В день освобождения в Гжатске осталось чуть более тысячи жителей
Smolgazeta.ru продолжает публикацию материалов проекта «Сердце Победы».
Сегодняшняя публикация – выдержка из документа, опубликованного в номере «Красной звезды», вышедшем 12 мая 1943 года. На первой полосе издания размещены первые разделы «Ноты Народного комиссара иностранных дел В. М. Молотова о массовом насильственном уводе в немецко-фашистское рабство мирных советских граждан и об ответственности за это преступление германских властей и частных лиц, эксплуатирующих подневольный труд советских граждан в Германии».
Во втором блоке документа, озаглавленном «Насильственный увод советских людей в немецко-фашистское рабство», упоминается и Гагаринский район, территория которого была освобождена в марте 1943 года.
***
«Целые города и районы обезлюдели в результате организованного похищения и истребления советских людей гитлеровскими людоедам! Вот некоторые типичные данные по недавно освобожденному Красной Армией Гжатскому району Смоленской области: в этом районе, насчитывавшем до немецкой оккупации 32 тысячи жителей, осталось к моменту прихода Красной Армии около семи с половиной тысяч человек, причём из деревень Гжатского района в Германию было угнано 5 419 человек, в том числе 624 «работоспособных» ребенка в возрасте менее 14 лет. В городе Гжатске, в котором до оккупации было более 13 тысяч жителей, в день освобождения от захватчиков оказалось немногим больше одной тысячи человек – в подавляющем большинстве своём разлучённых со своими родителями малолетних детей.
Угону советских людей в немецкую неволю почти повсеместно сопутствуют кровавые репрессии захватчиков против советских граждан, укрывающихся от охотящихся за ними работорговцев. Так, в Гжатске немцы расстреляли 75 мирных жителей города, не явившихся на сборный пункт, куда они были вызваны повестками коменданта для отправки в Германию».
***
Желание сохранить свободу и жизнь, отмечает нарком иностранных дел, приводило к тому, что все большее число советских граждан, оставшихся на оккупированной территории, присоединялись к партизанским отрядам, чтобы уже в их составе бороться с противником.
«Рост партизанского движения в связи с сопротивлением советских людей насильственному уводу их в немецкое рабство с тревогой признается в ряде секретных донесений германских военных и полицейских органов», – говорится в ноте, подписанной Вячеславом Молотовым.