Люди снова начали путешествовать
Общество

Люди снова начали путешествовать

17 мая 2022 года в 16:00

Внутренний туризм в последние годы приобрёл большую популярность. Да и в целом туристическая отрасль после нелёгких испытаний пандемией выходит на подъём. О том, как развивается туристическая отрасль на Смоленщине, о состоянии необходимой для её развития инфраструктуры мы беседуем с начальником отдела туризма департамента инвестиционного развития Смоленской области Юлией Сергеевной НИКИФОРОВОЙ.

Туристы возвращаются

– Последние годы были непростыми и для туристов, и для организаторов туристической отрасли. Как у вас обстоят дела в разрезе всех этих пандемийных событий?

– Да, последние годы были тяжёлыми и в нашем региональном турбизнесе, и в турбизнесе по всему миру, было крайне сложно перестраиваться. Если сказать в цифрах, то турпоток в нашу область за 2019 год составил 350 тысяч туристов. А в 2020 году, когда пандемия цвела ярким цветом, туристов у нас стало в два раза меньше, всего лишь 175 тысяч человек. Люди сначала боялись куда-то ехать, куда-то передвигаться. На первое место практически вышел автотуризм, потому что люди готовы были ехать малыми группами, передвигаться в закрытом пространстве в личном автомобиле на места отдыха. В 2020 году было тяжело городским гостиницам. Но тем не менее гостиницы, которые находятся в удалённых уголках экологически чистых районов, далеко от города, которые предоставляли услуги по размещению там, где можно было размещаться в домах, а не в гостиничных номерах, – у них был очень большой турпоток, и средняя загрузка составляла 60–70 процентов. Для сравнения: в допандемический период 2018–2019 годов средняя загрузка таких отелей могла составлять от 8 до 15 процентов. В 2021 году, когда люди уже привыкли к коронавирусу, статистика показывает 405 тысяч туристов, то есть люди привыкли к ограничениям, связанным с пандемией, и вновь начали путешествовать.

– Цифры внутреннего туризма покрыли отсутствие выездного туризма?

– Очень многие популярные направления были закрыты, а те, которые были открыты, требовали подтверждающих документов, требовали карантина по каким-то направлениям. Заграничный отдых был связан с определёнными сложностями. Поэтому, боясь последствий карантина, боясь заболеть в чужой стране, туристы решили ездить по российским городам и регионам, где они ещё не были, посмотреть, какие красоты есть в нашей стране.

На фоне соседей

– Как Смоленщина смотрится на фоне соседних регионов?

– В первую очередь необходимо отметить, что Смоленская область занимает очень выгодное географическое положение, через наш регион проходят крупнейшие транспортные автомобильные и железнодорожные транспортные артерии. Огромный транзитный поток транспорта ежесуточно проезжает по нашей территории.

Мы решили завернуть часть этого потока в регион с туристическими целями. Для этого мы разместили на автодороге М-1 билборды с приглашениями посетить наиболее популярные туристические объекты региона. тот турпоток и разместили на автодороге М-1 билборды с приглашениями посетить Смоленщину и Смоленск. Конечно, здесь стоит отметить, что регионы Центрального федерального округа, по сути, все одинаковые: в крупных областных центрах есть кремли, либо крепостные стены, либо что-то похожее, есть прекрасные соборы, в ряде регионов есть прекрасные религиозные объекты с многовековой историей. Поэтому сказать, что мы чем-то отличаемся – например, как Иркутск от всех других регионов или Мурманск, – наверное, нельзя. Но то, что у нас огромная культурная составляющая, об этом ни в коем случае забывать не надо. Конечно же, люди едут посмотреть на историю, понять, насколько мощным было наше государство ещё в те незапамятные века. Чтобы Смоленщиной заинтересовались москвичи – а это наш самый главный рынок туристов, то есть 60–65 процентов от общего турпотока в нашу область составляют жители Москвы и Московской области, – мы договорились с правительством Москвы в качестве социальной рекламы разместить на рекламных поверхностях рекламу туристического потенциала нашего региона. Это были не только билборды, но и огромные медиаэкраны. Сейчас мы запустили пятый сезон этой рекламы, содержание которой меняется в зависимости от времени года, меняется из года в год. Мы показываем не только культурно-познавательные объекты, но и наши экологические объекты, о которых я скажу немного позже. Если подводить итог нашей рекламной кампании, то у нас в Москве 310 рекламных поверхностей. И обращаю ваше внимание, что для нас это совершенно бесплатно. У нас есть соглашение с правительством Москвы, в рамках которого мы работаем, у них есть такая практика, и мы за это им очень благодарны. Реклама сейчас дорогое удовольствие, и не всегда мы себе в таком масштабе можем её позволить. Мы понимаем, что одним регионом, региональными маршрутами мы не можем привлечь тот поток туристов, который могли бы привлечь. Соответственно, мы стали работать с соседними регионами, с которыми у нас прямое сообщение, – это Псков, Калуга, Брянск. Мы бесплатно размещаем друг у друга в городах на видеомониторах рекламу о турпотенциале. Например, в Смоленске мы рекламируем Псков и наоборот. Прекрасно общаемся с Питером: прямо сейчас, если вы окажетесь в Питере, то на центральном Невском проспекте Северной столицы висит наша реклама со слоганом о Смоленске. Словом, всеми силами стараемся привлекать внимание иногородних туристов.

– Но это идёт вразрез с понятием конкуренции, потому что туристическая конкуренция существует между Брянском, Калугой, Псковом и Смоленском. Взгляд изнутри – насколько она жёсткая?

– Безусловно, конкуренция есть. Но, вы знаете, в свете всех этих сложностей и общих бед всё-таки регионы между собой практически не конкурируют, а объединяются, то есть все прекрасно понимают, что мы можем сделать гораздо больше вместе, например, при межрегиональном маршруте, чем один регион сам по себе будет вариться в своём котле. Более того, нам повезло: у нас тесные взаимодействия с белорусскими коллегами. Белорусский туроператор открыл пару лет назад своё представительство у нас в Смоленске. Это профессионалы своего дела, представители детской рабочей группы в Российском союзе туриндустрии, и здесь тоже у нас с ними тесное взаимодействие, но это уже международные маршруты в рамках Союзного государства. В этом году этот туроператор будет организовывать в рамках национального проекта «Культура» визит детей в наш музей «Смоленский лён», а в прошлом году они организовывали экскурсию в Музей войны. В мае в рамках фестиваля «Две сестры Беларусь и Россия» к нам приедут две тысячи детей из Белоруссии.

Мы используем все возможности для того, чтобы привлечь иногородних туристов. То, что касается детей, что здесь их вообще может заинтересовать? На мой взгляд, место, куда бы я повела своего ребёнка, – это национальный парк «Смоленское Поозерье». Здесь особенно хорошо зимой, летом тоже прекрасно, но зимой мы можем получить то, чего летом никогда не получишь, например, покормить зубров. Зубр – это удивительное животное, современник мамонта, сейчас их в национальном парке более ста особей. Зубров можно покормить, посмотреть с площадок, где осуществляют подкормку, на их стадо. Это великолепное зрелище, поэтому я всегда всем рекомендую приехать в национальный парк, взять морковку, кабачок, яблоки и обязательно покормить этих замечательных животных.

О туристической инфраструктуре

– Когда мы говорим о туризме, неизменно употребляем выражение «инфраструктура». Вы наверняка проводите анализ её достаточно глубокий. Чего не хватает в Смоленске, на ваш взгляд, именно в туристической инфраструктуре?

– Объектов у нас достаточно, но нет предела совершенству. И, конечно, мы были бы не против, если бы у нас были какие-то дополнительные интересные локации. Например, горнолыжный курорт, этнодеревня, где будут представлены ремёсла и дома разных эпох, учитывая, что у нас есть прекрасное Гнёздово. Если смотреть на опыт других регионов, такие объекты имеют огромную популярность. И с каждым годом интерес к ним у туристов проявляется всё больше и больше. Двадцать лет назад люди ехали посмотреть музеи, послушать экскурсии в группе и уехать. Сейчас всё изменилось. Люди самостоятельные, они не хотят больших групп, не хотят слушать экскурсии в музее. Они хотят пробовать, хотят тактильности, интерактива и погружения в эпоху. И то, что у нас сейчас происходит в Гнёздове, где сделали уже несколько объектов древнего поселения, поставиили печку, где можно что-то приготовить, – вот это уже интерактив, который всегда проходит на ура. Поэтому хотелось, чтобы на наших объектах было больше интерактивов. Прекрасная идея с кулинарным мастер-классом по приготовлению смоленских конфект, нашего гастрономического сувенира. Кстати, у нас с одной из усадеб существует договорённость о том, чтобы проводить для организованных групп подобные мастер-классы.

– А агротуризм как у нас развивается? Есть у нас энтузиасты, фермы, хутора и так далее?

– Очень многие хотят заниматься эко- и биотуризмом, чтобы это была какая-то агроусадьба, агродеревня, где будет всё в натуральном виде. Дети увидят, что такое курица, откуда берётся молоко, что такое коза, чтобы они могли её посмотреть. К сожалению, у нас не так много объектов именно гастрономического туризма, но расскажу про некоторые интересные особенности, которые есть у таких наших усадеб. Есть у нас такое явление, как видеогрядка, онлайн-грядка. Стоят видеокамеры, которые показывают огород. Турист приезжает и говорит, что он хотел бы вырастить картошку. Ему отдают грядку, и он смотрит на то, как растёт его картошка. Надо приехать её прополоть или окучить, он приезжает и пропалывает или окучивает, либо за него это делают специально обученные люди. Соответственно, турист может приехать выкопать эту картошку, а можно сделать так, чтобы она сама выкопалась, а он приехал и её забрал. Вот такая история есть.

У нас есть история с мини-зоопарками, где есть не только куры, но и цесарки, павлины, косули, страусы, то есть необычные для нас животные и птицы. Есть разные интересные локации. И спрос на эти услуги с каждым годом растёт. Министерство сельского хозяйства специально разработало меру грантовой поддержки именно агроусадеб. Информация в ближайшее время появится во всех открытых источниках. Ростуризм обратил своё внимание на коллективные средства размещения и дома, в которых селятся туристы на сельских территориях, которые по своему качеству, к сожалению, не всегда подходящие для размещения. Поэтому Ростуризм будет осуществлять грантовые меры поддержки, касающиеся увеличения номерного фонда на сельских территориях. Наши сельхозтоваропроизводители могут принять участие в грантовой поддержке. Пока мы направили только заявку в Ростуризм, посмотрим, если будут выделены средства, объявим конкурс среди нашего турбизнеса, в том числе и сельского.

– В Смоленске обычно сетуют на то, что у нас недостаточно гостиниц. Но горожанам кажется, их у нас переизбыток. Если мы введём в строй пятизвёздочный «Мегаполис» на проспекте Гагарина, наша гостиница «Россия» преобразилась, по крайней мере внешне, на улице «Нормандия–Неман» у нас появился «Гранд-отель». На ваш взгляд, достаточно у нас мест для размещения?

– Если мы говорим о сезонном пике, например, новогодние праздники, то уже за месяц забронировать ничего нельзя. Такая же история у нас происходит и на майские праздники. Более того, на майские праздники нельзя забронировать гостиницу в Смоленске, нельзя купить билет на «Ласточку» из Москвы. На мой взгляд, всё зависит от того, как гостиница себя позиционирует. И таких интересных, креативных гостиниц нам однозначно не хватает. Также не хватает экологических гостиниц, которые тоже пользуются огромной популярностью, повышенный спрос именно к таким объектам. Городские гостиницы популярны у туристов, приезжающих на выходные, а также деловых туристов. Не могу сказать, что у нас гостиниц много, и с нетерпением жду ввода тех гостиниц, которые у нас на подходе. Сейчас в Смоленской области порядка 200 гостиниц, которые классифицированы либо проходят на сегодняшний момент классификацию. Кстати говоря, у нас есть прекрасная мера поддержки, для больших гостиниц она не так ощутима, как для маленьких, где номерной фонд до 15–20 номеров. Раз в три года они должны проходить процедуру классификации, попросту – присвоения звёздности. Эта процедура платная. Центр «Мой бизнес» оказывает такую услугу для гостиниц по софинансированию прохождения данной процедуры. За три года 90 гостиниц в Смоленской области классифицированы таким путём.

О туристских потоках

– Насколько туристическая отрасль привлекательна именно как бизнес? Стоит ли сейчас входить в неё?

– Как раз сейчас и стоит входить, на мой взгляд. Потому что очень мы верили в то, что пандемия закончится и мы поедем отдыхать за границу, но нынешнее положение дел показывает, что именно внутренний туризм в ближайшие годы получит активное развитие. Недавно проходило совещание, где говорили о том, что сумасшедший спрос будет в Краснодарском крае. Туда поедут 16,5 миллиона туристов. Огромная нагрузка на инфраструктуру. Далеко не каждый захочет или сможет поехать на море в нынешних условиях. Кто-то добирается самолётом, кто-то на поезде, но может не хватить билетов, и у многих не будет такой возможности. Поэтому люди поедут в регионы. Едут небольшими группами, едут семьями. В преддверии Дня Победы едут, интересуются нашей патриотической составляющей. У нас есть что посмотреть, есть что узнать.

– Все эти туристические потоки связаны с какими-то датами, то есть к Дню космонавтики едут в Гагарин, к Дню Победы едут к местам боёв?

– Безусловно. На 9 Мая очень востребовано патриотическое направление. Тверь, Смоленск, Ржев, то, что близко к Москве, где проходили ожесточённые бои, туда едут смотреть и едут рассказывать детям. Особенно в свете последних событий родители стали активно показывать и рассказывать своим детям, как это было, как это страшно, что дети должны об этом знать и не должны забывать свою историю, помнить то, что для них сделали наши прадеды.

– Куда можно выехать смолянам, чтобы было интересно, познавательно и не пожалеть о потерянном времени?

– Для смолян одним из самых популярных направлений является Москва. Что касается внутрирегионального туризма, к моему сожалению, далеко не все жители Смоленской области – потенциальные туристы знают о наших региональных достопримечательностях, в том числе о самых знаковых, таких, как национальный парк «Смоленское Поозерье». Я всех приглашаю съездить в наш национальный парк, прогуляться по экологическим тропам, там хорошо в любое время года. За последние три года там значительно увеличилось количество номерного фонда, в этом году планируется организация нескольких кемпинговых площадок. Появилось несколько новых баз отдыха на берегах водоёмов, где можно великолепно провести время вдали от шумных городов. Но бронировать нужно всё заранее. Если это дикий отдых – то это кемпинг, это глэмпинг, оборудованные площадки. Всё это там есть, и с каждым годом становится всё больше и лучше туристская инфраструктура.

Также хочу отметить, что очень популярными оказались наши проекты «Пошагали» и «Туристический трамвай». Изначально мы задумывали эту историю как исключительно социальную. Для того чтобы жители города Смоленска, когда едут к своим друзьям в другие регионы, рассказывали о том, как у нас здорово. Потому что далеко не все смоляне, увы, знают, что такое Смоленск, его богатую и славную историю. И вот мы делали бесплатные экскурсии. Каждую субботу, начиная с мая, заканчивая сентябрём, можно было прийти и пройти вместе с экскурсоводом по историческому центру города. В прошлом году мы запустили «Туристический трамвай». Он оказался очень востребованным, не только у жителей города Смоленска, но и у наших гостей. Отправлялись мы на этом трамвае от железнодорожного вокзала, от «Ласточки», как раз когда к нам приезжали гости из Москвы. В этом году эти проекты продолжатся, у нас будет и что-то новое, интересное, креативное, немного поменяем наполнение экскурсий. Поэтому приглашаю всех обязательно принять участие в этих мероприятиях.

Сотрудничество необходимо

– Насколько охотно бизнес сотрудничает с административными или вспомогательными структурами? Насколько они отзываются на ваши программы? Насколько люди информированы и идут за этими благами, которые им предлагают административные структуры?

– Если говорить о том, какие доступные бизнесу меры поддержки у нас есть, то всего их 28 – как говорится, на любой цвет, вкус и проект, и они востребованы у туристического бизнеса. Если говорить конкретно о нашем опыте взаимодействия с туристическим бизнесом, то он исключительно положительный. Мы общаемся как с гостиницами, так и с ресторанным бизнесом, прекрасно общаемся с нашими туроператорами, сотрудничаем с ними, обсуждаем перспективные проекты и направления развития. Где-то они нам что-то советуют, где-то мы им что-то подсказываем. С каждым годом услуги нашей инфраструктуры поддержки становятся всё более востребованными.

Фото: визитсмоленск.рф, smolinvest.ru, smol.aif.ru

Юрий СЕМЧЕНКОВ,

Игорь КРАСНОВСКИЙ

От смолян ждут заявки на участие в Международной Премии #МыВместе-2022
Инвестиции социального характера Смоленской АЭС превысили 270 миллионов рублей