Статьи

Мир на кончиках пальцев

14 июня 2016 года в 12:33
Школе-интернату для слепых и слабовидящих детей исполнилось 125 лет.

Сейчас их принято называть очень завуалированно – «людьми с ограниченными возможностями здоровья». Раньше говорили прямо: «слепые и слабовидящие». Впрочем, формулировка сути не меняет. Потому что сами они своими судьбами не раз доказывали, что инвалидность не приговор. И что даже с такими серьёзными патологиями здоровья можно состояться и в жизни, и в профессии…

Однако здесь очень важно, чтобы ты знал об этом уже с детства. Чтобы тебе помогли не просто психологически принять свой недуг, но и научили полноценно и интересно жить. Чем, собственно, и занимаются в Краснинской средней школе-интернате для детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечающей в этом году 125-летний юбилей.

Немного истории


Учитывая особую специфику школы, её можно смело назвать одной из старейших не только в области, но и в стране. Её история началась в 1891 году, когда в Смоленске был открыт приют для слепых детей, где их обучали ремеслу.

Тогда подобные заведения находились под патронажем попечительства слепых ведомства императрицы Марии Фёдоровны. И смоленский приют стал филиалом старейшей в России школы для слепых, открытой в Санкт-Петербурге в 1807 году.

На деньги, выделенные советом Мариинского попечительства, было арендовано помещение в доме Розонова на 1-й линии Солдатской слободы, приобретена мебель и учебные пособия. Именно здесь 7 мая 1891 года и состоялось официальное открытие Смоленского училища для слепых.

В июле 1895 года учебное заведение сменило адрес, переехав в дом наследников Юшкевича в Офицерской слободе, где и располагалось вплоть до лета 1941 года, когда было эвакуировано в деревню Свинуха Пензенской области.

Свою нынешнюю прописку в посёлке Черныш Краснинского района школа-интернат для слепых получила в 1967 году. С тех пор адрес не менялся, зато преображались помещения, что позволило сделать быт воспитанников более комфортным.

По волшебной дорожке


Сегодня Краснинская средняя школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья – это не просто учебное заведение, прекрасно оборудованное в соответствии с современными требованиями. Это уютный дом, где дети растут в атмосфере любви и заботы.

Ученики здесь получают образование в том же объёме, что и в любой обычной школе. Но при этом учатся по адаптированным программам для слепых и слабовидящих, предполагающим индивидуальный подход к каждому.

Пожалуй, главное отличие этой школы от любой другой – коррекционный блок, где работа ведётся сразу в нескольких направлениях: развитие мимики, пантомимики, зрительного и осязательного восприятия, умения ориентироваться в пространстве и социально-бытовой сфере. Здесь есть сенсорный банк, в который собраны косточки, семена, макаронные изделия и пряности. Здесь изучают азбуку запахов и на ощупь определяют различные предметы. И всё это – не просто игра: так ребята учатся ориентироваться в ежедневных бытовых ситуациях.

Одно из любимых учениками мест – сенсорная комната. Сюда входят по волшебной дорожке – кочкам-подушечкам с разными наполнителями, которые массируют стопы. Здесь есть стол для рисования песком. А ещё здесь живёт забавный ёжик – пособие для развития осязания у слепых детей. В мешочках рядом с ним часто прячут какие-то сюрпризы, которые дети с удовольствием находят. И это тоже не просто игра – упражнение на ориентацию в пространстве.

– Сердце, конечно, радуется, – заметила руководитель областного департамента по образованию, науке и делам молодёжи Людмила ИВАНИЧЕНКО. – По этой школе видно, сколько в неё вкладывается старания и души. Конечно, детям здесь комфортно, и видно, что они чувствуют себя замечательно. Если бы не было подобных образовательных учреждений, проблема адаптации таких детей к жизни стояла бы намного острее.
Мир на кончиках пальцев

Игра вслепую


Эта школа действительно больше напоминает дружную семью, чем социальное учреждение. Семью, где не только учат, но и готовят к самостоятельной жизни. Семью, где дети растут в атмосфере любви и творчества.

В школе-интернате работают больше двадцати кружков и секций. Здесь дети рисуют, шьют, вышивают бисером, плетут макраме, осваивают ковроткачество. Делают интересные сувениры из лозы, лоскутков и бумаги. Поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах. Занимаются спортом…

– Конечно, мы с каждым ребёнком работаем индивидуально – по программам, составленным вместе с врачами и тифлопедагогами, – поясняет учитель технологии Светлана ЦЮПКА. – Ведь для них это не просто творчество. Если слепому ребёнку дать нитку с иголкой и показать косые стежки направо и налево, он лучше усвоит ориентацию в пространстве. А работа с бисером развивает мелкую моторику – детям, которые читают кончиками пальцев и пишут специальным грифелем по Брайлю, это просто необходимо.

А ещё в школе есть своя команда по голболу. Это игра специальным мячом со звуковым сигналом. В неё играют вслепую – на слух и на ощупь. Поэтому слабовидящим приходится надевать на глаза повязку.

Правила просты: попасть мячом в ворота соперника, защищая собственные от ответных ударов. Причём от постоянных тренировок слух развивается настолько, что игрок уже по замаху противника способен угадать, куда тот бросит мяч. Об этом ребятам рассказали спортсмены из российской команды, которые недавно приезжали к ним в гости. И теперь у школьников появился дополнительный стимул к тренировкам: многие загорелись идеей попасть в сборную по голболу, который включён в программу Паралимпийских игр.
Мир на кончиках пальцев

Вспомнить всё


– Конечно, сегодня эта школа – просто рай, – считает руководитель Смоленской городской организации ВОС Юрий САВУШКИН. – Но и в том «шалаше», который заканчивали мы, тоже было очень хорошо и комфортно. Не случайно нас ещё долго тянуло сюда даже после выпуска. И мы часто встречались в Смоленске и ехали сюда на выходные.

Ну а уж поздравить школу с юбилеем – повод особый. Поэтому собирались целыми классами. Даже несмотря на то что некоторым выпускникам пришлось для этого ехать из других регионов – например, Калининграда или Нижнего Новгорода.

Вспоминая о времени, проведённом здесь, многие рассказывали трогательные эпизоды из своего детства. О корочках хлеба, которые были самым вкусным лакомством после отбоя. О волейбольных соревнованиях с поселковыми ребятами. О пионерских кострах, которые дымили так, что приезжали пожарные, – это мальчишки из шалости подкладывали туда автомобильные шины. О лошади Майке и другой живности из школьного подсобного хозяйства…

– Когда мы учились в девятом классе, организовали здесь самый первый музыкальный ансамбль, – делится своими воспоминаниями Юрий Савушкин. – Вначале это был только ударник и две гитары, а потом коллектив вырос до модного в те времена ВИА с девчонками-солистками. И мы выступали на фестивалях, ездили по Смоленщине и даже устраивали танцы в соседних колхозах.

Но, пожалуй, главными в воспоминаниях выпускников были слова искренней благодарности своим педагогам. Тем, кто, к сожалению, уже ушёл из жизни. Тем, кто сейчас на заслуженном отдыхе. И, конечно, тем, кто продолжает работать в этом замечательном коллективе.

Семейный праздник


На юбилей школы собралось много народу: бывшие выпускники, коллеги из других учебных заведений области, представители власти, общественных организаций и бизнеса. Конечно, были подарки, приветственные адреса и много добрых слов в адрес школы и педагогического коллектива, возглавляемого директором Ольгой Оверченко, которая когда-то пришла сюда пионервожатой.

– Сегодня мы говорим о том, что проблема помощи детям с ограниченными возможностями здоровья не остаётся без внимания на самом высоком уровне, – сказала в своём приветственном слове Людмила Иваниченко. – И я с большим удовольствием и благодарностью хочу отметить, что школа эту государственную задачу не просто понимает, но и максимально выполняет – и профессионально, и по-человечески. Я думаю, что в жизни всегда есть справедливость. Даже в такой нелёгкой сфере, как педагогическая деятельность. И то, что сегодня столько выпускников приехали высказать благодарность своим учителям, – это тоже справедливая оценка вашего труда.

Интересно, что пока взрослые торжественно отмечали юбилей школы, ученики тоже не скучали. Для них был устроен настоящий праздник – с играми, конкурсами, соревнованиями, аниматорами, гигантскими мыльными пузырями и сладкой ватой. В общем, всё как в нормальной семье, где каждый занимается тем, что ему интересно…
Мир на кончиках пальцев

Фото: Дмитрий ПРУДНИКОВ
Космическая одиссея смолянина Мисуркина
«Узнав, что крёстный в космосе, я испугалась и заплакала»

Другие новости по теме