Наш смоленский Левитан
Николай Сергеевич Коншин… Его имя всегда ассоциировалось с праздником. Без него не проходило ни одно значимое мероприятие в Смоленске. С 1984 года актёр был диктором демонстраций, митингов, концертов, связанных с важными датами в истории Смоленска. С 1995 года Н.С. Коншин являлся бессменным диктором парадов Победы. Его часто называли «смоленским Левитаном». Он принимал участие и в таких важных мероприятиях, как торжественная церемония вскрытия и закладки капсулы с посланием смолян потомкам, посвящённая 1150-летию Смоленска, митинг в честь воссоединения Крыма и Севастополя с Россией, международная акция «Тотальный диктант – 2015», образовательная акция «Всероссийский географический диктант», и многих других. Неподражаемый голос артиста Н.С. Коншина вдохновлял людей, способствовал воспитанию гражданской ответственности у подрастающего поколения смолян.
Сыгранные заслуженным артистом РФ Николаем Коншиным роли в спектаклях Смоленского государственного драматического театра украшали афиши, всегда привлекая внимание зрителей и прессы. Среди сотни ярких и талантливо воплощённых на сцене образов – Несчастливцев («Лес» А.Н. Островского). Алексей Турбин («Дни Турбиных» М. Булгакова), Тартюф, Оргон («Тартюф» Ж.Б. Мольера), Насреддин («Последняя любовь Насреддина» Б. Рацера и В. Константинова), Гаев («Вишнёвый сад» А.П. Чехова), Бобыль («Снегурочка» А.Н. Островского), Изольд Тимофеевич Кукин («Аккомпаниатор» А. Галина), Советник («Снежная королева», Е. Шварца), Хельмер («Кукольный дом» Г. Ибсена), Морозко («Морозко» А. Васильевой), Маргаритов («Поздняя любовь» А.Н. Островского), Игорь («Пока она умирала» Н. Птушкиной), Художник («Портрет» Н.В. Гоголя), Князь К. («Дядюшкин сон» Ф.М. Достоевского), князь Тугоуховский («Горе от ума» А.С. Грибоедова). На протяжении 40-летней творческой жизни Николая Сергеевича сопровождала роль Деда Мороза, который был любим и детьми, и взрослыми. Через этот образ актёр учил юных смолян доброте, благородству, любви к Отечеству.
На творческую индивидуальность актёра обратили внимание центральные телеканалы – ВГТРК «Культура» (студия «Центр национального фильма») и «Россия-1», – и с участием Николая Сергеевича вышли на экраны такие масштабные проекты, как «Генералы против генералов» (роль М.Д. Бонч-Бруевича), «Москва – Берлин. Завтра – война» (озвучание 4 серий), «Вайда. Краски» («русский голос» польского режиссёра А. Вайды), роль полковника НКВД Кузнецова в фильме «Норильская Голгофа» и другие. Эти фильмы отмечены наградами международных кинофестивалей.
Впереди было много планов – и в театре, и в кино, и на ТВ. Его высокая профессиональная и человеческая культура, подлинная интеллигентность, которая сегодня практически исчезла из современного общества, оказались, к счастью, востребованны.
Николаю Сергеевичу было 62 года. Он ушёл на взлёте, в расцвете сил, не доиграв, не допев пронзительной песни своей сложной, но прекрасной жизни, не успев получить давно положенного его таланту звания «Народный артист РФ», к которому был представлен.
Бытует выражение: незаменимых людей нет. На смену придут другие – жизнь продолжается. А вот ушёл человек, и многое, что было в его возможностях, что было дано только ему, ушло вместе с ним. И выясняется, что незаменимые, если они действительно были на своём месте, – есть. Это относится к Н.С. Коншину.
Три года его нет с нами. Но он есть. Сегодня, отмечая День города, в праздновании которого Николай Коншин всегда принимал непосредственное участие, мы, вспоминая этого талантливого человека, уникальную личность, предлагаем читателям познакомиться с подборкой воспоминаний о нём, сделанной на основе страниц книги «Дом Николая Коншина», выпущенной в 2018 году.
Памяти папы
«Однажды в детстве мы смотрели телепередачу, в которой соревновались призывники, и папа спросил у меня: «Какой командир лучше: тот, который говорит «делай, как я», или тот, который говорит «делай так, как я скажу?» Конечно же, прежде всего для любого человека – это поступки, сказать можно всё, что угодно. Своим жизненным примером папа заложил во мне ту общечеловеческую основу, которой я вправе гордиться. Без лишних слов, своим отношением к окружающим, жизненными ориентирами, общением он дал образец для подражания.
Главное сокровище любого человека – это его время. Папа уделял мне очень много внимания. Всё детство проходило в играх – начиная с футбола и заканчивая строительством городов из конструкторов. Много раз после проведения парада Победы 9 Мая папа сразу мчался домой, чтобы принять участие в футбольном матче со мной и моими друзьями. Семья всегда была на первом месте. На велосипедах мы объехали все городские окраины, иногда наши поездки длились по 5–6 часов, иногда мы ездили на Днепр и проводили там почти целый день. Высшим шиком я считал доехать через весь город на велосипедах до школы, в которой учился. Все мне по-детски завидовали. Какие же золотые времена это были!
В день моего 25-летия папа написал для меня стихи на мелодию одной из песен любимой нами группы «Любэ». Я воспринимаю это как его завещание мне.
Небо сегодня ничем не затянуто,
Тучи не рвутся туманами рваными.
Мы отмечаем твой день рождения,
Радостный миг твоего появления.
Давай за жизнь, давай, сын, до конца.
Давай за тех, кто дома ждёт тебя.
Давай за Свет, за счастье без конца,
Давай любить и радость всем дарить.
Будем мы жить с тобой долго и счастливо,
Будем любить, и терпеть, и надеяться,
Что никогда в нашем доме не вселится
Грусть безысходная – злая метелица.
Мы за тебя, а ты за нас,
И за Смоленск, и за всех нас.
За пониманье и любовь
Давай поднимем вновь и вновь.
Давай прощать, давай молчать,
Когда сдержаться нету сил,
И не роптать, и не кричать,
Когда свет кажется не мил.
Жизнь впереди тебе долгую, долгую,
Веры, Надежды, Любви и терпения.
Пусть не коснутся тебя поражения,
Бог не покинет в минуты сомнения.
Уходя в мир иной, каждый человек оставляет частичку своей души со своими родными и близкими людьми. Папа всегда незримо вместе со мной. Спасибо за всё, низкий поклон! Вечная память!»
Николай Николаевич КОНШИН, преподаватель математики, кандидат педагогических наук
Я очень благодарна ему
«...Николая Сергеевича я знала; интереснейший, благородный и умнейший был человек! Говорят, что все истинно великие, гениальные личности держались просто. Прост в общении был и Николай Коншин. Я очень благодарна ему! Никогда не забуду, как он поддержал меня в момент чуть не пошатнувшейся моей веры, когда на меня обрушилось искушение (прости меня грешную, Господи!) от неопытного и жёсткого священника, категорично настроенного против искусства. А ведь моя профессия вся связана была с искусством! Да и стихи мне тот батюшка чуть не запретил писать. Я застала тогда Николая Сергеевича у его сестры, Елены Сергеевны. Он применил всю свою эрудицию и убедил меня – юную и неопытную, только недавно воцерковившуюся – в том, что православие и искусство, пусть даже светское, глубоко связаны, а вовсе не противоречат друг другу... И что многие благочестивые христиане, и даже святые старцы, писали прекрасные стихи (например, преп. Амвросий Оптинский, который весьма любил поэзию, особенно басни Крылова), а старец Нектарий Оптинский читал наизусть Пушкина и Державина, а также интересовался современным искусством и науками... И что именно в Православной Церкви обретаются самые интеллигентные, культурные и образованные люди... Я в этом потом всю жизнь убеждалась. А в тот момент – мне очень важны были слова, которые вовремя нашёл для меня Н.С. Коншин, протянул мне руку помощи, помог увидеть направление дальнейшего моего развития. Господь даёт всё вовремя».
Лада Вячеславовна ПОСТОЕВА, музыкант, поэт, член Союза писателей России, Владимир – Москва, 2017 год
Мастер слова
«Николай Сергеевич Коншин преподавал риторику в Смоленском духовном училище. Мой сын, будучи его студентом, рассказывал, что они с большим желанием ходили на его занятия. Он обучал речевому мастерству, ораторскому искусству, которым сам великолепно владел.
Студентов покоряло умение Николая Сергеевича вовлекать их в процесс восприятия и обсуждения на занятиях, его способность завладевать интересом слушателей. Образность, богатство интонаций, эмоциональность речи были свойственны преподавателю в высшей степени.
Николай Сергеевич заботился о повышении речевой культуры в практике общения, в публичных выступлениях. Для студентов он был настоящим МАСТЕРОМ СЛОВА».
Н.И. КОЛОБАЕВА
Неоценимый подарок
«С Николаем Сергеевичем мы познакомились, конечно, ещё до того, как появился наш центр. Каждый из нас знал этого прекрасного актёра, бывал на его спектаклях, слышал по радио глубокий, бархатный, поставленный голос.
Казалось бы, что общего у талантливого драматического актёра мхатовской школы и центра атомной энергии? Но у науки и искусства нет границ. Николай Сергеевич и Людмила Степановна всегда были желанными гостями. В нашем центре они собирали неравнодушных студентов и рассказывали им увлечённо об искусстве театра и кино. А мастер-классы Николая Сергеевича – это вообще отдельная тема! «Я сейчас на пальцах объясню вам, что такое профессия актёра. Слышу, вижу, реагирую» – так Николай Коншин предлагал студентам прожить разные роли в предлагаемых обстоятельствах и почувствовать себя настоящими актёрами.
А с какой теплотой он вспоминал своих друзей и коллег! Благодаря ему, как в известной теории о рукопожатиях, мы смогли познакомиться с Массальским и Высоцким, Смоктуновским, Касаткиной и Колосовым и многими другими выдающимися актёрами.
Неоценимым подарком стало участие Николая Сергеевича как диктора в акции «Тотальный диктант», которую мы впервые организовали в Смоленске. Его талант диктора и чтеца украсил событие. То, что «Тотальный диктант» стал популярным в городе, несомненно, заслуга и Николая Сергеевича.
Но самое главное то, что это был истинный интеллигент, тонко чувствующий людей, творчество и время. Таких становится всё меньше, они уходят, а с ними уходит эпоха. Но как хорошо, что жизнь иногда преподносит подарок и сводит вдруг именно с такими личностями! Эти встречи, общение и воспоминания – бесценны».
С благодарностью и уважением к светлой памяти Николая Коншина, Информационный центр по атомной энергии: Наталья Кибисова, Аревик Акопян, Павел Деревянко
Истинный патриот и достойный сын Отечества
«Его голос – голос по-настоящему выдающегося артиста – знали театралы Смоленска и ряда других областных центров, его необыкновенный баритон был знаком десяткам тысяч смолян – участников демонстраций и парадов на главной площади города-героя. Знали и ценили артистическое дарование Николая Сергеевича и в столице. Подтверждение тому – его участие в документальных и художественных фильмах, которые мы видели по Центральному телевидению.
Последний аккорд маэстро – озвучивание интервью всемирно известного кинорежиссёра Анджея Вайды, завершающий вклад польского и смоленского мастеров в мировую культуру: Вайда умер через две недели, ненамного пережив нашего смоленского кумира…
Когда являются средь нас люди неординарные, у окружающих возникает вопрос: почему они такие, в чём глубинные причины их необычности, их дарований? Да, о них говорят: «Отмечены свыше!» Но за этим угадываются и причины вполне материального свойства. И здесь уместно вспомнить забываемое слово «родословная». А предки Николая Сергеевича, не оставив ему в силу не зависевших от них обстоятельств материальных ценностей, безусловно, облагодетельствовали его другим: умом, талантом, творческим задором, умением подчинить себе обстоятельства. И это далеко не полный перечень полученного Коншиным нематериального наследства. А родословная Коншиных насчитывает почти пять столетий. Предки Николая основали в своё время самую крупную в России текстильную фабрику, ставшую до событий 17-го года образцовым производством. «Награда» после случившихся перемен не заставила себя ждать: уже в начале 30-х годов почти все представители заслуженного рода были арестованы. Отец героя этой книги полтора десятка лет маялся на колымской каторге, а затем был сослан в Казахстан, где и родился будущий заслуженный артист. Родился в семье, отмеченной способностями, трудолюбием, интеллигентностью. Традиции семьи, скорее всего, сказались и на его выборе будущей профессии: способный юноша поступил в одно из самых элитных театральных учебных заведений – Школу-студию МХАТ.
После Москвы были другие города, включая Тулу, где судьба подарила встречу с артисткой Людмилой Лисюковой, ставшей женой, верным другом, доброжелательным советчиком на долгие годы.
Суждения, которые выскажу, очень возможно, разделят не все: сдаётся, что за последнюю четверть века число почитателей поэта Маяковского скорее уменьшилось, чем возросло. И всё же не только его стихи и поэмы, но и отдельные строчки прочно закрепились в сознании у людей старшего возраста, в памяти. Вот одна из поэтических сентенций: «К людям он милел людскою лаской». Как это не отнести к покинувшему нас Николаю? Да, он был нежен с близкими, с коллегами, особенно возрастом постарше, он мог преисполниться уважением и даже любовью к людям совершенно незнакомым, если видел в них и добряков, и скромников, и тех, кого назвали когда-то забываемым словом «нестяжатели»...
Многие знают: люди талантливые, много знающие, сохраняющие интерес к жизни, порядочные и приятные в общении обладают природной способностью притягивать себе подобных. Таким был Николай Сергеевич. О каждом из тех, к кому он благоволил и кто питал к нему самые искренние чувства, можно писать отдельные книги.
Не берусь подробно судить о том, как большой артист работал над образами своих героев – слишком мало об этом знаю. Но из того, что знаю, могу с уверенностью утверждать: пословица «Талант и труд рядом идут» – это о таких, как Коншин. Итог такого подхода очевиден: зрители в театре видели на сцене не артиста Коншина, а его героев, в коих он воплощался без остатка... Итогом творческого союза двух мастеров – московского кинорежиссёра Ю.М. Кузавкова и актёра Н.С. Коншина – стали шесть фильмов Центрального телевидения, отразивших личные драмы героев и эпохальных перемен в судьбе России.
Пишущий эти строки и в малой степени знатоком театра себя не считает, и всё же рискну высказать некоторые суждения о Коншине-актёре.
Познакомился я с Николаем Сергеевичем, когда он был уже, как принято говорить, человеком среднего возраста. Видеть юного выпускника известной театральной школы, учившегося у знаменитых мастеров, на сцене не пришлось. Но что поражало в этом актёре? В какой бы ипостаси он ни выступал, он всегда был органичен и точен – был ли он в роли штатского или военного, простолюдина или учёного, купца или престарелого князя.
А ещё очаровывал его изумительный баритон. Убеждён, что, если бы избрал Николай Коншин стезю певца, он бы и в этом качестве прославил своё имя. Но земляки смоляне ассоциировали его с другим выдающимся человеком, назвав «наш смоленский Левитан».
Когда уходят в мир иной такие люди, как Николай Сергеевич, через потери усугубляется осознание несвоевременности, досрочности их смерти. Сколько же впереди остаётся неисполненного, несвершённого, нереализованного! Одолевают и другие мысли и чувства, и возникает желание передать это, хотя бы несовершенной поэтической строкой. На что и решусь.
Слова прощания в газете,
А то и лёгкой дымкой слух,
И не заметили на свете:
Не стало мирозданья вдруг…
***
И как обидно,
Как печально:
Не замечает человек
Ни дивных облаков молчанье,
Их уносящий в вечность бег!
А может, там,
В небесном бесконечье,
Не купы разных облаков,
А души – пленники веков?
И грозы вовсе и не грозы,
А слёзы кинувших сей свет,
Печаль от общих наших бед?
И всё же закончу не этим. Как сказал выдающийся живописец нашего времени Илья Сергеевич Глазунов, потрясённый вестью из Смоленска о кончине Николая Сергеевича Коншина: «Николай Коншин был не только великий актёр, но и истинный патриот России, достойный сын Отечества».
М. И. РАБИНОВИЧ, историк и журналист
Склоняю голову
«Николай Коншин ушел из жизни в сентябре 2016-го. Я помню день, когда узнала о скоропостижной смерти Николая Сергеевича. Это был шок, а потом я сидела на телевидении и пересматривала архивные видеозаписи. Всё казалось символичным – и взмах его руки на сцене во время съёмок, который стал восприниматься как прощальный, и стихотворение Геннадия Шпаликова в его исполнении с пронзительными строками и интонацией, в которой звучала и боль, и сила, и грусть: «Людей теряют только раз, и след, теряя, не находят, а человек гостит у вас, прощается и в ночь уходит…»
Николай Коншин… Высокий, харизматичный, доброжелательный, с яркой внешностью, которая с годами становилась всё благороднее. Я видела многие его спектакли. Он всегда умел изящно балансировать между трагедией и фарсом, надломом и клоунадой. Казалось, ему подвластен любой материал. Он ушёл на пике творческой формы, не доиграв…
Мы разговаривали после спектаклей, перед его бенефисами, просто делились впечатлениями в коридорах театра. Николай Сергеевич всегда был готов общаться, что так важно для моей профессии, когда работаешь в режиме цейтнота. Ведь для репортажа нужен комментарий здесь и сейчас. И он всегда это чувствовал, без труда мог найти нужные слова и великолепную формулировку. Даже в периоды невостребованности, а они у него были, он был неизменно благожелателен, а в его оценках было море самоиронии. Было очевидно, что он мог работать в любом столичном театре, но, наверное, был недостаточно амбициозен, не гнался за всероссийской славой и в итоге сделал выбор в пользу улочек древнего города, который безмерно любил...
В его актёрской копилке около 150 ролей, немало призов – в том числе специальный приз жюри фестиваля «Смоленский ковчег» «За яркое мастерство и рыцарское служение театру». Для Николая Коншина, по его признанию, важным было выступление с моноспектаклем «Портрет» на 200-летие Николая Гоголя в Доме Гоголя в Москве.
На сцену Смоленского драматического театра он выходил в течение 35 лет, здесь он играл незадолго до смерти, готовился к гастролям в Минске. Пересматриваю интервью, которое он давал мне за три года до смерти. На вопрос: «О чём вы жалеете?» – сказал: «Нет, ни о чём не жалею, сейчас не время жалеть. Мы все не вечны, нужно думать о другом, нужно готовиться к другой жизни». Теперь его слова звучат пророчески. А ещё он с нежностью говорил о своей семье – жене и сыне. Николай Сергеевич должен был сыграть в новой постановке по пьесе Юрия Полякова «Как боги», в Москве планировались съёмки фильма о Николае Японском. Всё это он не успел осуществить. А я часто вспоминаю Николая Коншина в спектакле «Дядюшкин сон» и фразу его героя: «Это был очаровательный сон… о-ча-ро-ва-тель-ный сон».
Екатерина ЛЕВИЦКАЯ, специальный корреспондент филиала ГТРК «Смоленск»
Фото: из архива Л.С. ЛИСЮКОВОЙ
Подготовил Игорь КРАСНОВСКИЙ