Дороги

Профессор Николай Сенченков: Знать прошлое – понять будущее

11 января 2012 года в 16:05
О сотрудничестве СмолГУ и Витебского государственного университета имени П.М. Машерова в рамках проекта «Темпус IV» Евросоюза рассказал «СГ» проректор по учебной работе, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Николай СЕНЧЕНКОВ:
– Контакты Смоленского и Витебского университетов развиваются на основе договора о сотрудничестве и уходят далеко в историю наших учебных заведений. Особенно тесное и давнее сотрудничество – на уровне художественно-графических факультетов. Они едут к нам, мы едем к ним, когда проводятся выставки творческих работ студентов, преподавателей, заслуженных художников России и Белоруссии. Поводом посетить этот древний город прошлой осенью стал обмен опытом по изучению деятельности учреждений образования и культуры нашими магистрантами, обучающимися по программе образовательного менеджмента.
– Сейчас высшая школа делает первые шаги в области подготовки магистрантов, но ведь ещё не подготовили бакалавров для обучения в этой школе.
– Вот нынешние магистранты тем и будут отличаться, что они уже имеют диплом специалиста о высшем образовании.
– Как реализуется программа совместного обучения магистрантов Смоленского и Витебского университетов?
– Занятия проводятся путём организации учебного процесса при непосредственном взаимодействии магистрантов с преподавателями и на базе нашего компетентностного центра в форме интерактивного обучения в режиме он-лайн. Координатором этого проекта является преподаватель педагогики, доцент Галина Глебова, которая очень грамотно выстраивает отношения с партнёрами университета. Этот центр создан для проведения исследований и мониторинга в области моделирования государственных стандартов высшего профессионального образования нового поколения с использованием двухступенчатости – бакалавриата и магистратуры.
– Как вы выстраиваете отношения с Витебским университетом?
– Витебский и Смоленский университеты являются частью образовательного консорциума одиннадцати университетов России, Беларуси, Украины, Польши, Германии и Австрии, которые заключили договор в рамках Евросоюза о создании единой базы обмена информацией и согласовании образовательных программ. С Беларусью у нас не существует языкового барьера, что значительно облегчает сотрудничество в области педагогики. Очень много внимания мы уделяем изучению народного искусства, так как считаем, что знание прошлого наших народов совершенно необходимо молодому поколению, чтобы помочь понять настоящее и избежать ошибок в будущем. И эту самую главную мысль мы договорились с белорусскими коллегами донести до наших магистрантов. Они должны понять, какая была система образования в СССР, что произошло с нею после распада СССР и что мы можем получить в ходе интеграции наших государств. В этом плане, на мой взгляд, и мы это обсуждали, здесь действует некий энергетический закон, когда один плюс один не два, а нечто большее.
– Россия и Белоруссия – союзное государство. Это объединяет и облегчает процесс налаживания новых связей или мешает нахождению общих точек соприкосновения?
– Для нас Белоруссия не какое-то иностранное государство. Это наша частица, отделённая в силу сложившихся обстоятельств, к нашему счастью, довольно условной границей. Мы имеем общую тысячелетнюю историю, поэтому и отношение у белорусов к россиянам особое, трепетное. Нас объединяют русский язык, единое культурно-образовательное пространство. Поэтому участие наших магистрантов в жизни белорусских коллег является маленьким звеном в цепочке создания экономического и политического единения наших народов.
Мои коллеги из Витебского университета не раз подчёркивали, что им очень важно иметь учебную литературу именно российской школы, так как мы обладаем большой исследовательской базой. У нас огромные научные центры в Москве, Петербурге, не является исключением и Смоленск. СмолГУ имеет довольно высокий уровень преподавательского состава, обладающего огромным опытом практической работы со студентами и учащимися различных профильных учебных заведений. Это профессора, доктора педагогических наук В.Я. Лыкова, Г.С. Меркин, Н.Г. Преображенская, Г.Е. Сенькина, Т.В. Боровикова.
Проект «Темпус IV» в рамках нашего консорциума направлен на то, чтобы мы могли свободно понимать друг друга на уровне образования и культуры. И если это понимание будет достигнуто в полной мере, то мы в любой ситуации сможем найти точки соприкосновения и избежать конфликтных ситуаций.
Епископ Пантелеимон: Милосердию научиться непросто
Вадим Баевский. Рождественский рассказ

Другие новости по теме