«Макушка головы высшего бога»
Краевед Юрий Ходуненков уверен, что древний Смоленск был столицей ЕвропыРуководитель регионального общественного движения «Духовное наследие» Юрий ХОДУНЕНКОВ считает, что современники незаслуженно обходят вниманием былое величие Смоленска. А между тем, по мнению краеведа, ещё задолго до Московской и Киевской Руси была Русь Смоленская, западные земли которой включали в себя многие страны нынешнего Евросоюза…
Русь Смоленская
Первое, с чем категорически не согласен Юрий Иванович в традиционной трактовке исторических событий, – возраст города. Как можно считать основанием Смоленска 863 год, если в летописи того времени однозначно указано: «Град велик и мног людьми»? А ведь даже при нынешних технологиях строительство целого города – дело не одного десятилетия. Тогда что говорить о древности, когда на расширение селения до города, да ещё великого, могли уйти и века.
– Об основании Киева древняя летопись приводит народное предание, – говорит Юрий Ходуненков. – Но легенды об основании Смоленска к тому времени уже были позабыты. Ведь о чём, собственно, в летописи сказано? Что в 863 году мимо Смоленска проплывали Аскольд и Дир и, увидев большой город, решили не связываться – добрались до Киева, «малого города на горе», и захватили в нём власть.
В общем, логично. Тем более что и в другом источнике – датированной части «Повести временных лет» Смоленск упоминается годом ранее – в 862-м. И тоже как достаточно крупный город – центр племенного союза кривичей.
О том же говорят и некоторые археологические находки. Так, в одном из Гнёздовских курганов была обнаружена подвеска в виде дракона, которую смог расшифровать известный учёный Валерий Чудинов. Он прочёл на ней фразу: «В Смоленской Руси». Из чего краевед делает вывод, что ещё до Киевской Руси существовало некое государственное образование, столицей которого был город Смоленск.
– Мы не понимаем величия Смоленска той эпохи, – считает Юрий Ходуненков. – А между тем в переводе с санскрита «смоленск» означает «макушка головы высшего бога». И выше статуса у города просто быть не может. Поэтому логично предположить, что и крестили смолян задолго до Киева – ещё в I веке. И делал это сам Андрей Первозванный – первый апостол. Кстати, многие археологические находки подтверждают, что христианство в Смоленске было задолго до официального крещения Руси.
Европейские следы
В свете всего вышесказанного иной представляется и роль Смоленска как одного из перевалочных пунктов на хрестоматийном пути «из варяг в греки».
– Если мы внимательно изучим время великого переселения народов, которое началось в 400–500-х годах нашей эры, то многое в истории Смоленска предстанет нам совершенно в другом свете, – уверен Юрий Ходуненков. – Дело в том, что именно в это время в Скандинавию, родину варягов, пришли свеи, которые подчинили себе местных жителей, научив их ремёслам и торговле. И были эти свеи не кеми иными, как смолянами-кривичами. Так что варяги посещали тогдашнюю Смоленщину только с вполне определёнными целями: послужить в княжеской дружине или освоить ремёсла и перенять местную моду.
Впрочем, по мнению краеведа, южноевропейский след смолян ещё древнее. И этруски, которые основали Рим в 753 году до нашей эры, были не просто русскими, а именно кривичами – выходцами из Смоленской и Полоцкой земель. В своих рассуждениях Юрий Иванович опирается на теорию Валерия Чудинова, расшифровавшего надписи на предметах древних этрусков – надписи на языке, весьма близком к русскому.
– На одном из зеркал, которые дешифрует Валерий Алексеевич, упоминается Москва как столица мира, – замечает Юрий Ходуненков. – Ещё на одном на символической карте Европы отмечено всего два города: Аркона в Германии и Смоленск. Позже сам учёный приходит к выводу, что Москва и Смоленск, о которых идёт речь, – это один и тот же город. Город, выходцы из которого не только создали Рим, но и были первыми его жителями.
Мифы Древней Греции
По мнению Юрия Ивановича, древние эллины, прародители нынешних греков, тоже имеют смоленское происхождение. Более того – боги, которым они поклонялись, родом из наших мест.
– Один из главных обитателей божественного Олимпа – Аполлон имел дополнительное имя Гиперборейский, – поясняет Юрий Ходуненков. – А что же такое Гиперборея? Согласно славянской мифологии, Борей – это бог северного ветра. Но корень «бор» присутствует и в древнем названии реки Днепр – Борисфен. Получается, что Гиперборея – это страна, расположенная за Борисфеном – Днепром (Пределом Северного Ветра). Именно сюда каждый год летал Аполлон. И именно здесь родилась его мать – Лето, что вытекает из книги историка академика Бориса Рыбакова «Язычество древних славян».
Да и сам Олимп, скорее всего, располагался когда-то именно в наших краях. Невольным доказательством этой гипотезы могут считаться экспедиции шпионов Ватикана, которые искали легендарную гору у истоков Волги, Днепра и Оки. Одним из них был папский камергер Альбер Питт, который по заданию Папы Климента VII посещал Московию в XVI веке. Не обнаружив здесь никаких Гиперборейских гор, он назовёт греков «лживыми».
– Уже то, что католический шпион искал Олимп вовсе не в Греции, говорит о многом, – рассуждает Юрий Ходуненков. – Ведь у Папы Римского имеется очень много дополнительных источников информации, не известных многим из нас. А то, что в XVI веке истоки трёх русских рек находились на равнине, вовсе не означает, что и много тысяч лет назад здесь не было гор. Напротив – именно в этом месте стояли горы последнего ледника.
***
В общем, считает Юрий Иванович, всё это – повод для того, чтобы добиться признания Смоленска духовной столицей России.
– Мы привыкли к хрестоматийному выражению «Смоленск – город-щит», – говорит Юрий Ходуненков. – Да, он действительно стал щитом, когда Русское государство сократилось настолько, что бывшая «столица мира» оказалась на его западной окраине. Но мы почему-то забываем о былом величии Смоленска, о том, что в наших жилах течёт кровь потомков олимпийских богов. Только осознав это, мы сможем изменить свою психологию и поведенческие мотивы. И наконец-то перестанем с восторгом смотреть на Запад, считая европейские страны колыбелью мировой культуры.