Самый южный Смоленск
«Смоленская газета» продолжает публикацию статьи, написанной челябинским исследователем, членом Международной гильдии писателей Александром Булгаковым и напечатанной в марте прошлого года в журнале «Край Смоленский». Большой материал рассказывает об одном из эпизодов Первой русской антарктической экспедиции под руководством Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева. Первая часть статьи была опубликована в прошлом номере нашей газеты.
***
Долгие пути к Смоленску
В 1819 году американская промысловая шхуна «Герсилия» (Hersilia), на борту которой вторым помощником капитана служил некто Натаниэль Браун Палмер (Nathaniel Brown Palmer) – уроженец города Стонингтона (штат Коннектикут), двадцати лет от роду (запомним это имя, в дальнейшем мы с ним ещё встретимся), – сделала стоянку на Фолклендских островах, чтобы пополнить запасы мяса. Здесь они столкнулись с английским промысловым судном «Эспирита санто». Англичане не разглашали пункта своего конечного следования, что чрезвычайно возбудило любопытство Палмера, и он уговорил капитана проследить за ними. Чутьё не подвело его. Судно англичан имело своей целью Южные Шетландские острова, недавно открытые их соотечественником Уильямом Смитом, который обнаружил там богатые лежбища тюленей.
В районе островов суда встретились, коммерческая тайна англичан была раскрыта, и оставалось только совместно охотиться, благо добычи с лихвой хватило на двоих. Домой, в Стонингтон, Натаниэль Браун Палмер вернулся богатым человеком. Только за один этот рейс выручка шхуны составила 20 000 долларов, что само по себе было очень значительной суммой по тем временам, к тому же в восемь раз превышающей первоначальные затраты на организацию экспедиции.
На следующий год стонингтонские промышленники отправили к берегам Южных Шетландских островов флотилию из пяти бригов под командованием капитана Пендлтона. В составе этой флотилии был небольшой шлюп «Герой», с мелкой осадкой, который должен был производить разведку лежбищ тюленей и поддерживать связь между судами флотилии. Капитаном шлюпа и одним из его совладельцев стал Н.Б. Палмер. Поголовье тюленьих стад их стараниями от одного промыслового сезона к другому стремительно уменьшалось. Палмеру приходилось изыскивать всё новые и новые источники пополнения трюмов флотилии. Вот таким образом в январе 1821 года флотилия оказалась в районе острова Смоленск.
Путь русской экспедиции к Смоленску начался 3 июля 1819 года, когда два шлюпа – «Восток» и «Мирный» вышли из Кронштадта на поиски Южного континента. Ко времени встречи с островом экспедиция уже почти завершала свою деятельность. Наши моряки прошли десятки тысяч морских миль, много видели новых земель и описали их, в том числе «матёрый лед чрезвычайной высоты, и в прекрасный тогда вечер, смотря с салингу, простирался оный так далеко, как могло только достигать зрение lt;…gt; Отсюда продолжали мы путь свой к осту, покушаясь при всякой возможности к зюйду, но всегда встречали льдинный материк». Сей «прекрасный тогда вечер», случившийся 16 января 1820 года и описанный Михаилом Петровичем Лазаревым, позже войдёт в историю как дата открытия Антарктиды. Но Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен хотел более убедительных доказательств открытия ледового материка и потому после продолжительной стоянки в Порт-Джексоне «октября 31 дня 1820 года снялся с якоря, чтоб вторично сделать покушение в Южном ледовом Океане, для сего вопервые приняли путь прямо на Юг».
20 января 1821 года в два часа пополудни Беллинсгаузен берёт курс «в намерении обозреть Новую Шетландию с Южной стороны, дабы удостовериться, точно ли сей новообретённый берег принадлежит к предполагаемому матёрому Южному берегу». В результате «вновь открытую Землю lt;…gt; обозрел с Южной стороны и нашёл оную состоящую из нескольких островов. lt;…gt; 27, 28, 29 Генваря занимались описью Группою островов, которые до сего времени никем не виданы», – докладывал позднее Беллинсгаузен в Адмиралтейств-коллегию.
Что в имени тебе моём?
Во время кругосветного путешествия, предпринятого в рамках Первой русской антарктической экспедиции, было открыто и нанесено на карту множество островов и других географических объектов. Естественно, что они не могли остаться безымянными. Очень часто названия давались именные, как правило, в честь членов команды, важных сановников или венценосных особ.
По маршруту следования экспедиции появились, например, следующие острова: Анненкова (в честь лейтенанта шлюпа «Мирный» Михаила Анненкова), Лескова (в честь третьего офицера шлюпа «Восток» лейтенанта Аркадия Лескова), Завадовского (в честь капитан-лейтенанта Ивана Ивановича Завадовского, заместителя командира шлюпа «Восток»). Два последних острова, вкупе с островом Высокий, были названы островами Де Траверсе (в честь морского министра Российской империи Ивана Ивановича, маркиза де Траверсе).
Но это всё острова небольшие. А когда посчастливилось найти неизвестные прежде острова более крупных размеров, то и имена в ход пошли не в пример знаменитее: остров Петра I и земля (берег) Александра I. Своё решение Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен объяснял следующим образом: «Памятники, воздвигнутые великим людям, изгладятся с лица земли всё истребляющим временем, но остров Петра I-го и берег Александра I-го, памятники современные миру, останутся вечно неприкосновенны от разрушения и предадут высокие имена позднейшему потомству».
И когда возникла необходимость в нанесении на карту безымянных островов из Южного Шетландского архипелага, вышеозвученный принцип имянаречения решено было сохранить, наполнив его, однако, несколько другим содержанием. Так в составе этого архипелага появились острова, призванные своими названиями напоминать о славных победах в войне 1812 года: Березина, Бородино, Ватерлоо, Лейпциг, Малый Ярославец, Полоцк и, конечно же, Смоленск. К этой же группе можно, наверное, отнести и острова, названные в честь конкретных людей, кто непосредственным участием в боевых действиях (как барон Тейль) или служением на ответственных государственных должностях (как барон де Траверсе или Александр Семёнович Шишков) ковали победу в Отечественной войне 1812 года.
Не могу не отметить, что в столь же массовом масштабе именование населённых пунктов по принципу «города-герои 1812 года» в дальнейшем было произведено только один раз, но уже на территории нашего Отечества. В 1840-х годах озаботились дать собственные имена крепостям, входившим в военно-пограничную линию, возведённую по югу Оренбургской губернии для противодействия набегам киргиз-кайсацких кочевников с территории современного Казахстана. До этого они различались только по номерам.
Вот так вот и получилось, что и по сию пору глубоко провинциальные посёлки и населённые пункты юга Челябинской области удивляют случайного путешественника своими откровенно европейскими именами, как, например: Париж, Берлин, Лейпциг и Фершампенуаз. Есть среди них и русскоязычные названия, но от того не менее известные: Бородиновка (в честь Бородинского сражения), Тарутино и Березинский (в честь переправы отступающей наполеоновской армии через реку Березину), – среди которых имеется и смоленский след: посёлок Краснинский, названный так в честь победы русской армии над французами в бою у города Красного под Смоленском (15–18 ноября 1812 года).
Открытие Смоленска
В 7 часов утра 24 января Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен вышел к искомым недавно открытым Южным Шетландским островам, и далее его путь лежал вдоль их южной стороны. В 10 часов вечера этого же дня им был замечен небольшой – 9 миль в длину и 5 в ширину – остров, со всех сторон окружённый каменьями, которому было дано имя Малый Ярославец «в память победы, одержанной при сём городе».
Перед наступлением темноты убрали паруса, и было решено дождаться вблизи этого острова отставшего «Мирного». В два часа пополуночи был дан звуковой сигнал из пушки, чтобы с ним не разминуться. В это время неподалёку находился американский промысловый шлюп «Герой», на котором сначала услышали этот выстрел, а затем звук ответного выстрела, донёсшийся с другого их борта. После того как на шлюпе, согласно распорядку, два раза ударили в рынду, они услышали ответные удары. Всё это привело к тому, что капитан промыслового судна Натаниэль Браун Палмер не мог поверить своим ушам и подумал, что он спит. Да и немудрено, Палмер был уверен, что на расстоянии нескольких лиг от него нет ни одной живой души и никаких других звуков, кроме криков пингвинов, альбатросов и буревестников, услышать невозможно. Рядовых моряков от этих звуков вообще обуял суеверный ужас. Даже помощник капитана Уилкокс не избежал некой оторопи и назвал услышанные звуки «хитрыми».
В 3 часа утра 25 января воссоединившиеся корабли обошли восточный мыс Малого Ярославца и заметили на северо-восточном берегу пролива, отделяющего Малый Ярославец от соседнего острова, стоящие на якорях английские и американские суда. В 4 утра было начато движение вдоль того берега, в заливе которого была отмечена стоянка судов. В 10 утра по правую сторону их пути был замечен «высокий остров, коего берега оказались отрубисты, вершина была покрыта облаками», который был назван по имени барона Тейля «в изъявлении благодарности за сообщённые им сведения». Остров сей был отделён проливом шириной 11 миль от соседнего берега, на котором были видны высокие каменные мысы. Делая по 9 миль в час, в половине второго часа пополудни дошли до следующего пролива, отделяющего берег, вдоль которого они всё это время шли от соседнего острова. Таким образом, берег оказался островом «длиной в 41 милю, по направлению OTN½O [восток-северо-восток]. Западная сторона низменная и токмо местами покрыта снегом. Восточная половина острова состоит из высоких гор, покрытых снегом, льдом и закрываемых облаками, а берега каменистыя, отрубом [обрывистые]. Самая Южная оконечность острова выдаётся в море двумя хребтами, образует залив lt;…gt;. Сей остров я назвал в честь знаменитой битвы при Смоленске, остров Смоленск». Так Фаддей Фаддеевич позднее описал событие в своих записках «Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжении 1819, 20 и 21 годов, совершённые на шлюпах Восток и Мирный под начальством капитана Беллинсгаузена, командира шлюпа «Восток».
Окончание материала читайте в следующих номерах «Смоленской газеты»
Фото: предоставлено автором
Александр БУЛГАКОВ