«Не хочу быть юристом – хочу чинить велосипеды»
Все мы, когда были детьми, думали и мечтали о том, кем станем, когда вырастем. Но наступает момент, когда выбор профессии становится делом серьёзным и ответственным, а с какой стороны к этому подступиться, не каждый знает. О том, как знакомить детей с миром профессий и как помочь определиться с тем, что им подходит, «Смоленской газете» рассказала руководитель тренингового центра «Кем быть», сертифицированный профориентатор Анастасия ГРЕЦ.
Процент совпадения
– Анастасия, у меня сложилось впечатление, что в наши дни профориентации уделяется гораздо больше внимания, чем это было раньше. С чем это связано?
– Да, я с этим согласна. Традиционно о выборе профессии больше думают родители, чем дети. В большинстве случаев с таким запросом ко мне обращаются именно родители. Давайте вспомним те годы, когда мы с вами оканчивали школу. У многих семей основная задача была просто выжить, просто прокормиться. И тогда думали о том, чтобы хоть куда-то ребёнку поступить, хоть какую-то профессию получить. Никто не ставил задачу подобрать идеально подходящую профессию, в которой он мог бы самореализоваться. А сейчас многие проблемы решены: вопросы трудоустройства, финансовые, жилищные. И наконец родители уже могут и об этом подумать. Сейчас у нас много занимаются этим с научной точки зрения: развиваются гуманитарные технологии, тестология в этом направлении. Поэтому возникает всё больше возможностей подойти к выбору профессии правильно.
– С какого возраста следует начинать уже как-то ориентировать детей в мире профессий?
– Разговаривать с ребёнком можно начинать с пяти лет, потому что одна из зон по правильному выбору профессии – это зона знаний мира профессий. Если мы вдруг в мае выпускного года решаем начать выбирать профессию, нам просто не хватит времени, чтобы изучить все те профессии, которые есть. Поэтому чем раньше мы начнём знакомить ребёнка с миром профессий, тем лучше. А конкретно выбирать стоит лет в 14–15, когда мы можем уже говорить о мотивации и интересах, которые руководят подростком. Раньше, в классе пятом-шестом, об этом ещё говорить рановато. Но для детей такого возраста у нас есть технологии, которые помогают найти им подходящее хобби. Мы столкнулись с таким запросом от родителей: они не знают, как подобрать ребёнку секцию, кружок, какое-то занятие, которое будет ему интересным, в котором он найдёт себя. Тестирование позволяет это сделать.
– Затронули тему тестирования. Сейчас нередко приходится слышать о профориентационных тестах. Насколько это эффективный инструмент?
– Интернет у нас сейчас полон различных тестов, но важно выбрать правильный тест – достоверный, валидный, основанный на научных знаниях. Лично я как региональный представитель центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии» при МГУ работаю по системе «Профориентатор». Это тест, который разрабатывается уже в течение 27 лет. Над ним работает целая кафедра МГУ. Он основан на изучении реальной ситуации в нашей экономике: в него заложено 3 000 профессий, и каждые два года эксперты корректируют этот список, добавляют в него основные профессии, которые на рынке труда пользуются наибольшей популярностью. Сейчас, например, в системе есть и SMM-менеджеры, и SEO-оптимизаторы. То есть в ногу со временем идёт тестирование. Основа теста заключается в том, чтобы снять ваш профиль, наложить его на идеальный профиль профессии и посмотреть, насколько вы соответствуете той или иной профессии – дать процентовку.
«Хочу, чтоб за игру платили...»
– А кроме тестирования как ещё можно выявлять, какие профессии человеку подходят?
– Я работаю с интересной методикой, разработанной профессором Пряжниковым, которая называется «Профессьянс». С помощью специальных карт мы с ребёнком сначала определяемся с его целями в жизни, а затем тоже с помощью карт рассматриваем средства труда, условия труда, коммуникации, которые ребёнку интересны. Тем самым эта методика раскрывает всю картину того, что происходит внутри профессии: что делать, как и с кем нужно взаимодействовать, какой уровень активности в данной профессии. Ребёнок начинает получать базовое понимание того, что там внутри профессии есть помимо названия. Со временем активизируется с помощью этой методики определённый тип мышления у ребёнка, когда он сам смотрит на содержание профессии и соотносит это со своими целями в жизни, на основании чего можно сделать выбор. Комплексный такой подход получается.
– А вообще, на что стоит обращать внимание при выборе профессии? Когда ребёнок и родитель самостоятельно, без помощи специалиста, занимаются выбором профессии, какие ошибки могут совершить, что могут не учесть?
– Интересы, интеллектуальные способности и личностные качества – это три основных блока, на которые мы ориентируемся. Есть такое понятие – факторы выбора профессии. И часто эти факторы становятся ошибочными, когда родители якобы из своего опыта, своей любви начинают навязывать ребёнку то, что «лучше». Допустим, эта профессия в тренде или просто престижный университет, и родители могут себе это позволить. Нужно понимать, что когда занимаетесь самостоятельным выбором профессии, то следует исходить из потребностей ребенка.
– С одной стороны, понятно и справедливо. С другой – некоторые дети слишком уж сильно фантазируют на тему будущей профессии. Есть ребята, которые свой выбор меняют каждый день: сегодня хочу быть поваром, завтра – парикмахером, послезавтра – кем-то ещё. Я даже слышала такое: «Хочу играть в компьютерные игры и чтобы мне за это деньги платили. Давайте найдём мне такую работу». Как быть, если ребёнок много фантазирует на тему будущей профессии?
– В первую очередь, не надо останавливать эти мечты. Мы же понимаем, что в подростковом возрасте есть такие моменты, когда дети за один день меняют несколько вариантов. И не надо останавливать этот поток. Пусть он происходит, потому что он сам начинается и сам заканчивается. Но параллельно – проводить разговоры по вечерам или на прогулках о том, чего ребёнок хочет. Затем – смотреть, а что он может в интеллектуальном плане в соответствии со своими желаниями. Дальше – исследовать возможности семьи, что реально семья может себе позволить. И личностные качества ребёнка тоже надо учитывать. Может, ребёнок открытый, и ему нужно много знакомств, много общения, а он насмотрелся сериала «Кухня» и захотел стать поваром. Но нужно тогда понимать, что повар – это ограниченный круг общения, вообще мало общения. Сможет ли человек свои потребности в коммуникациях, в новых людях реализовывать в профессии?
Единой формулы нет
– Затронули такую тему, что ребёнок может выбрать профессию, насмотревшись кино. Чем вообще руководствуются подростки в своём выборе?
– Сами подростки – только трендами. Был поток – шли все в пищевые технологии. Что тут можно сделать? Нужно показывать, что включает в себя профессия. Детские иллюзии очень легко разрушаются. Если ребёнка, желающего стать поваром, отвести в какую-нибудь столовую и показать подвал этой столовой: какие там запахи, с чём придётся иметь дело, – то у ребёнка сразу пропадает желание. Запахи испорченных продуктов, которые в любом случае в пищевой промышленности есть, он терпеть не хочет, и желание сразу исчезает. Родитель должен показывать ребёнку, что находится внутри профессии, если уже серьёзно речь о ней идёт. Ко мне как-то пришла девушка, которая хотела идти в спецназ. Сильная, спортивная, очень здоровая – по своим физическим данным она полностью соответствует. Я спросила о мотиве выбора профессии. И девочка сказала: «Мир спасать, интервью давать в чёрной маске с изменённым голосом». Потом мы начали разбираться, из чего состоит каждый день человека, работающего в спецназе. Оказалось, что мир он спасает два-три раза в год, а всё остальное время тренируется, живёт по времени, постоянно учится, сдаёт нормативы. Она спросила: «Что, серьёзно?» Я ответила: «Да, серьёзно. Давай встретимся с ребятами, которые там служат, – они тебе расскажут». Можно устроить одну беседу, иногда даже по телефону, чтобы во всём разобраться. Знакомьте детей с теми профессиями, которые входят в сферу их интересов. У меня отец руководил водоканалом на Севере. Он меня водил и на водоочистные сооружения, и на ГЭС, и на водохранилище, и в лаборатории. Знакомил меня с этим миром профессий. Я видела, что в этой сфере работают сотни людей, и у всех разный вид труда. Это самое простое – повести ребёнка к себе на работу, договориться с родными и друзьями, профессии которых ему интересны.
– А стоит ли обращать внимание на тренды? Ведь если профессия популярна, то это значит, что конкуренция на рынке труда будет большой...
– Есть интернет-портал atlas100.ru, на котором нам показывают профессии будущего и те профессии, которые в ближайшее время вымрут. Нужно смотреть не на то, что в тренде сейчас, а на то, что будет в тренде, когда ты отучишься и приобретёшь практический опыт в своей профессии. То есть если речь идёт, например, о девятикласснике, который собирается идти в вуз, а не в колледж, то нужно смотреть на то, что будет лет через 7–10.
– В настоящее время много говорят о востребованности рабочих профессий. Каким детям стоит посоветовать идти в эту сферу?
– Детям, которым тяжело учиться. Зачем отправлять такого ребёнка в 10–11-й класс, когда он в это время уже может приобретать профессию. Сейчас есть такие яркие движения, как, например, World skills. Тем, кто выбирает для себя такой особый профессиональный путь, это тоже может быть интересно. Ну и если ребёнку нравится прикладной, ручной труд, творческие профессии. У меня была такая консультация: пришли папа с сыном – на юриста они собирались поступать. В ходе той активизирующей методики, про которую я вам рассказывала ранее, мы выяснили, что ребёнок мечтает чинить велосипеды, изобрести что-то новое в велосипедах, какую-то деталь, что-то оптимизировать. Он мечтает работать в большом светлом цехе именно руками. Папа сначала был очень удивлён, но потом включился в общение, и они были очень рады тому, что друг друга услышали.
– Давайте резюмируем: как выбрать профессию и не ошибиться?
– Это целый процесс, к которому нужно подойти с умом: послушать себя, посмотреть, что есть в этом мире, соотнести себя со всем этим. Это если в общем, потому что невозможно описать конкретные ходы – нет такой формулы, которая всем подойдёт. Всё очень индивидуально. Но первое, что бы я всем порекомендовала, – это пройти тестирование, на базе которого уже можно говорить о том, к чему у человека предрасположено его «внутреннее я».
Фото: из личного архива Анастасии ГРЕЦ
Татьяна Борисова