Особенный проект для особенных детей
14 декабря в Центре цифрового образования детей «IT-Куб» состоялась торжественная церемония награждения участников Второго областного конкурса проектных и исследовательских работ детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью «Проектор».
Инициатива была реализована в рамках региональной субсидии автономной некоммерческой организацией «Центр развития социальных и просветительских инициатив». А авторами идеи и организаторами конкурса стали педагоги смоленского Центра образования для детей с особыми образовательными потребностями Ирина Лавринова и Анастасия Трифонова.
Ирина ЛАВРИНОВА – учитель математики и информатики. В 2021 году её признали лучшим учителем Смоленской области. Педагог преподаёт в учебном заведении не только предметы основной программы, но и курсы по выбору, которых, надо отметить, в учебном заведении довольно много.
Анастасия ТРИФОНОВА – учитель русского языка и литературы, кандидат филологических наук. Кроме того, она член Союза российских писателей и Союза писателей Москвы, автор нескольких книг стихов.
Педагоги работают в Центре образования уже тринадцать лет и за это время реализовали несколько проектов для особенных детей, проживающих на территории нашей области и за её пределами. Это, например, проект инклюзивной творческой мастерской «Арт-онлайн», в рамках которой дети получают возможность работать с дефектологами, психологами, педагогами декоративно-прикладного искусства, тем самым развивая свои творческие способности. Другой не менее интересной инициативой стало создание сурдоэкскурсий «Моя Смоленщина» по историческим местам и музеям региона.
Совсем молодым, но уже хорошо зарекомендовавшим себя направлением деятельности Ирины и Анастасии стал комплекс мероприятий, направленный на развитие исследовательского потенциала и проектных компетенций подростков с ОВЗ и инвалидностью, получивший название «Проектор».
В рамках этой образовательной инициативы дети получают возможность поддержки и компетентного сопровождения профессионалов в области научной деятельности. Школьники пробуют себя в роли исследователя, учатся видеть проблему и находить пути решения.
Частью этого комплекса мероприятий является конкурс проектов, которые создаются детьми с особыми образовательными потребностями. Здесь ребята могут проявить свои сформированные навыки.
Первый сезон «Проектора» прошёл в 2022 году при финансовой поддержке Фонда президентских грантов. В конкурсе было четыре направления: филологическое, естественно-научное, общественно-научное и точные науки.
Экспертами в проекте выступили преподаватели Смоленского государственного университета, Центра цифрового образования «IT-куб» и общественные деятели региона. Компетентные специалисты смогли не только оценить работы, но и подсказать дальнейшие траектории развития и проектной, и профессиональной деятельности подростков с ОВЗ.
Школьники провели очень интересные исследования, и проект получил большое количество положительных отзывов. Было решено продолжать.
В начале нового учебного года в Смоленской области стартовал второй сезон «Проектора».
Участниками конкурса стали 37 ребят из шести образовательных организаций региона. Они представили на суд жюри индивидуальные и коллективные работы. Конкурсанты готовили исследования со своими педагогами и наставниками «Проектора», записывали видео с защитой работы и отправляли материалы на конкурс.
В сам конкурс организаторы внесли изменения. К уже существующим номинациям, посвящённым разным отраслям науки, была добавлена номинация «Социальные проекты». А для того чтобы участники понимали, что от них требуется, Ирина Лавринова записала пять видеолекций о различных аспектах социального проектирования.
– Мы подумали, что ребята подготовят что-то наподобие грантовых проектов, – делится впечатлениями Анастасия Трифонова. – Но оказалось, что школьники восприняли это направление немного по-другому. Их социальные проекты – это скорее некий анализ ситуации, что тоже очень важно и интересно.
Оценивало конкурсные работы компетентное жюри, в которое вошли учёные Смоленского государственного университета, Смоленского государственного университета спорта, Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского. Также экспертизу проводили представители главного управления Смоленской области по делам молодёжи и гражданско-патриотическому воспитанию, Молодёжного центра-музея имени адмирала Нахимова, директора Ресурсного центра НКО Смоленской области и автономной некоммерческой организации «Семейный клуб "Йоль"».
Один день из жизни незрячего подростка
К своим исследованиям участники конкурса «Проектор» подошли очень творчески. В работах ребята рассказывали о фракталах, теплопроводности, состоянии воздуха в нашем регионе, здоровом образе жизни и правильном питании, юридических аспектах жизни человека, подготовке к сдаче государственного экзамена, положительном и отрицательном влиянии социальных сетей и многом-многом другом. Остановимся на некоторых проектах.
Вероника МОСКАЛЁВА – ученица шестого класса Краснинской средней школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Вероника ничего не видит.
В конкурсе «Проектор» девочка принимает участие второй раз. В первом его сезоне Вероника исследовала пословицы и поговорки в русском и английском фольклоре. В этот раз она решила рассказать о собственном опыте, чтобы обычные люди попытались ощутить окружающий мир так, как его чувствуют слепые люди, и хотя бы приблизительно поняли эти ощущения.
– Незрячий – это человек, который не видит окружающий его мир с помощью глаз, зато у него больше развиты другие органы чувств: слух, обоняние и осязание, – рассказывает в проекте Вероника. – Для перемещения слепые люди используют белую трость, чтобы определить высоту ступени, препятствие, возвышенность или неровность. По знакомому помещению я передвигаюсь уверенно.
Девочка ведёт очень активный образ жизни. Уже шестой год Вероника обучается в музыкальной школе по классу фортепиано. Также девочка занимается степом с заслуженным артистом России Анатолием Полозенко.
– Конечно, такой, как сейчас, я стала не сразу. Спасибо моим родителям! Благодаря их правильному подходу в вопросах развития и воспитания, я сейчас ощущаю себя обычным подростком. С первых дней я развивалась, познавала мир, училась, жила и продолжаю жить полноценной жизнью, – считает Вероника.
– Очень важно сразу поддержать родителей таких деток, – рассказывает мама девочки Олеся МОСКАЛЁВА. – Ведь нужно вывести ребёнка в общество, чтобы он мог жить полноценной жизнью. А это колоссальная работа. С первых дней надо обязательно всё комментировать, объяснять элементарные вещи. Например, если говорить про морковь, то ребёнок должен понимать, что это не просто что-то натёртое в тарелочке. Ему нужно объяснить, как именно морковь растёт, как она выглядит, какая наощупь.
Тему включения слепого ребенка в общество раскрыл и Арсений ГЕРМАН. Ученик Краснинской школы-интерната разработал самодельную историческую карту для слепых.
– В современной системе образования очень важна работа с исторической картой, – считает Арсений. – Особенно это актуально для детей с дефектами зрения и слепых детей. Без изучения исторической карты получение знаний становится формальным. Изучив большой объём специальной литературы, я пришёл к выводу, что в ней очень мало написано о работе детей с нарушениями зрения с исторической картой, и целью моего исследования стала разработка метода создания и работы с самодельной исторической картой.
Сурдлимпийские игры
Ребята из Центра для детей с особыми потребностями исследовали историю сурдлимпийского движения в России. Будучи сами успешными спортсменами, десятиклассники Александра Боброва и Николай Петроченков отметили, что в нашей стране люди с различными нарушениями, будь то проблемы со слухом, зрением, опорно-двигательной системой или особенностями интеллектуального развития, могут успешно реализовать себя в спорте. Это даёт колоссальные возможности для улучшения физического состояния, позволяет путешествовать и заводить новые знакомства.
Сурдлимпийские игры – это международное мероприятие, которое проводится с 1924 года для спортсменов с нарушением слуха. Такие игры до 1967 года назывались Международными играми глухих, а до 2001 года – Всемирными играми глухих. Они являются важным событием для людей с ограниченными возможностями, так как позволяют им проявить свой спортивный потенциал и доказать, что они могут достигать высоких результатов в спорте. Сурдлимпийские игры являются важным средством пропаганды здорового образа жизни и инклюзии в общество. Они помогают бороться с негативными стереотипами и предубеждениями в отношении людей со слуховыми нарушениями, а также показывают, что эти люди могут быть полноценными членами общества.
Отметим, что Смоленщина вырастила достойных спортсменов с нарушением слуха. Например, Иван Кассин является инвалидом по слуху с детства. Он окончил школу № 29 в городе Смоленске, а затем поступил в Смоленское государственное училище олимпийского резерва, стал членом национальной сборной по плаванию. Сейчас он – заслуженный мастер спорта по плаванию, пятикратный чемпион Сурдлимпийских игр, трёхкратный чемпион Беларуси, многократный чемпион России. Иван – обладатель премии имени Ю.А. Гагарина, награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Однако, чтобы воспитать выдающихся спортсменов, нужны особые условия.
В Центре образования для детей с особыми образовательными потребностями города Смоленска уже много лет растят чемпионов – и это не преувеличение. С семилетнего возраста все обучающиеся активно занимаются спортом. Здесь проводятся занятия по шахматам, шашкам, лёгкой атлетике и плаванию. К окончанию школы у многих выпускников за плечами не один чемпионат России. В центре ведётся работа в основном с воспитанниками с нарушением слуха, а глухота, как отмечают тренеры, это нарушение в первую очередь вестибулярного аппарата, координационных способностей, пространственно-временного ощущения действительности.
Дети в образовательной организации начинают плавать с первого класса, и сначала тренировки проходят три раза в неделю. Плавание и лечебная гимнастика в воде имеют неоценимое значение для посттравматических больных, слабослышащих и больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Холодная вода повышает устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды и способствует закаливанию. Действуя на кожные покровы, вода одновременно повышает электрическую активность биотоков, напряжения, заставляя нервные клетки работать в полную силу, а плавание повышает устойчивость вестибулярного аппарата. Как отмечают тренеры, благодаря регулярным занятиям плаванием даже дети с тяжёлыми заболеваниями, например парезами, начинают ходить.
Фильм!
Одиннадцатиклассник Владимир МИХАЙЛОВСКИЙ, обучающийся в этом же центре, провёл масштабную исследовательскую работу «Влияние современного кинематографа на молодёжь». Владимир – слабослышащий, но это не мешает молодому человеку увлекаться кино. Он любит смотреть фильмы разных жанров, читать книги про кинематограф и даже пробовал снимать собственную короткометражку.
– Современная молодёжь не представляет свою жизнь без кино, – считает Владимир. – Мы смотрим фильмы на компьютерах и ноутбуках дома, на телефонах и планшетах в поездках, по выходным и праздникам ходим в кинотеатры. При этом чаще кино воспринимается как развлечение, приятный досуг. А может ли кино чему-то научить? И какой будет урок? Как влияет кино на современную молодёжь?
Ответы на эти вопросы юноша искал, работая над проектом. Владимир изучил историю технического и жанрового прогресса в кинематографе. Он провёл социологический опрос и по его результатам зафиксировал положительные и отрицательные стороны влияния кинематографа на современную молодёжь. Владимир пришёл к выводу, что сейчас ввиду доступности разного качества и содержания фильмов кинематограф может оказывать самое разнообразное влияние на развитие личности молодых людей.
– Владимир сам выбрал тему работы, – рассказывает Ирина Лавринова. – Ребёнок увлёкся настолько, что дни и ночи напролёт исследовал, писал, выбирал фильмы, анализировал, в какую историческую эпоху и почему эти фильмы были созданы. И мне кажется, что получилась не просто детская проектная работа – получилась практически курсовая работа или даже часть диссертации.
Музыка в романе «Война и мир»
А ученица центра Алина КОРОЛЁВА исследовала роман-эпопею Льва Толстого «Война и мир». Девушка заметила, что музыка является важным средством характеристики действующих лиц, средством психологического анализа:
– Любовь к музыке, музыкальная чуткость и одарённость героев для Толстого – средство их положительной оценки. В произведениях Толстого положительные герои не только знают классическую музыку, поют, играют на различных музыкальных инструментах, но и чувствуют прелесть народной музыки, народных песен, народных инструментов.
Так, в «Войне и мире» наибольшей музыкальной культурой отличаются семьи Болконских и Ростовых. Княжна Марья серьёзно занимается музыкой, Андрей Болконский тонко чувствует и понимает её. Музыка используется Толстым для показа «текучести» человеческой психики, смены чувств, мыслей, настроений героя. Эти «музыкальные страницы» – свидетельство замечательного мастерства Толстого в области изображения «диалектики души» человека.
– Не все главные действующие лица в романе «Война и мир» музыкальны, любят музыку. Любовь к музыке можно заметить только у положительных героев романа – у Наташи и Николая Ростовых, у Андрея и Марьи Болконских. Они любят музыку, понимают её. В то же время отрицательные герои – Элен Безухова, Анатоль Курагин – не представляют себе той духовной ценности, которую несёт музыка. На всём протяжении романа автор ни разу не показывает Элен поющей или играющей. Она лишь танцует, но всё это потому, что нужно танцевать на балах, потому что это было принято в светском обществе.
Кроме того, отмечает Алина Королёва, музыка в романе помогает раскрыть некоторые черты характера Наташи Ростовой. Её любовь к весёлой музыке показывает жизнерадостность, беззаветность характера, её веселость и стремление жить. Мы знаем, что Наташа много пела, танцевала, играла па клавикордах, арфе, затем стала учиться играть на гитаре, отличалась музыкальностью. О любви к народу говорят любимые Наташей народные русские песни и пляски. Она проста и весела со всеми. Это положительная черта характера Наташи. Музыка в раскрытии её образа играет громадную роль. Толстой называл музыку «высшим в мире искусством» и пользовался ею для характеристики духовного богатства своих любимых героев.
Работа с особенными детьми
Церемония награждения победителей второго сезона конкурса «Проектор» проходила в Центре цифрового образования детей «IT-куб». Площадка была выбрана неслучайно. Как мы отметили выше, в первом сезоне «Проектора» педагоги-наставники центра были привлечены к экспертной оценке работ.
Кроме того, «IT-куб» работает непосредственно с ребятами, имеющими ограниченные возможности здоровья. В прошлом году наставники занимались со слабослышащими ребятами в возрасте от 13 до 16 лет по направлению «Цифровая грамотность». На учебных занятиях присутствовали сурдопереводчики, которые помогали педагогам объяснить материал. За это время ребятам удалось изучить не только какие-то типовые прикладные программные продукты, но и графические, и видеоредакторы. Ребята коснулись раздела информационной безопасности. Некоторые выпускники после завершения этого курса поступили на основные образовательные направления центра. В этом году «IT-куб» работает уже с ребятами с детским церебральным параличом.
– На занятиях мы стараемся как можно больше времени проводить с оборудованием, чтобы ребята попробовали свои силы, – рассказывает руководитель центра Татьяна КУДРЯВЦЕВА. – Конечно, им эта работа даётся достаточно сложно, потому что у многих есть проблемы с моторикой, но мы видим, насколько им интересен процесс обучения, сколько сил они прилагают для того, чтобы справляться с поставленными задачами. Мы вдохновляемся тем, как ребята относятся к этому процессу. Стараемся также для них находить наиболее интересные способы работы.
Отзывы экспертов
Подведение итогов было ярким и праздничным. Эксперты выбрали лучшие работы в каждой номинации, а также вручили специальные призы. Никто из участников не ушёл с мероприятия без своей порции аплодисментов и добрых слов. А члены жюри и партнёры проекта с удовольствием поделились своими впечатлениями об инициативе.
– Я работаю в системе образования для детей с особыми образовательными потребностями уже около пятнадцати лет, – рассказывает Наталья ЛАЗАРЕВА, начальник отдела специального образования министерства образования Смоленской области. – Меня всегда восхищает, как, несмотря на все ограничения, не опускают руки и продолжают развиваться и двигаться вперёд – становятся спортсменами, учёными, достойными людьми. И я благодарю педагогов и родителей, которые помогают им всё преодолеть.
– Я была в восторге от самой идеи, которую придумали девочки, – говорит Елена КУДРЯВКИНА, лектор Всероссийского общества «Знание». – Очень важно и здорово, что у ребят с какими бы то ни было ограниченными возможностями здоровья есть шанс развивать свои таланты в самых разных областях знаний, представлять свои проекты, и делать это на таком высоком уровне! Будучи в первом сезоне членом жюри, при просмотре работ я не могла поверить, что у ребят вообще есть какие-то ограничения. Они создавали настоящие фильмы, подбирали невероятные локации и костюмы! Важно, что программа проекта даёт возможность школьникам прокачать навыки выступления на публике, которые так или иначе впоследствии очень пригодятся ребятам в жизни.
– Я была удивлена уровнем работы детей. Ребята провели полноценные исследования, где учли мнение не только своих сверстников, но и педагогов, – делится впечатлениями Юлия БОРИСОВА, директор некоммерческой организации «Семейный клуб “Йоль”». – Некоторые проекты, на мой взгляд, можно внедрять в практику других образовательных организаций и даже других регионов.
Что ж, второй сезон «Проектора» успешно завершён. Ждём третий и обязательно вам о нём расскажем.
Следите за новостями в телеграм-канале SMOLGAZETA.RU
Александра Ковалёва