Общество

«Мы ночами не спим – у нас ЕГЭ»

26 мая 2019 года в 15:24

ЕГЭ – это аббревиатура, которую боятся и дети, и родители. И как показывает практика, идя на экзамен, важно не только всё знать, но ещё и быть психологически готовым к тому, что тебя там ждёт. О том, как подготовиться к Единому государственному экзамену, «Смоленской газете» рассказала клинический психолог Диляром Науменкова.

Есть контакт?

– Диляром, когда мы в своё время сдавали обычные экзамены, волнение, конечно, было, но такого ажиотажа, как с ЕГЭ, не было. Экзамены в форме тестирования – это психологически сложнее?

– Конечно, сложнее. Там оцениваются сухие результаты: сделал – не сделал. Никто не учитывает психологическую нагрузку, какие-то другие особенности ребёнка: тип характера и тому подобное. Есть более тревожные дети, а есть те, кто умеет справляться со стрессом и кому проще сдавать экзамен, – в ЕГЭ это никак не учитывается.

– Почему этой темой занялись психологи?

– Потому что тема насущная. Очень часто обращаются по этому поводу родители, потому что очень большие страхи и тревога возникают именно у них, а потом уже всё это передаётся и детям. Я как специалист иногда сталкиваюсь вот с чем. Звонят родители: «У нас всё плохо, ночами не спим». Спрашиваю: «В чём проблема?» Отвечают: «У нас ЕГЭ». И я понимаю, что готовится к экзаменам вся семья. Каждый год есть запрос на такую помощь, поэтому психологи этим занимаются, и занимаются давно.

– Что можно посоветовать родителям, которые так тревожатся?

– Я бы порекомендовала родителям прежде всего обратить внимание на свою тревогу и страхи. В чём они заключаются? Возьмите листок, составьте список того, чего конкретно вы боитесь. Вы боитесь, что он не поступит – и всё, крах, год потерян? Или боитесь, что не сдаст на какое-то определённое количество баллов – не поступит в определённое учебное заведение? Когда составите этот список, поймёте, в чём конкретно заключаются ваши страхи, составьте список тех ресурсов, которые вам помогают в стрессовых ситуациях, того, чем вы можете подпитаться. Это могут быть внешние ресурсы: семья, у некоторых работа, путешествия, отдых, спорт, сон, режим, еда – всё что угодно. Внутренние ресурсы: медитация, какой-то настрой, может быть, какой-то жизненный опыт. После составления списка нужно вспомнить какую-то серьёзную стрессовую ситуацию и то, какой ресурс и как вы применяли. Чаще всего что вам помогает? И то же самое нужно сделать с ребёнком: выявить страхи и найти ресурсы для того, чтобы справляться со стрессом. Только детям это нужно объяснить чуть проще. Что тебе приносит радость? От чего тебе хорошо? Потому что, если вы будете говорить с ребёнком о ресурсах, он вас не поймёт. Многие родители сталкиваются с тем, что ребёнок говорит: «Смотрю телевизор, играю в компьютерные игры, гуляю – и мне хорошо». Не надо это воспринимать в штыки и отвечать: «Всё понятно – ты не хочешь учиться». Посмотрите на это немножко спокойнее – дайте ребёнку перерыв в 30 минут, когда он готовится, потому что это большое напряжение и большой, серьёзный стресс.

Но мы здесь сталкиваемся с другой очень интересной вещью. По поводу составления списков страхов и ресурсов многие родители говорят: «Слушайте, а как я это вообще сделаю?» Оказывается, что у родителей и ребёнка изначально нет никакого контакта. Ребёнка отдали репетитору: «Иди занимайся. Мы платим за тебя деньги – будь добр». Приходится налаживать отношения внутри семьи и только затем уже справляться с предэкзаменационным стрессом. Поэтому, дорогие родители, задолго до 11-го класса, по-хорошему – ещё в начале жизни ваших детей закладывайте в них доверие, чтобы у вас был контакт.

Сноровка и тренировка

– Почему это настолько важно?

– Потому что потом дети считывают всё, что происходит с вами: как вы справляетесь со стрессом, какие ресурсы вы применяете, чтобы с ним бороться. И они начинают всё это применять в своей жизни. По этой же причине нужно прежде всего родителям разобраться со своим стрессом и с тем, как с ним справляться. Ребёнку важно, чтобы рядом с ним был уверенный, спокойный родитель, – если у вас паника, то ничем хорошим это не закончится. Есть ещё и другой вариант – когда ребёнок переживает, а родители достаточно жёсткие, авторитарные. Они говорят: «Так, всё, ты справишься. Даже слышать ничего не хочу, иди сдавай – всё это ерунда". Нет никакой обратной связи от ребёнка. Никто не спрашивает, что с ним происходит. Это называется «обесценивание». Давайте спроецируем на нашу взрослую жизнь: когда мы приходим с работы, нам же хочется, чтобы нас спросили, как у нас дела, что было интересного, нового. А если есть какая-то проблема, то просто выслушали, потому что человеку надо выговориться. Иногда даже не нужен никакой совет. То же самое и у детей. Только у взрослых какой-то опыт в жизни есть, а у детей нет – они не знают, как с этим справляться, начинают замыкаться. Отсюда формируется ещё один стресс, который потом с плюсом экзамена перерастёт неизвестно во что.

– В ситуации подготовки к Единому государственному экзамену адекватная позиция родителей какой должна быть?

– Во-первых, изначальное налаживание доверительных отношений. Если ребёнок занимается с репетитором, то это не должно быть так, что вы отдали его репетитору и забыли. Обязательно надо спрашивать, как всё проходит, всем ли он доволен, что его волнует, как он сам считает, достаточно ли ему этой подготовки. Спрашивайте у репетитора, как он оценивает результаты. Ещё можно применить технику из поведенческой терапии, которая помогает бороться со страхами. Ситуацию моделируют настолько близко к реальности, насколько можно. С ребёнком можно проигрывать ситуацию ЕГЭ. Это могут делать как учитель, так и родители дома. У нас же есть пробные материалы ЕГЭ. Мы можем дать ребёнку материал, засечь время, выступить в роли учителя на экзамене. Объяснить ему, что он не может ничего спрашивать. Некоторые родители могут сказать, что это дополнительный стресс. Но на самом деле нет. Так постепенно, ступенчато прорабатываются страхи. Когда ребёнок приходит на экзамен, у него срабатывает то, что эта ситуация уже знакомая, привычная, и он может нацелиться на сами знания.

Сон вместо зубрёжки

– А в сами дни тестирования как родителям себя вести? Иногда ведь бывает так: мама сидит в коридорчике с авоськами и переживает за своё чадо...

– Да, есть такие. Это опять же то, о чём я говорила: уровень тревожности у всех разный. Есть родители гипертревожные, это плохо тем, что они думают: «Сейчас я попереживаю, на себя всё возьму, а ребёнок переживать не будет». Но они ведут себя так всегда, и у ребёнка уже вырабатывается такая реакция – он думает: «Там в коридоре мама сидит, переживает». И он думает не об экзамене, а о том, что мама сидит и переживает. Поэтому, конечно же, это выбор каждого, но я бы не рекомендовала родителям сидеть под дверью. У детей есть возможность выйти в туалет во время экзамена. И если ребёнок вышел, а мама подбегает с сумасшедшими глазами: «Ну что там? Ну как?» – это дополнительный стресс для ребёнка. Зачем его лишний раз нервировать? Оставьте его в покое. Вы же не будете потом сидеть в университете с ним. Какой бы это ни был стрессовый фактор, это определённый уровень адаптации ребёнка в жизни. Это его такой серьёзный первый экзамен. Да, там есть свои нюансы, которые могут нравиться, могут не нравиться, но потом у него будет институт, другие преподаватели и много других экзаменов.

– А чем полезно ребёнку позаниматься накануне ЕГЭ?

– Отдохнуть, поспать, погулять, съесть то, что ему нравится, сходить туда, где ему нравится. Я и студентам своим говорила, чтобы накануне экзаменов отдыхали. Когда они в последнюю ночь перед экзаменом зубрят, это не запомнится. Это будет просто ещё один стресс. Не выспятся, будет болеть голова. Лучше успокоиться и максимально расслабиться.

– Что касается того, чтобы выспаться накануне экзамена, – это довольно сложное дело, и у некоторых при всём желании не получается. Чем тут можно помочь?

– Ребёнка надо немножко утомить прогулкой, походом в парк или расслабить, например, походом баню. Посидите с ним рядом, поговорите. Понятно, что идеальной картинки мы не добьёмся, но если это будет хотя бы процентов на 50–60, ребёнок успокоится и поспит немножко, то это уже хорошо. К тому же у него выработается полезная привычка: он не будет работать на износ. Научите ребенка отдыхать. У нас очень многие взрослые этого делать не умеют. Отдых сейчас заключается в том, что мы смотрим телевизор или сидим в телефоне, – это не отдых, это только переключение внимания, и мозг опять работает.

Фото: из личного архива Диляром НАУМЕНКОВОЙ, smik.bstu.ru

Читайте другие новости о Смоленской области на Smolgazeta.ru:

513 смолян сдали Единый государственный экзамен в 2019 году досрочно

С 27 мая по 1 июля смоленские школьники будут сдавать ЕГЭ

В Смоленской области обсудили подготовку к проведению Единого государственного экзамена

Татьяна Борисова

Какая погода ждет смолян в понедельник
Алексей Островский вместе с семьей посетил хозяйство, в котором возрождают «советских тяжеловозов»