Лётчик Владимир Павлов – Герой Советского Союза из Кардымовского района

Фото: © Евгений Халдей Источник: РИА Новости

Сердце победы

Лётчик Владимир Павлов – Герой Советского Союза из Кардымовского района

3 июля 2025 года в 09:01

Smolgazeta.ru продолжает публиковать материалы проекта «Сердце Победы», рассказывающего о вкладе смолян в Победу нашей страны в Великой Отечественной войне.

Сегодняшний рассказ об уроженце Кардымовского района лётчике Владимире Павлове, командире экипажа тяжёлого транспортного самолёта, совершившего более 300 вылетов в тыл противника, снабжавшего боеприпасами и продовольствием партизан Югославии.

***

Владимир Фёдорович Павлов родился в деревне Попово Тюшинского сельсовета Кардымовского района в 1918 году. Окончил тюшинскую семилетнюю школу и три курса Смоленского финансово-экономического техникума. В 1938 году по комсомольскому набору направлен в школу лётчиков Гражданского воздушного флота. Окончил её в 1940 году и был оставлен инструктором учебной эскадрильи. С января 1942 года назначен командиром корабля в транспортную авиацию Западного фронта.

Командир экипажа тяжёлой транспортной машины гвардии лейтенант Владимир Павлов совершил свыше 300 вылетов через линию фронта к партизанам Смоленщины, Белоруссии, Украины, Крыма. Он сбрасывал десанты, доставлял оружие и боеприпасы, вывозил раненых. Летать приходилось в любую погоду, днём и ночью, под зенитным огнём, отбивая атаки вражеских истребителей. Отважных лётчиков транспортной авиации никогда не забудут наши славные партизаны.

В мае 1944 года экипаж Владимира Павлова, перелетев через Иран, Сирию и Египет, прибыл на англо-американский военный аэродром Бари в Италии. Его назначили в авиагруппу особого назначения, снабжавшую партизан Балканского полуострова.

В исключительно сложной обстановке высокогорной местности, без прикрытия истребителей до октября 1944 года Павлов совершил 37 вылетов в тыл противника и 24 раза производил посадки на горных партизанских аэродромах. Каждая такая посадка была сопряжена с огромным риском. Ведь аэродромы небольшие, расположены среди высоких гор, и разыскать их было нелегко. Однако экипаж Владимира Павлова успешно выполнял все задания командования.

2 сентября 1944 года один из самолётов авиагруппы при посадке в горах получил повреждение. В этом районе гитлеровцы вели наступление, и возникла угроза, что машина, экипаж и раненые партизаны могут погибнуть. Вражеские истребители обнаружили партизанский аэродром и непрерывно патрулировали над ним. На выручку товарищам вылетел Владимир Павлов. Погода была нелетной. По всему маршруту над морем и в горах бушевали грозы, сплошная облачность опускалась до 600 метров, а высота окружающих гор превышала 800 метров. Каждую секунду машина могла врезаться в землю, но Павлов сумел довести самолёт до цели, совершил посадку, доставил к поврежденной машине запасные части и ремонтно-техническую бригаду. В эту же ночь он совершил ещё один вылет – доставил партизанам оружие и вывез раненых. На следующий день поврежденный самолёт был исправлен и благополучно вернулся на свою базу.

18 сентября 1944 года Павлов вместе со своим земляком, уроженцем Холм-Жирковского района, лейтенантом Михайловым получил особо важную задачу: перебросить на своих самолётах группу руководящих офицеров Народно-освободительной армии Югославии с острова Вис на Адриатическом море к партизанским соединениям, сражавшимся в тылу противника. Выполняя этот полёт, советские самолёты пересекли всю территорию Югославии, занятую врагом, и благополучно вернулись на свой аэродром.

В ночь с 4 на 5 октября 1944 года гвардии лейтенанту Павлову было поручено выполнение сквозного рейса с аэродрома Бари к командованию советских войск в Румынии. Владимир Федорович ночью совершил посадку на крохотном горном аэродроме в тылу фашистов, захватил группу советских и югославских офицеров и переправил их через линию фронта. Заправив машину горючим, он снова вернулся к партизанам, взял раненых и доставил их в Бари.

Всего в эту ночь Павлов пролетел более 2 500 километров над вражеской территорией и совершил две посадки на горном партизанском аэродроме.

177 часов провёл он в воздухе над захваченными фашистами Балканами, доставил частям Народно-освободительной армии Югославии и партизанам более 60 тонн боеприпасов, продовольствия и вооружения, вывез из тыла противника 224 раненых и высадил в отряды 213 солдат и офицеров.

За героизм, упорство и высокое лётное мастерство при выполнении особо важных заданий командования по обеспечению боевых действий Народно-освободительной армии Югославии Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года Павлов Владимир Фёдорович удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего за годы Великой Отечественной войны он совершил 350 боевых вылетов, и 80 из них с посадками во вражеском тылу.

Владимир Фёдорович Павлов – кавалер четырёх советских орденов и десяти медалей. Кроме ордена Ленина он удостоен двух орденов Красного Знамени и ордена Трудового Красного Знамени, а также награждён орденами Социалистической Федеративной Республики Югославии и Германской Демократической Республики.

До 1977 года в течение десяти лет Владимир Фёдорович работал в Центральном управлении международных воздушных сообщений гражданской авиации. Являясь командиром межконтинентального воздушного лайнера Ил-62, он летал в страны Америки и Африки, в Японию и другие страны. Прослужив в авиации 36 лет и налетав 22 тысячи часов, он по состоянию здоровья оставил лётную работу.

По материалам книги «Смоляне – Герои Советского Союза». М.: Моск. рабочий, 1982.

1941 год. Выходила на берег «Катюша»
Вера Глухова: «С братом он поладил хорошо, был такой добродушный…»