это единичный случай.

Нина Ивановна в силу своего характера и профессионального долга старается всем уделить максимальное внимание. Хотя, как сама же замечает, в больнице такого внимания пациентам не уделяют.

Раньше местные жители – пациенты Красновского фельдшерско-акушерского пункта в большинстве своём работали в совхозе «Лонница». А сейчас кто чем занимается.

– Теперь все ушли на автозаправки на москва-минскую магистраль. Ну а пенсионеры – они что, все дома, на приусадебных участках работают, – рассказывает о местной жизни Нина Ивановна.

Молодёжи среди пациентов Красновского медпункта очень мало. Она, по словам Нины Ивановны, выехала в города – в Смоленск, в Москву… Почти все учителя в местной школе – тоже возраста Нины Ивановны. И, как она отмечает, работают, тянут всё пенсионеры.

И фельдшер, и активная общественница

И всё же заведующая Красновским фельдшерско-акушерским пунктом не пребывает в унынии и не впадает в отчаяние. Наряду со своими медицинскими обязанностями она ведёт и активную общественную работу. Так, на своей улице, которая называется Центральной, Нина Ивановна Бодрая возглавляет территориальное общественное самоуправление «Красная Горка».

Пусть это и небольшая работа в рамках большого региона, но для жителей очень важная. ТОСовцы, в частности, решили проблему мусора. Были установлены мусорные контейнеры. Ещё одна важная проблема, которую удалось решить ТОСу «Красная Горка», –строительство водопровода.

– А то что это такое – тягали бидоны. Как-то женщина шла вдоль трассы и несла на коромысле вёдра. Так машины останавливались, чтобы её сфотографировать, – рассказывает Нина Ивановна.

В этом году в День местного самоуправления России ТОС «Красная Горка» был признан одним из лучших в Смоленской области.

– Нам дали премию в размере 10 тысяч рублей. Мы хотели на эти деньги беседочку поставить, чтобы совместно праздники отмечать, юбилеи. Но решили ещё подождать – беседки дорогие, и пока премиальных денег не хватило, – говорит Нина Ивановна.

Помимо общественной работы в ТОСе Нина Ивановна Бодрая входит в состав Совета депутатов Гусинского сельского поселения.

Вообще, депутатской деятельностью Нина Ивановна занимается уже лет двадцать.

– Я не могу отказать. Просят люди – вот я и баллотируюсь. Меня выбирают. Медиков вообще-то уважают. Ведь у нас нет такого дома, где бы я не была, где бы мне не пришлось оказывать помощь, – рассказывает Нина Ивановна.

Хотя общественная деятельность и ложится дополнительной нагрузкой на заведующую Красновским фельдшерско-акушерским пунктом.

– Но и этим нужно заниматься, всё равно ведь мы сталкиваемся с проблемами наших жителей каждый день, и не только как медики. А как депутату мне приходилось делать очень многое, что не входит в круг моих профессиональных обязанностей. И колодцы мы чистили, и благоустройством занимались, и проблемы газификации решали.

Однако… Депутат не всесилен, и ему не всё удается. Бывают ситуации, когда и нужно помочь, и желание есть, но всё упирается в финансы. И тем не менее не следует опускать руки…

Сама Нина Ивановна живёт с девизом – помогать людям. По её мнению, это, наверное, профессия наложила свой отпечаток или душа так устроена, что она без этого уже не может.

Фото: Алексей Гусинский

Алексей ГУСИНСКИЙ

Часть жителей Смоленска завтра останется без тепла и горячей воды
На Смоленщине подвели итоги Вахты Памяти