Родной Крым
240 лет назад произошло присоединение Крыма к России. В этом историческом событии главную и решающую роль сыграл Григорий Александрович Потёмкин, уроженец смоленской земли.
28 июня 1783 года (9 июля – по новому стилю) был провозглашён манифест о присоединении Крымского ханства к России. Манифест был обнародован в ходе торжественной присяги крымской знати, которую принимал князь Григорий Потёмкин на плато скалистой горы Ак-Кая под Карасубазаром (ныне Белогорск). День 28 июня был выбран Потёмкиным не случайно – в этот день 21 год назад короновалась Екатерина II. Манифест «О принятии полуострова Крымского, острова Тамана и всей Кубанской стороны под Российскую державу», текст которого хранился в тайне вплоть до его обнародования, был подписан императрицей Екатериной II 19 апреля 1783 года. Над манифестом императрица работала вместе с князем Григорием Потёмкиным.
В манифесте было, в частности, сказано: «Возвещая жителям тех мест силою нашего императорского манифеста таковую бытия их перемену, обещаем свято и непоколебимо за себя и приемников престола нашего содержать их вравне с природными нашими подданными, охранять и защищать их лица, имущество, храмы и природную их веру, коей свободное отправление со всеми законными обрядами пребудет неприкосновенно; и дозволить напоследок каждому из них состояния все те правости и преимущества, каковыми таковые в России пользуются…» Как следует из этого манифеста, в состав России вошли Крымский полуостров, полуостров Тамань, Кубанский край, а также не упомянутая территория Северного Причерноморья − Новороссийский край (Новороссия), которая в 1796 году стала Новороссийской губернией.
Присягу России принимали мурзы, беи, духовные лица и простое население. До приезда Потёмкина в Крым крымский хан Шахин Гирей под давлением местной знати и духовенства отрёкся от ханства. После принятия присяги прошли праздничные мероприятия с угощениями, играми, скачками и пушечным салютом.
Роль Г.А. Потёмкина в истории России
Мы ещё не в полной мере оценили роль и значение в истории России Григория Александровича Потёмкина. Генерал-фельдмаршал Г.А. Потёмкин − автор грандиозной военной реформы, создатель Черноморского военного флота и его первый главнокомандующий, основатель ряда городов, превратившихся в крупные экономические центры Новороссии. Но в первую очередь − инициатор и непосредственный исполнитель присоединения и первоначального устройства Крыма и укрепления южной границы Российской империи.
Григорий Александрович Потёмкин родился 11 октября 1739 года в семье смоленского дворянина из рода Потёмкиных, в имении Чижово Духовщинского уезда. После смерти отца воспитывался матерью в Москве, где учился вначале в гимназии Московского университета, а в 1755 году поступил в Московский университет, который, правда, не окончил. Военная служба началась с должности вахмистра Конной гвардии в 1761 году. Во время участия в дворцовом перевороте обратил на себя внимание Екатерины II и был произведён в подпоручики. В 1769 году, когда состоял при дворе в чине действительного камергера и в армейском чине генерал-майора, добровольцем отправился на турецкую войну. Отличился под Хотином, участвовал в битвах под Фокшанах, Ларге и Кагуле, разбил турок при Ольте, сжёг Цыбры, взяв в плен много турецких судов. Г.А. Потёмкин постоянно следил за событиями в Османской империи и имел своих агентов во многих местах Балканского полуострова. Он успешно руководил русскими войсками во время русско-турецкой войны 1787−91 годов, окончательно закрепившей Крым за Россией.
Османское господство в Крыму закончилось подписанием Кючук-Кайнарджийского мирного договора 21 июля 1774 года. Крымское ханство было объявлено независимым, а Турции и России запрещалось вмешиваться в его внутренние дела. Однако ситуация в Крыму была очень сложной. Турецкий султан, являясь верховным халифом, сохранял в своих руках религиозную власть и утверждал новых ханов, что оставляло возможность реального давления на Крымское ханство. Угроза со стороны Турции сохранялась, поэтому Россия была вынуждена строить мощные укрепления на южных рубежах и отвлекать силы и средства от хозяйственного освоения пограничных губерний. В декабре 1782 года Г. Потёмкин, который в то время занимался вопросами обустройства этих губерний, обратился к Екатерине II с меморандумом, в котором сделал недвусмысленное предложение по Крыму: «Приобретение Крыма ни усилить, ни обогатить Вас не может, а только покой доставит… Поверьте, что Вы сим приобретением безсмертную славу получите и такую, какой ни один государь в России ещё не имел. Сия слава проложит дорогу ещё к другой и большей славе: с Крымом достанется и господство в Чёрном море. От Вас зависеть будет, запирать ход туркам и кормить их или морить с голоду».
Таким образом, именно Григорию Александровичу Потёмкину принадлежит главная и решающая роль в присоединении полуострова к России. Он был инициатором, а в последующем − исполнителем этого государственного решения. Благодаря продуманным политическим шагам князя Потёмкина, которые были направлены на миролюбивое и дружелюбное отношение российских войск к населению, на выказывание уважения и знаков внимания татарской знати, привели к «бескровному» присоединению Крыма. Так же мирно прошло присоединение Кубани. 2 (13) февраля 1784 года Екатерина II подписала указ об учреждении Таврической области под управлением князя Потёмкина, состоящей из Крымского полуострова, прилегающих районов Северного Причерноморья (между Перекопом и границами Екатеринославского наместничества) и Тамани.
Лаборатория многонациональной политики
Вместе с тем Г.А. Потёмкин понимал, насколько неустойчивой была обстановка в Крыму, и был первым, кто предупреждал об опасности присутствия сил, оппозиционных России. Благодаря Г.М. Потёмкину впервые в истории России применительно к Крыму была разработана государственная политика, которая учитывала этнический (национальный) характер населения. Была создана единая система местного управления с привлечением представителей различных социальных слоёв и национальностей, а также была разработана общегосударственная политика по управлению новыми территориями и их заселению и хозяйственному освоению. Для установления взаимопонимания с местным населением правительство сделало ставку на татарское дворянство. В декабре 1783 года из представителей крымской знати было сформировано Таврическое областное правление. Правители отдельных округов или уездов (каймаканы) были оставлены на своих постах, как и судьи (кадии). Решение о каждом каймакане лично принимал князь Потёмкин. Указом от 4 марта 1784 года высшему сословию Крыма были предоставлены все права и льготы российского дворянства, и по приказу князя Потёмкина 334 новым крымским дворянам была сохранена их земельная собственность. Для «дружественных России» иностранцев были открыты города Севастополь, Феодосия и Херсон, в которые те могли приезжать и жить, принимать российское гражданство. Что также примечательно и поучительно, сразу после присоединения новых территорий князь Потёмкин привлёк естествоиспытателей, картографов, геодезистов, многочисленных администраторов для обстоятельного изучения экономических ресурсов и быта населения, для сбора сведений о Крыме.
Какие народы населяли Крым? Основные этносы, населявшие Крым в древности и в средние века: тавры, скифы, сарматы, аланы, булгары, греки, готы, хазары, печенеги, половцы, итальянцы, адыги (черкесы), малоазийские тюрки. На протяжении веков вновь приходившие в Крым народы ассимилировали живших здесь до их прихода или сами ассимилировались в их среде.
Отношения между Бахчисараем и Москвой
К середине XIII века Крым был завоёван монголами под предводительством хана Бату и включён в состав Золотой Орды. В ордынский период в Крыму появились представители родов Ширин, Аргын, Барын и других родов, составивших затем костяк крымско-татарской степной аристократии. К этому же времени относится распространение в Крыму этнонима «татары» − этим общим именем называли тюркоязычное население созданного государства.
Окончательно процесс формирования народа завершился в период Крымского ханства, которое существовало с 1441 года до 1783 года. Эпоха Крымского ханства − это период расцвета крымско-татарской культуры, искусства и литературы. Классик крымско-татарской поэзии той эпохи − Ашик Умер. Среди прочих поэтов особо известны Махмуд Кырылмы (конец XII века, доордынский период) и хан Газы II Герай Бора. Главный из сохранившихся архитектурных памятников того времени − ханский дворец в Бахчисарае.
Отношения между Бахчисараем и Москвой не раз приводили к их союзу. Во время одного из первых союзов Московское княжество получило реальную независимость после так называемого «стояния на реке Угре» в 1480 году, при поддержке крымско-татарских воинов, оказанной московскому князю Ивану III. Тогда крымские татары отвлекли союзника Большой Орды короля Казимира IV, напав на Подолье. За «стоянием» войск хана Ахмата и Ивана III была проведена успешная экспедиция в Большую Орду, в которой принимал участие крымский царевич Нур-Девлет со своими дружинниками. Союз крымских татар и русских продолжался и после Московского государства, во времена русского царства и Российской империи.
Все последующие 240 лет после присоединения Крым представлял собой «лабораторию по выработке форм и методов национального согласия народов разных культур, вероисповеданий и традиций». Именно здесь, на крымской земле, решались сложные задачи не просто присоединения новых территорий к Российской империи, но и включения разных народов в культурное и экономическое пространство российской государственности. Этот уникальный исторический опыт использовался в период присоединения к Российской империи территорий Средней Азии и Кавказа.
Надо возрождать исторический опыт!
Возвращение Крыма под крыло России в 2014 году разбудило дремавшее самосознание россиян. События на Украине и в Крыму заставили многих людей задуматься о том, что такое национализм, историческая справедливость, братство, толерантность… Размышляя о Крыме, каждый россиянин свои рассуждения выстраивает прежде всего на основе личного опыта и впечатлений об этом уникальном уголке Земли. Я с радостью воспринял возвращение Крыма – и не просто как наблюдатель исторически и юридически справедливого действия, но и как непосредственный участник событий, связанных с массовым возвращением крымских татар на родную землю в 1987−89 годах, первыми попытками «украинизации» русскоязычного Крыма в 1992−93 годы после провозглашения суверенитета Украины. Судьба свела меня с активистами крымских татар в 1988 году. По их просьбе я разработал экономическую программу, направленную на встраивание переселенцев в деловую жизнь полуострова. С этой программой я выступил на первом курултае крымских татар, который состоялся 30 апреля 1990 года в Бахчисарае. Экономическая программа вызвала интерес и была одобрена, но не была осуществлена в полной мере из-за развала страны.
Как и во времена князя Потёмкина, национальные вопросы всегда стояли в Крыму на повестке дня. Киевская власть в 80−90-е годы не смогла решить проблемы крымских татар и создала языковые проблемы русским. На самой Украине в то время подняли голову националисты, поэтому крымский национализм им был только на руку. Но, как учит история, любая неоднородность социальной среды, замешанная на религиозной или национальной основе, может привести к общественным проблемам. Сегодня социально-политическая ситуация в Крыму осложняется присутствием «заинтересованных» соседей − Турции и Украины. Но если Россия князя Григория Потёмкина сумела решить задачи вхождения османского вассала в состав России, то и мы, с учётом исторического опыта, должны устранить все проблемы, стоящие перед нами сегодня. А нам, смолянам, нужно восстановить отношения с городом-героем Керчью, а также с Севастополем, история которого неразрывно связана не только с Г.А. Потёмкиным, но и с ещё одним уроженцем смоленской земли, самым выдающимся флотоводцем России адмиралом Павлом Степановичем Нахимовым.
Анатолий СТЕРЛЯГОВ, кандидат экономических наук