Добро пожаловаться
Налоговая служба разъясняет порядок досудебного урегулирования вопросов регистрации юрлиц и ИПОбжалование решений регистрирующего органа было на протяжении длительного периода исключительной компетенцией судов. Только с 2014 года закон ввёл механизм обязательного досудебного урегулирования споров с регистрирующим органом. Что за это время изменилось на практике? Об этом мы говорим с начальником отдела досудебного урегулирования налоговых споров УФНС России по Смоленской области Людмилой КИЯН.
– Людмила Андреевна, в чём была основная задача введения федерального закона № 241?
– Указанный закон дополнил ранее существовавший 129-ФЗ новой главой, детально регламентирующей механизм досудебного урегулирования споров с регистрирующим органом. Закон ввёл обязательную досудебную процедуру обжалования решений об отказе в государственной регистрации в вышестоящем органе, призванную стимулировать заинтересованных лиц к разрешению возникших конфликтов в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей внутри системы регистрирующих органов. По мнению разработчиков, это должно существенно уменьшить количество рассматриваемых споров в судах, а также расширить возможности для заинтересованных лиц в реализации своих прав и законных интересов.
– Статистика ФНС это подтверждает?
– Да, за 9 месяцев 2015 года количество судебных споров по сравнению с аналогичным периодом 2014 года сократилось в два раза.
– Кто может обратиться с жалобой, куда и какие необходимо представить документы?
– Любое заинтересованное лицо, права которого нарушены, может обжаловать решение регистрирующего органа о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации. Но решение территориального регистрирующего органа о государственной регистрации может быть обжаловано в вышестоящем регистрирующем органе, а также в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти (ФНС России) и (или) в судебном порядке. Решение же об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в вышестоящем регистрирующем органе, а уже потом – в суде или ФНС России. Законом предусмотрено направление жалобы через регистрирующий орган, который вынес решение. В течение трёх рабочих дней инспекция обязана направить жалобу в вышестоящий орган вместе с документами, по результатам рассмотрения которых принято оспариваемое решение. Такая процедура обеспечивает более оперативное рассмотрение жалобы.
– Какой срок для подачи жалобы установлен законом?
– Жалоба может быть подана в течение трёх месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, если иное не предусмотрено законом. В случае подачи жалобы на решение об отказе в государственной регистрации, если заинтересованное лицо является заявителем при государственной регистрации, жалоба может быть подана в течение трёх месяцев с момента получения решения регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок может быть восстановлен по ходатайству лица, подающего жалобу, вышестоящим регистрирующим органом или ФНС России.
– Предъявляются ли законом какие-то требования к форме и содержанию жалобы?
– Она может быть подана как в письменной, так и в электронной форме. В первом случае она направляется почтовым отправлением или представляется непосредственно уполномоченным лицом. Во втором – в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.
Жалоба составляется в произвольной форме с указанием обязательных данных, найти которые можно на нашем сайте www.nalog.ru. В случае подачи жалобы уполномоченным представителем лица, подающего жалобу, дополнительно прилагаются документы, подтверждающие его полномочия. Можно также предоставить документы, подтверждающие доводы лица, подающего жалобу.
– А может ли заинтересованное лицо, обратившееся с жалобой, участвовать в её рассмотрении?
– Это исключено, но по результатам рассмотрения лицо, подавшее жалобу, будет извещено об отмене решения регистрирующего органа или об оставлении жалобы без удовлетворения.
– Как быстро вышестоящий регистрирующий орган должен рассмотреть жалобу?
– В течение 15 рабочих дней со дня получения жалобы. Продлить указанный срок может соответствующий орган не более чем на 10 дней для получения от нижестоящего регистрирующего органа документов или информации, необходимых для рассмотрения жалобы, или при представлении лицом, подавшим жалобу, дополнительных документов. Таким образом, максимально возможный срок рассмотрения жалобы составляет 25 рабочих дней.
– Но жалоба может остаться и без рассмотрения. В какие сроки об этом станет известно?
– Регистрирующий орган принимает решение в течение пяти рабочих дней со дня получения жалобы или заявления об отзыве жалобы. В случае наличия вступившего в законную силу решения суда или арбитражного суда по тому же предмету и по тем же основаниям оспаривания решение об оставлении жалобы без рассмотрения должно быть принято в течение 15 рабочих дней со дня её получения. О принятом решении в течение трёх дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу. Однако если жалоба оставлена без рассмотрения по тому основанию, что она не подписана лицом, подавшим жалобу, или его представителем либо не представлены документы, оформленные в установленном порядке и подтверждающие полномочия представителя на её подписание, то заинтересованное лицо может обратиться с повторной жалобой.