Наука в СПО – есть!
Наука и научная деятельность, если говорить об определении этих понятий, – деятельность, направленная на выработку и систематизацию знаний о действительности, а также на применение этих знаний в жизни. Последний аспект делает науку и её развитие в частности очень важной и интересной темой, поскольку достижения в этой сфере напрямую определяют, как уже в ближайшем будущем будет жить каждый из нас, какие устройства будут облегчать наши быт и работу. При этом, когда мы говорим о научной деятельности, мы чаще всего имеем в виду либо учёных-профессионалов, либо тех, кто однажды придёт им на смену – студентов вузов и учащихся школ, упуская из виду ещё одно звено системы образования – среднее профессиональное.
За многие десятилетия так сложилось, что колледжи и техникумы не ассоциируются с научной деятельностью, исследованиями, которые могут повлиять на нашу жизнь. Но так ли это на самом деле? Есть ли наука в системе СПО, и если да, развивается ли она? На эти и другие вопросы свои ответы дали ответственный секретарь Смоленского регионального отделения Российского союза молодых учёных, кандидат географических наук Анастасия Бышевская и начальник отдела профессионального образования и науки департамента Смоленской области по образованию и науке Марина Иваненкова.
Учёные в СПО – не редкие птицы
– Анастасия Владимировна, Марина Александровна, давайте начнём наш разговор с того, что сейчас представляет собой система среднего профессионального образования в Смоленской области. Где учатся дети, не захотевшие пойти в десятый класс школы? Какие направления подготовки они чаще всего выбирают?
М.И.: – На сегодняшний день в системе профессионального образования Смоленской области функционирует 29 образовательных организаций, которые реализуют исключительно программы среднего профессионального образования. Обучаются в них более 22 тысяч студентов, и это достаточно большое количество. Приоритетных направлений подготовки несколько, ключевыми и самыми популярными можно назвать строительство, IT-технологии, машиностроение, электроэнергетику, медицину, сельское хозяйство и ряд других. Если говорить о географии, пятнадцать профессиональных образовательных организаций находятся в Смоленске, остальные – в различных районах области.
– Система среднего профессионального образования, как правило, выпадает из разговоров о научной деятельности: есть наука в вузах, появляется наука в школах, но о науке в колледжах и техникумах мы знаем очень мало. Есть ли она в СПО?
М.И.: – Наука есть, но прежде чем говорить непосредственно о ней, нужно сказать, что в целом вся система среднего профессионального образования сейчас активно развивается. В частности, хочу отметить, что в среднем профессиональном образовании обновляется материально-техническая база: наши образовательные организации оснащаются таким оборудованием, которое позволяет организовать учебный процесс в условиях, максимально приближённых к будущей профессиональной деятельности выпускников. Кроме того, наши педагоги и мастера производственного обучения активно повышают квалификацию – постоянно, по новейшим технологиям, которые сейчас применяются в различных отраслях. Активно развивается чемпионатное движение, наши выпускники и студенты массово сдают демонстрационные экзамены, причём как в рамках промежуточной аттестации, так и в рамках Государственной итоговой аттестации.
Если вернуться к науке, то эту сферу система среднего профессионального образования не обходит стороной, и наши студенты, безусловно, наукой занимаются. Корни у студенческой науки именно в СПО достаточно глубокие: я могу назвать два старейших студенческих научных общества, которые существуют в этой системе. Это студенческое научное общество Смоленского строительного колледжа, которое было создано ещё в 2006 году, – оно называется «Золотое сечение», и студенческое научное общество Rara Avis («Редкая птица». – Прим. ред.) Смоленского педагогического колледжа, созданное в 2005 году. Но если говорить об активном развитии студенческой науки в системе среднего профессионального образования, то можно сказать, что оно началось с 2017 года, когда состоялась расширенная коллегия департамента Смоленской области по образованию и науке «Об организации научной и научно-прикладной деятельности в образовательных организациях Смоленской области». Именно на этой коллегии было принято решение активизировать работу студенческих научных обществ, действующих в среднем профессиональном образовании. В рамках исполнения решений коллегии был сформирован Совет руководителей студенческих научных обществ, по инициативе Нины Леоновны Полторацкой – директора Смоленского педагогического колледжа, которая одновременно является председателем Совета директоров профессиональных образовательных организаций, – были созданы студенческие научные общества в каждой профессиональной образовательной организации, подведомственной департаменту Смоленской области по образованию и науке. Сейчас в системе СПО насчитывается двадцать студенческих научных обществ, которые развиваются, активно занимаются научной деятельностью, проводят различные исследования. Но нам есть куда стремиться, чтобы охватить этим движением максимальное число студентов, поскольку в области ещё остались образовательные организации, в которых такие общества пока не созданы.
– Если говорить о сферах научной деятельности, какие из них популярны у студентов колледжей и техникумов?
М.И.: – Вообще направлений очень много: это естественные науки, технические и прикладные исследования – учащиеся среднего профессионального образования ведут проекты по очень широкому спектру исследований.
Наука в СПО – на уровне вузов
– И сейчас мы как раз подходим к точкам роста. Какие они, на что нужно делать основной упор в развитии науки в среднем профессиональном образовании?
А.Б.: – Точки роста у нас действительно намечены, тем более что вопрос развития науки в учреждениях среднего профессионального образования для нас не новый. Когда в 2017 году была создана единая система студенческих научных обществ в среднем профессиональном образовании, Сергей Дмитриевич Леонов, который в то время возглавлял областное отделение Союза молодых учёных, инициировал подписание соглашения о сотрудничестве между этой структурой и Российским союзом молодых учёных, и мы достаточно успешно этой работой занимались. Но сейчас, по сравнению с теми годами, в качественно лучшую сторону изменился состав учащихся среднего профессионального образования: в разы больше стало ребят, которые пришли в эту систему сознательно. Мы знаем, что раньше, к сожалению, в колледжи и техникумы шли в основном те, кто по своей базе знаний и навыкам не могли учиться в десятом классе. А сейчас мы видим, что в учреждения СПО приходят лучшие школьники – те, кто без труда могли бы поступить в вузы. Причины у этого самые разные: кто-то не хочет сдавать ЕГЭ, кто-то хочет раньше получить специальность и начать зарабатывать. К тому же, есть специальности, по которым в системе среднего профессионального образования дают очень хорошие знания. Допустим, обучающиеся IT-технологиям уже на первом–втором курсе получают базу, которая позволяет им участвовать в больших проектах, набираться опыта и зарабатывать деньги.
– То есть если говорить о сфере IT, наше среднее профобразование опережает высшее?
М.И.: – Если говорить именно о практической подготовке, то система среднего профессионального образования сегодня по многим направлениям – не только в IT – опережает вузы. А для выпускника, который в дальнейшем хочет успешно трудоустроиться и строить карьеру в выбранной им сфере деятельности, именно практическая составляющая наиболее важна и ценна.
А.Б.: – Конечно, нельзя говорить о том, что это взаимозаменяемые вещи, но СПО служит хорошей базой, главной ступенью к овладению именно практическими навыками. Но если вернуться к науке в среднем профессиональном образовании, мы видим, что в колледжи и техникумы сейчас приходят совсем другие ребята – готовые к этой деятельности. То есть сейчас гораздо выше и моральная готовность, и база для развития науки. В рамках празднования Дня российской науки мы с Мариной Александровной присутствовали на заседании студенческих научных обществ в среднем профессиональном образовании и познакомились с результатами нескольких научных проектов. И это замечательные проекты! Они по своему качеству не уступают исследованиям, которые проводят студенты вузов на первых–вторых курсах.
Повторю, нам есть куда расти, и сейчас наша задача – вывести научную деятельность в среднем профессиональном образовании на новый уровень: в плане представления её результатов, доступности их широким массам, продвижения их в печатных изданиях…
Практически в каждом нашем университете есть качественные научные журналы для студентов, но в учреждениях среднего профессионального образования таких изданий нет – причём не только в отдельных организациях, но нет даже общего журнала, в котором могли бы публиковаться научные статьи студентов из всех колледжей. И здесь широкие возможности нам предоставляют современные технологии: можно делать электронные издания, которые затем можно размещать в научных электронных библиотеках, таких как eLibrary.ru. Наверное, об этом стоит задуматься, потому что будет здорово, если у ребят появится возможность представлять результаты своих исследований широкой аудитории, делиться ими – это тоже определённый стимул в занятиях наукой.
– Анастасия Владимировна, вы упомянули заседание студенческих научных обществ. Какие доклады на нём были представлены? В каких направлениях проводились исследования?
А.Б.: – Доклады были по самым разным сферам, и многие из них – практико-ориентированные. Были представлены работы по инженерным, гуманитарным, патриотическим, духовно-нравственным, краеведческим направлениям. Например, Вяземский политехнический техникум представил замечательное исследование по краеведению, с разработкой туристического маршрута по Вяземскому району. Смоленская академия профессионального образования представила целый набор кейсов, которые уже внедряются в практику. Это проекты, которые уже занимали первые места на всероссийском уровне.
– Можно о них немного подробнее рассказать? У нас такие достижения, а мы о них ничего не знаем.
А.Б.: – Это проекты, которые решают практические задачи, начиная, например, от облегчения жизни хозяев домашних животных и заканчивая различными разработками, которые помогают ребятам вести их профессиональную деятельность и проводить исследования. Конечно, это точечные проекты – они решают небольшие задачи, но тем не менее это полноценные бизнес-проекты: если их доработать, они могут выйти и на массовый рынок. Это студенческие стартапы в классическом понимании – как их разрабатывают студенты вузов.
Научные фестивали: классические и неформальные
– Что нужно делать, чтобы точки роста студенческой науки в среднем профессиональном образовании действительно стали отправными точками в развитии и отдельных учреждений, и системы в целом? Наверняка эта работа потребует взаимодействия регионального отделения Союза молодых учёных и департамента по образованию и науке. Анастасия Владимировна, Марина Александровна, уже обсуждалось, как будет строиться эта деятельность?
А.Б.: – В прошлом году в соответствии с указом президента Владимира Владимировича Путина в Российской Федерации началось Десятилетие науки и технологий. В каждом регионе, и наш – не исключение, разрабатывается план мероприятий, который в Смоленской области уже обсудили в широком научном сообществе. Департамент по образованию и науке обратился во все организации, где так или иначе занимаются научной деятельностью, и Российский союз молодых учёных представил свои предложения. Мы выступили с инициативой провести в регионе «Школу молодого учёного», ориентированную именно на студенческие научные общества в учреждениях среднего профессионального образования.
М.И.: – Что касается реализации мероприятий Десятилетия науки и технологии, хочу обратить внимание на два из них.
Во-первых, в марте мы планируем провести региональный фестиваль студенческих научных обществ средних профессиональных образовательных организаций, в программе которого будут такие номинации, как «Лучшее студенческое научное общество», «Лучший руководитель студенческого научного общества» и «Лучший проект студенческого научного общества». Я думаю, проведение этого фестиваля позволит нам наметить пути дальнейшего развития: увидеть дополнительные точки роста и составить более детальный план развития студенческих научных обществ в системе среднего профессионального образования.
Конечно, нужно сказать, что администрация Смоленской области очень активно поддерживает молодых учёных и их исследования. Например, у нас ежегодно проводится конкурс студенческих научных работ – победители и призёры в каждой из трёх его номинаций получают денежные призы. И это, я уверена, ещё одна точка роста, потому что, к сожалению, в этом конкурсе система среднего профессионального образования пока представлена не очень хорошо, хотя в его условиях нет никаких ограничений. Но основная масса работ, которые участвуют в конкурсе, выполняется студентами вузов, и сейчас мы активно работаем над тем, чтобы максимально привлечь к участию в конкурсе студентов среднего профессионального образования, тем более, как мы уже ранее говорили, потенциал такой есть. Как пример приведу: в прошлом году студенты Десногорского энергетического колледжа в этом конкурсе заняли второе место по направлению «Естественные науки». Это ещё раз подтверждает, что потенциал у системы среднего профессионального образования в этой сфере есть.
– О проведении этого фестиваля уже объявили? Можно подавать заявки или мы пока к нему только готовимся?
М.И.: – Пока только готовимся. В ближайшее время будет разработано положение о проведении фестиваля, и мы объявим о приёме заявок. Но члены наших студенческих научных обществ, которые и будут участвовать в фестивале, уже активно к нему готовятся.
А.Б.: – Ещё одно интересное направление, которое достаточно активно развивается в вузах, – научный стендап, когда ребята могут доступным языком, с юмором, в свободной форме представить, как говорится, вне академического сообщества, результаты своих исследований, какие-то научные тезисы.
Около года назад у нас появилась мысль провести фестиваль научного стендапа в отдельно взятых учреждениях или среди нескольких средних профессиональных образовательных организаций. Очень приятно, что и сами образовательные организации выступили с подобной инициативой, и я думаю, что в этом году мы обязательно организуем такие площадки, которые в том числе помогут студентам развивать коммуникативные навыки. Мало быть исследователем и уметь проводить научную работу: её нужно представить широкой аудитории, нужно уметь высказаться на публике и ответить на какие-то вопросы. Это сложно, но этот навык пригодится и в дальнейшей жизни. С другой стороны, это ещё один способ распространения объективной научной информации, это дискуссионная площадка и в целом место повышения знаний об окружающем мире. Думаю, что такой фестиваль станет важным шагом в популяризации науки в среднем профессиональном образовании. Насколько я знаю, он включён в план Десятилетия науки и технологий, а это значит, что мы получим поддержку от администрации области в целом, от департамента по образованию и науке, с которым мы плодотворно и успешно сотрудничаем уже более двадцати лет.
Планы у нас есть, и замечательно, что есть и отклик от целевой аудитории: мы видим, что это нужно не только нам, но и самим студентам. Поэтому мы с оптимизмом смотрим на будущее в этой сфере. Я считаю, что инженеру, изобретателю, вообще исследователю в любой сфере очень важно уметь качественно представить результаты своих исследований, сделать это так, чтобы они стали востребованными на рынке. Без этого никак, ведь мы живём в XXI веке.
– Фестиваль студенческих научных обществ запланирован на март, а фестиваль научного стендапа станет его неформальным, скажем так, продолжением. Но этими двумя мероприятиями развитие науки в среднем профобразовании не закончится?
М.И.: – Конечно, нет. Если говорить о плане Десятилетия науки и технологий, то большинство мероприятий, которые представлены в нём, ежегодные. Фестиваль студенческих научных обществ мы планируем провести в марте этого года, а далее – не реже одного раза в два года. То есть это будет не единичный фестиваль, и если появится такая необходимость, мы сделаем его ежегодным. А научный стендап, о котором говорит Анастасия Владимировна, вообще может быть постоянным мероприятием, на протяжении всего учебного года…
А.Б.: – Потому что у него есть и подготовительный этап, когда ребята, заинтересованные в нём, будут обучаться навыкам сценической речи, умению реагировать на вопросы аудитории. А после этого уже будут «батлы» между участниками. Наш проект «Школа молодого учёного», в который входит этот фестиваль – именно как коммуникативная площадка для развития навыков представления результатов своих исследований, уже сейчас расписан с апреля по декабрь 2023 года. Но так как проект пилотный – ничего подобного в средних профессиональных образовательных организациях мы ещё не проводили, о его будущем мы сможем говорить только в конце года. Мы оценим результаты, эффективность, возможно, скорректируем программу, но если всё пойдёт хорошо, то, естественно, мы его будем продолжать – для будущих студентов, с какими-то модификациями и изменениями под запросы времени.
Алексей Матвеев