Так вот ты какой, Северный Олень!
Почти сказочная история о необычном для Смоленска питомце.Его зовут Бараш. Только в отличие от своего мультяшного тёзки он – северный олень. Самый настоящий. Из тех, что когда-то помогли Герде найти Кая в замке Снежной Королевы. Из тех, что, по преданиям северных народов, несут на рогах солнце и зажигают полярное сияние. Из тех, что на Новый год доставляют Деда Мороза к детям…
Впрочем, наш Бараш ещё не совсем олень – оленёнок. И живёт он не в далёкой северной стране, где много снега и зимой вообще не бывает солнца, а совсем рядом – в посёлке Горном под Сафоновом, в конноспортивной школе.
Бабушкины сказки
Его история началась пару лет назад, когда Бараш родился. Он появился на свет в подмосковном питомнике. Рядом было много таких же оленей, которые, родившись в средней полосе, никогда не видели морозного Севера и дикой природы. Не приходилось им и добывать ягель, раскапывая его под толщей снега, – еда всегда была в кормушках.
Про ягель, снежные сугробы, тундру и морозы маленькому Барашу рассказывала бабушка. Когда-то давно она родилась на Севере и ещё помнила, какими бескрайними могут быть просторы вокруг, когда до самого горизонта – только ослепительно-белая равнина.
Именно от бабушки Бараш узнал, что свои шубку-мех и сапожки-копытца он будет менять в зависимости от времени года. Летом, когда земля мягкая, днища копыт становятся губчатыми. А зимой подушечки затягиваются, чтобы можно было врезаться в снег и лёд, не скользить и откапывать ягель.
– С такими копытцами тебе любое бездорожье нипочём, – говорила бабушка. – Ты сможешь пройти и по самым глубоким сугробам, и по топкому болоту, и по камням.
А ещё бабушка рассказывала Барашу сказки. Про далёкий Север, где жили его предки. Про сияние, которое вспыхивало на небе разноцветными огоньками в самую тёмную полярную ночь. И, конечно, про оленей, которые всегда помогали людям в самых сложных ситуациях.
– Скажи, бабушка, а когда я вырасту, я тоже буду помогать людям? – спрашивал Бараш.
– Конечно, малыш, – отвечала бабушка. – Ты и сам не заметишь, как станешь совсем взрослым, – северные олени растут очень быстро.
И Бараш засыпал, улыбаясь. И ему снилось, как он стал взрослым и бесстрашным, умеет ловко бегать по глубоким сугробам, переплывать холодные северные реки и помогает людям отыскивать дорогу даже в самой непроходимой глуши.
Зверь диковинный
В Горном Бараш появился этим летом. И сразу стал всеобщим любимцем. Каждый норовил угостить его каким-нибудь лакомством: грибами, варёной картошкой, чёрным хлебом – это у Бараша самые любимые деликатесы. К сладкому его стараются не приучать – вредно. Впрочем, олень в еде неприхотлив – может и овёс поесть, и сено, и траву.
Людей Бараш не боится. За свою недолгую ещё жизнь не видел он от них ничего плохого – только внимание, уход и ласку.
Его и зовут здесь все исключительно Барашиком.
Для Сафонова северный олень – зверь диковинный. Поэтому когда его замечают из проезжающих мимо машин, обязательно останавливаются, чтобы рассмотреть поближе. Бараш и таких незваных гостей не боится. И даже навстречу может выйти, особенно если какое-то лакомство учует. Да и любопытно ему, с чем новые люди пожаловали: фотографироваться будут или просто поглазеют.
С местными животными Бараш тоже дружит. На прогулке его обязательно собачки сопровождают. А дома, в небольшом загончике, по соседству с Барашем живёт его главный друг – ослик Пончик. Вот с кем можно и парой слов перекинуться, и сомнениями поделиться, и про сны свои рассказать.
А снится Барашу то же, что и в детстве: снежная равнина, небо в сполохах северного сияния, и сказочные истории, где он главный герой и отважный спасатель…
В ожидании чуда
Летом Барашу пришлось трудновато. Хоть его шёрстка и была по сезону гладкой, без пушистой прослойки, а всё равно жарко – приходилось ртом дышать. Поэтому он и не бегал особо – всё норовил в тенёк спрятаться да полежать в относительной прохладе.
К зиме серая шубка Бараша поседела – это в подшёрстке появился мягкий пух, который помогает согреться даже в самые сильные морозы. Да и сама шерсть стала светлее и толще, чтобы задерживать излучение тепла. Впрочем, какие в Сафонове морозы – это же не Крайний Север.
А когда выпал первый снег, Бараш так обрадовался, словно все его сказочные сны начали потихоньку сбываться. Он и порезвился, оставляя узоры следов на белом покрывале. И даже траву из-под снега выкапывал – как настоящий северный олень в поисках ягеля.
Однако снег вскоре растаял – такая капризная зима нынче выдалась. И наш Бараш опять загрустил.
– Ну вот скажи, Пончик, – обратился оленёнок к своему другу ослику, – почему так всё глупо получается: я северный олень, выносливый и смелый, моё призвание – помогать людям, а я живу здесь на всём готовом, и никакой пользы от меня нет.
– Маленький ты ещё, Барашик, оттого и глупый, – ответил Пончик. – Ты людям радость приносишь, а это разве не польза?! И потом, ты не просто северный олень – ты символ. Символ Нового года. Без тебя, можно сказать, и праздника бы не было. Ну кто ещё Деду Морозу сумел бы помочь подарки детишкам доставить?! К тому же ты тут у нас единственный – ребята смотрят на тебя как на чудо сказочное, и для них это уже восторг неописуемый. Так что бросай свои мысли грустные и думай о том, как начнётся зима настоящая, выпадет снег, и ты будешь малышей на саночках катать, радость им дарить.
Задумался Бараш и понял, что прав Пончик. На Севере оленей много – есть кому и взрослым помочь, и ребятишек порадовать. А в Сафонове он один такой. Символ доброго праздника. Напоминание о том, что в жизни есть место сказкам и чудеса ещё случаются…
Фото: Виктор ПОЯРКОВ