Налогообложение имущества по новым правилам
Общество

Налогообложение имущества по новым правилам

13 мая 2019 года в 09:38
430

Какие изменения в имущественном налогообложении ожидают организации, работающие в Смоленской области, а также жителей региона? За разъяснениями по этим вопросам «Смоленская газета» обратилась к начальнику отдела налогообложения имущества и доходов физических лиц и администрирования страховых взносов регионального Управления ФНС России Александру ЛУКЬЯНОВУ.

– Александр Владимирович, в февральском послании президента Российской Федерации Федеральному Собранию был озвучен ряд поручений, направленных на совершенствование правил налогообложения имущества. Будут ли они учтены при проведении кампании по уплате имущественных налогов уже в этом году?

Поручения Владимира Владимировича Путина нашли отражение в федеральном законе № 63-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» и, безусловно, будут реализовываться. Ряд из них – начиная с налогового периода 2018 года. Это, к примеру, касается транспортного налога. Статья 358 Налогового кодекса уточнила основания освобождения от налогообложения транспортных средств, находящихся в розыске в связи с их угоном или кражей.

Начиная с налогового периода 2018 года технические средства, находящиеся в розыске или розыск которых прекращён, не являются объектом налогообложения. Это означает, что с месяца начала розыска налоги начисляться не будут – вплоть до момента возврата владельцу транспортного средства. Безрезультатный розыск не повлечёт возобновления налогообложения.

– А как подтвердить факт угона или кражи автомобиля?

– Так же, как и возврата транспортного средства, – соответствующим документом, выдаваемым уполномоченным органом, ведущим розыск. Налоговые органы могут получить его в рамках информационного взаимообмена, предусмотренного Налоговым кодексом.

– Снизить административную нагрузку в виде избыточной отчётности призвано и ещё одно изменение для участников налоговых отношений. Оно отменяет обязанность по предоставлению налоговых деклараций по транспортному налогу. Когда эта мера начнёт действовать?

Обязанность по предоставлению организациями декларации по налогу отменяется с 2020 года. Прочувствуют её плательщики только в 2021 году, получив от налогового органа по месту нахождения принадлежащих им транспортных средств сообщения об исчисленных суммах.

Для их направления установлены определённые сроки и будет утверждена специальная форма, отражающая сведения об объекте налогообложения, налоговой базе, налоговом периоде, налоговой ставке, сумме исчисленного налога.

Сообщения в основном будут передаваться в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика. Если такая связь будет невозможна – то по почте заказным письмом или руководителям организаций либо их представителям лично под расписку.

Законодатель установил десятидневный срок для налогоплательщика, считающего необходимым представить в налоговый орган пояснения и (или) документы, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога, обоснованность применения пониженных налоговых ставок, налоговых льгот или наличие правовых оснований для освобождения от уплаты налога.

Представленные пояснения и документы рассматриваются налоговым органом в течение одного месяца со дня их получения. О результатах рассмотрения пояснений налогоплательщик также должен быть проинформирован.

Кроме того, с 1 января 2020 года вводится заявительный порядок предоставления документов о налоговой льготе по транспортному налогу для налогоплательщиков-организаций. При этом сама форма заявления о предоставлении налоговой льготы, порядок её заполнения и формат представления в электронной форме утверждаются приказом ФНС России.

– Если продолжить разговор об этой группе налогоплательщиков, то какие изменения коснулись налога на имущество организаций?

В целях унификации регулирования по вопросу применения кадастровой стоимости при налогообложении внесены изменения, согласно которым налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесённая в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, за исключением случаев, предусмотренных кодексом.

С 2020 года также отменяется обязанность по представлению налогоплательщиками налоговых расчётов по авансовым платежам по налогу и вводятся положения о возможности представления единой налоговой отчётности по налогу. То есть плательщик, состоящий на учёте в нескольких налоговых органах по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость, на территории субъекта Российской Федерации, вправе представлять налоговую декларацию в отношении всех таких объектов недвижимого имущества в один из указанных налоговых органов по своему выбору, уведомив об этом налоговый орган по субъекту Российской Федерации до 1 марта года, являющегося налоговым периодом, в котором применяется рассматриваемый порядок представления налоговой декларации. Изменение выбранного налогоплательщиком порядка представления налоговой декларации в течение налогового периода не допускается.

Однако такой способ представления «единой» налоговой отчётности не применяется в случае, если законом субъекта Российской Федерации установлены нормативы отчислений от налога в местные бюджеты.

Законом введены переходные положения, согласно которым до утверждения ФНС России формы уведомления о порядке представления налоговой декларации можно будет уведомить налоговый орган по субъекту Российской Федерации о порядке представления налоговой декларации в произвольной форме.

– Какие изменения в порядке уплаты налога на имущество могут порадовать физических лиц?

Начиная с налогового периода 2018 года, во-первых, увеличивается размер налоговых вычетов для жилых помещений многодетных семей. Налоговая база по налогу в отношении объектов налогообложения, находящихся в их собственности, уменьшается на величину кадастровой стоимости 5 кв. м в отношении квартиры, части квартиры, комнаты и 7 кв. м в отношении жилого дома, части жилого дома в расчёте на каждого несовершеннолетнего ребёнка. Указанный вычет предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида.

Во-вторых, для расчёта налога с использованием имеющихся у налоговых органов сведений о льготниках, относящихся к пенсионерам, инвалидам, лицам предпенсионного возраста и владельцам хозпостроек площадью не более 50 кв. м, вводится «проактивный» порядок предоставления налоговых льгот. В случае если указанные лица не представили заявление о праве на льготы, она предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с федеральными законами.

В-третьих, урегулирован вопрос об исчислении налога в отношении объектов, прекративших существование в результате сноса или уничтожения. Законодатель установил норму, согласно которой исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца гибели или уничтожения объекта налогообложения на основании заявления, представленного налогоплательщиком в любой налоговый орган.

Если к нему не приложены документы, подтверждающие указанные факты, то налоговый орган по полученной информации сам запрашивает необходимые сведения. Орган или иное лицо, получившие такой запрос, должны исполнить его в течение семи дней со дня получения.

– Ещё одна поправка изменила срок представления уведомления о выбранных объекте недвижимости и земельном участке, в отношении которых применяется налоговый вычет. Он перенесён с 1 ноября на 31 декабря года, являющегося налоговым периодом. Что ещё следует учесть плательщикам земельного налога?

– Снова начну с многодетных семей. С учётом послания президента Российской Федерации уже в этом году в качестве дополнительных мер социальной поддержки для физических лиц, имеющих трёх и более несовершеннолетних детей, налог будет начислен с учётом налогового вычета в размере кадастровой стоимости 600 кв. м в отношении одного земельного участка. Для земельного налога также вводится правило предоставления налоговых льгот физическим лицам без заявлений в налоговый орган.

Кроме того, в случае если сумма налога к уплате превышает исчисленную в отношении этого же земельного участка (без учёта положений пп. 7, 71, абз. 5 п. 10 ст. 396 кодекса) за предыдущий налоговый период с учётом коэффициента 1,1, сумма налога подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в размере, равном исчисленной сумме налога за предыдущий налоговый период с учётом коэффициента 1,1.

Коэффициент 10-процентного ограничения роста налога не применяется при исчислении налога в отношении земельных участков, предназначенных для жилищного строительства, в связи с несвоевременной застройкой которых за соответствующий налоговый период для расчёта налога применены коэффициенты 2 или 4.

Ещё два изменения начнут действовать с налогового периода 2020 года. Одно устанавливает предельное значение налоговой ставки в размере, не превышающем 0,3% в отношении земельных участков, не используемых в предпринимательской деятельности, приобретённых (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных федеральным законом № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Второе касается налогоплательщиков-организаций. По аналогии с администрированием транспортного налога у них появится возможность направления в налоговый орган заявлений о предоставлении льготы (поправки внесены законом в абз. 1 п. 10 ст. 396 Налогового кодекса), а с 1 января 2021 года для них будет исключена обязанность по представлению налоговых деклараций за налоговый период 2020 года и последующие налоговые периоды.

Фото: УФНС России по Смоленской области

Андрей ВАСИЛЬЕВ

Живёшь на Смоленщине – будь радушным
Смоляне по «горячей линии» могут сообщать о преступлениях, совершаемых сотрудниками правоохранительных органов