Ресурс для поступательного развития
Новости

Ресурс для поступательного развития

10 декабря 2021 года в 16:58

Одним из финальных мероприятий Года науки и технологий в Смоленской области стало празднование 15-летия Российского союза молодых учёных – отделение этой организации в нашем регионе было создано в числе первых в стране. Стоит, конечно, отметить, что союз был основан в 2005 году, однако праздничные мероприятия в честь этой даты, как и многих других, оказались сдвинуты на год пандемией коронавируса. Областное отделение РоСМУ в числе своих основных задач помимо популяризации науки определило привлечение молодёжи в научную деятельность и поддержку молодых учёных. Эта работа, впрочем, ведётся совместно – как организацией, так и органами власти региона. О том, как она строится, нашему изданию рассказали заместитель начальника департамента Смоленской области по образованию и науке Дина ХНЫЧЕВА и ответственный секретарь регионального отделения Российского союза молодых учёных Анастасия БЫШЕВСКАЯ.

О взаимодействии и его результатах

– Дина Сергеевна, Смоленщина не могла остаться в стороне от Года науки, объявленного президентом Российской Федерации Владимиром Путиным. Как проходил этот год в нашей области, какие основные мероприятия вы бы отметили?

Д. Х.: – Администрация региона уделяет большое внимание развитию научной деятельности, и текущий год действительно стал особенным для нас. Ещё в сентябре прошлого года по поручению губернатора Алексея Владимировича Островского был создан Координационный совет по вопросам высшего образования и науки, который возглавил лично глава региона. Совет был создан с целью обеспечения взаимодействия органов исполнительной власти и образовательных организаций, научного сообщества нашего субъекта, и в начале текущего года был утверждён план мероприятий Года науки и технологий.

Вообще, говоря о науке и научной деятельности, мы чаще всего представляем образ пожилого человека в лаборатории, с оборудованием и стопкой бумаг, но это уже давно устаревший образ! Наука стремительно молодеет, и появляется всё больше возможностей для того, чтобы начинать исследования с самого раннего возраста. На это направлено ключевое мероприятие Года науки и технологий – Всероссийский фестиваль «Наука 0+», который в этом году охватил абсолютно все поколения. Само название говорит о том, что начинать заниматься наукой необходимо с самого детства, с дошкольных образовательных организаций. Если продолжать разговор о юных гениях, то в области информационных технологий в региональном плане есть цикл мероприятий, которые проводит смоленский Центр «IT-куб». Отмечу, он создан в рамках реализации национального проекта «Образование», и это дополнительная возможность, которая позволяет нам говорить о развитии науки с самых младших лет. Это также «Точки роста», которые созданы в сельской местности, где установлено современное высокотехнологичное оборудование, это «Кванториум», который создан на базе школы № 40 города Смоленска. Хочу сказать и о перспективе – создании Центра выявления и поддержки одарённых детей, который будет открыт в нашем регионе в 2022 году. Таким образом, мы можем говорить, что сегодня у нас широко представлено включение именно младшего поколения в научную деятельность.

Должна также отметить и традиционные мероприятия, которые проводятся нами совместно с Союзом молодых учёных. Это и студенческая конференция «Шаг в науку» – здесь мы уже говорим об активизации научной деятельности в молодёжной среде, о мотивации студентов и старших школьников к включению в научную деятельность. Безусловно, нужно говорить и о материальном стимуле для начинающих учёных, которым необходима стартовая возможность для реализации своих идей. В этом направлении с 2009 года нами проводится конкурс студенческих научных работ, победители которого поощряются денежными призами, и конкурс молодых учёных, в котором также есть материальное поощрение. И хотелось бы, наверное, рассказать о перспективах привлечения более серьёзных федеральных средств. Смоленская область по поручению губернатора подписала соглашение с Российским научным фондом, который поддерживает научные исследования и предоставляет гранты в размере до полутора миллионов рублей. Это паритетное финансирование: 50 процентов финансирует наш субъект, 50 процентов – научный фонд. Регионом уже поданы заявки от четырёх крупных вузов: медицинского университета, сельскохозяйственной академии, госуниверситета и нашего филиала МЭИ, и сейчас мы ждём результатов их рассмотрения – о них мы узнаем в марте 2022 года. Приятно, что серьёзные средства из областного бюджета вкупе с федеральным софинансированием позволят нашим замечательным учёным двигаться и развиваться в направлениях, которые сегодня действительно важны не только для региона, но и для страны в целом.

Конечно, нужно сказать, что любая работа, которая проводится администрацией региона, не может быть организована без поддержки научного сообщества. И, пользуясь случаем, хочу отметить Смоленское областное отделение Российского союза молодых учёных, которое является связующим звеном в нашем взаимодействии с учёными региона. У нас давние тёплые, дружеские отношения со смоленским отделением РоСМУ, и в рамках соглашения, заключённого между департаментом по образованию и науке и союзом, мы осуществляем не только образовательные и консультационные проекты в научной сфере, но и проводим совместные мероприятия, о которых я уже сказала выше. Каждое из них тем или иным образом является результатом нашего взаимодействия с Союзом молодых учёных.

– Анастасия Владимировна, как вы – со стороны регионального отделения Российского союза молодых учёных – можете оценить взаимодействие с органами власти?

А. Б.: – Мы стараемся максимально интегрироваться в общую концепцию развития науки в регионе, чтобы сообща делать что-то действительно нужное для наших молодых учёных. Смоленское отделение Союза появилось одним из первых в стране, а подписание соглашения с департаментом по образованию и науке стало очень важным шагом в нашей работе, потому что только так, вместе, можно делать проекты, которые будут полезны для учёных, а их работа будет вписываться в концепцию развития региона.

Мы совсем недавно прослушали 24 проекта, поданных на конкурс «Умник» молодыми учёными – студентами и аспирантами наших вузов, и меня впечатлило это количество, с учётом того, что год пандемийный, с периодическими локдаунами и вынужденными онлайн-периодами, которые расслабляют студентов. И тем не менее было подано 24 проекта – это больше, чем в предыдущие годы. Двенадцать из них были отобраны для рассмотрения на получение финансирования из Фонда содействия инновациям, и возможно, ребята получат деньги на свои проекты. Более всего приятно, что практически все они – для нужд региона. Это проекты, которые предусматривают разработку оборудования для сельскохозяйственной отрасли – например, для тестирования урожайности зерновых (этот проект нам очень понравился), проекты для медицинской отрасли – как оптимизирующие медицинское оборудование, так и направленные на создание медицинских гаджетов, не уступающих по своим свойствам, например, китайским аналогам, но по более выгодной цене. Такое производство предполагается организовать на территории Смоленской области – соответственно, это и для экономики региона достаточно позитивная вещь. А то, что ребята планируют связать свою научную деятельность со Смоленщиной, а не уезжать работать за её пределы, это, мне кажется, позитивная тенденция, которую мы не наблюдали в последние годы.

Я думаю, это один из показателей того, что у пятнадцати лет нашей совместной работы есть результаты, у нас есть куда развиваться, и Год науки и технологий, на мой взгляд, создал определённый ресурс, чтобы и в дальнейшем обеспечить поступательное развитие.

В условиях ограниченных ресурсов

– Дина Сергеевна в числе мероприятий этого года упомянула фестиваль «Наука 0+». Анастасия Владимировна, расскажите о нём подробнее: наверняка из-за пандемии были какие-то особенности?

А. Б.: – Да, для нас он был очень тяжёлым с точки зрения организации. Мы совместно с департаментом планировали, что в регион приедут гости из различных научно-исследовательских центров СНГ, в частности, из Казахстана, Азербайджана – это наши постоянные гости. То есть статус предполагался международный, хотя он такой ежегодно: один или два гостя всегда представляют организации из-за рубежа. Три года назад у нас были представители из Китайской Народной Республики, наши постоянные гости и участники – представители Национальной академии наук Республики Беларусь, с которой на уровне региона подписано соглашение о сотрудничестве. У белорусской Академии наук есть действующие проекты со Смоленским государственным университетом, Смоленским государственным университетом спорта и Смоленским государственным медицинским университетом. То есть для нас они не только гости, но и партнёры по научным проектам.

К сожалению, текущие условия не позволили нам принять на площадках фестиваля всех гостей: смог приехать только главный учёный секретарь Национальной академии наук Беларуси Андрей Иванец, а гости из Казахстана и Азербайджана принимали участие в мероприятиях онлайн. Нам приходилось буквально в режиме реального времени перестраивать программу и проводить фестиваль в смешанном формате, тем не менее я считаю, что мы все поставленные цели закрыли. Мы организовали не только мероприятия для школьников и студентов, но и провели большое продуктивное мероприятие для научной общественности с участием представителей департамента по образованию и науке. Мы дискутировали о будущем, говорили о том, какие проекты нам нужны, какие векторы развития в научном сообществе актуальны сейчас – именно для нашего региона, чтобы ресурсы, которые далеко не безграничны, использовать максимально эффективно.

– Дина Сергеевна, в начале беседы вы перечислили много учреждений, которые растят самых маленьких ребят – из них, мы надеемся, вырастут молодые, а потом и серьёзные учёные. Можем ли мы говорить о том, что в Смоленской области все желающие могут попасть в эти кружки? Достаточно ли в них мест для всех, кто в юном возрасте хочет заниматься робототехникой, программированием, другими направлениями?

Д. Х.: – Я соглашусь со словами Анастасии Владимировны о наших ресурсах: мы действительно вынуждены работать в ограниченных условиях. Но, как я уже отмечала, национальный проект дал нам возможность существенно расширить и обновить ресурсы, существующие в системе образования.

Если говорить о школах и подводить промежуточный итог трёхлетней реализации национального проекта «Образование», то уже на сегодняшний день у нас на базе 83 школ в сельской местности и в малых городах открыты центры «Точка роста». Это центры гуманитарного, естественно-научного профиля, куда поставлено самое современное, высокотехнологичное оборудование. Оно не только способствует развитию навыков в рамках школьных предметов «физика», «биология», «химия», «технология», но также позволяет существенно расширить возможности для участия наших обучающихся в программах дополнительного образования. Первая часть проекта по созданию «Точек роста» затронула 42 школы, которые были оснащены современным оборудованием – роботами, квадрокоптерами, 3D-принтерами. Сегодня они используются в рамках дополнительного образования, подчеркну, на базе сельских школ. Это очень значимо, потому что у городских ребят возможности реализовать себя намного шире, чем у деток на селе. Сейчас же такие возможности созданы во всех 27 муниципальных образованиях области.

Что касается школ города Смоленска, аналогичный проект реализуется с текущего года: на базе школы № 40 открыт школьный технопарк «Кванториум» – это глобальное воспроизведение «Точек роста» в крупном городе. Здесь у нас делается акцент на предметные области – «физика», «химия», «биология» и «технология», а также на развитие дополнительного образования. То есть и в Смоленске с 2021 года начали появляться такие ресурсы.

В следующем году на базе лицея имени Кирилла и Мефодия откроется Центр выявления, поддержки и развития одарённых детей. Он позволит всем нашим звёздочкам, которых важно и нужно выявлять в самом раннем возрасте, развиваться и получать возможности, о которых до этого можно было только мечтать. Технологии и ресурсы, которые приходят к нам с реализацией национального проекта, серьёзные финансовые вложения, которые приходят с федерального уровня и поддерживаются на областном, позволяют нам это делать.

Хотела бы отметить ещё одно интересное решение: на базе Вяземского железнодорожного техникума функционирует мобильный технопарк «Кванториум». Это автобус, оснащённый современными технологиями и оборудованием, который выезжает в сельские школы и проводит там уроки технологии, реализует программы дополнительного образования. То есть если «Точками роста» не охвачены какие-то школы, в них будут проводиться выездные мероприятия мобильного технопарка. Для нас это действительно серьёзное подспорье и возможность говорить о развитии науки на самом первом и важном этапе образования. Как в профессиональной деятельности важна профориентация – важно в её начале определиться и получить поддержку, так и здесь важно увидеть задаток таланта в ребёнке и дать возможность и ресурсы для развития этого таланта с самого раннего возраста.

Направления работы расширяются

– Журналисты, к слову, отмечают такое интересное явление: изучая социальные сети, мы видим, с каким увлечением ребята, которые посещают «Точки роста», пишут о том, чем они занимаются. «Нам привезли специальные конструкторы, и у нас было занятие по робототехнике»… Даже многие из нас такого в руках не держали, а они с ними работают. А хватает ли у преподавателей уровня знаний, чтобы обучать детей самым передовым технологиям?

Д. Х.: – Поскольку кадры решают всё, этот вопрос был для нас настоящим вызовом, когда мы включались в национальный проект «Образование». Но этот нацпроект – очень проработанный инструмент: если 1 сентября мы где-то открываем новую «Точку роста», то уже с 1 января в образовательной организации начинается программа повышения квалификации. Что немаловажно, эти программы реализуются на федеральном уровне – на площадках, где такое оборудование уже присутствует. Были пилотные субъекты, где открывались «Кванториумы», «Точки роста», и наши педагоги – абсолютно из каждой школы – прошли повышение квалификации на таком оборудовании. Прежде чем прийти в класс, они при поддержке областного института развития образования, федерального проектного офиса переработали свои программы с учётом имеющегося оборудования. Вы верно отметили: это очень важно, потому что, имея такое оборудование, необходимо уметь с ним работать и, более того, уметь рассказать детям о возможностях использования этого оборудования в будущем.

– Анастасия Владимировна, Российский союз молодых учёных, в свою очередь, обращает внимание на школьников – тех, кто проявляет себя в науке уже с младых ногтей?

А. Б.: – За прошедший период мы были больше обращены к студенческой науке, так как она нам более понятна – мы из неё выросли. Когда создавалось наше отделение союза, мы – те, кто сейчас развивает организацию, – были аспирантами, и нам были понятны существовавшие проблемы. Мы объединились, чтобы их решать, чтобы нас услышали, чтобы мы как юридическое лицо могли о себе заявить.

Но буквально в последние два или три года, когда работа со студентами и аспирантами уже стала отлаженной, мы поняли, что теряем многих ребят именно в школе, когда у них пропадает первый интерес к науке. В переходном возрасте появляются другие интересы, и очень важно на этом этапе ребят поддержать, замотивировать, зажечь в них искру. Мы стали искать, обдумывать пути интеграции в школьную науку, и нам на помощь пришли руководители наших ведущих школ, которые выступили с инициативой проработки комплексной программы научного погружения школьников. Сейчас мы работаем над этой программой, планируем в 2022 году подать заявку на участие в конкурсе на предоставление областных субсидий. Чтобы выявить все краеугольные моменты, услышать все заинтересованные стороны, максимально сконцентрироваться на том, что следует проработать, мы будем встречаться с представителями вузов, департамента по образованию и науке, директорами школ, учёными, которые заинтересованы в том, чтобы дети не теряли интерес к науке и пришли к ним. Мы обсуждали эту работу на круглом столе в рамках фестиваля «Наука 0+», и тогда сотрудники многих вузов заявили о готовности создать на своей базе такие площадки, где ребята смогут погрузиться в то или иное направление и понять, их это или нет. Может быть, у ребёнка есть интерес к биологии, но что это за биология? Биология с уклоном в медицину, или, возможно, зоология, или ботаника? Дети смогут прийти на площадку в один из вузов, позаниматься, что-то попробовать и понять это. В 2022 году мы планируем организовать летнюю школу молодого учёного, но именно школьного, чтобы ребята на одной площадке смогли попробовать и то, и другое, и третье и понять, к чему у них душа лежит.

Всё это у нас сейчас в формате дискуссии. Это новое для нас направление, а наработки, которые есть в регионе, ресурсы и механизмы федеральных проектов – это, на мой взгляд, признак того, что у нас всё получится и школьники будут оставаться в области, поступать в смоленские вузы и затем работать на благо Смоленщины, а не уезжать в столицу или другие города.

Идеи смолян получают признание

– Несколько десятилетий назад у нас была тенденция устанавливать связи школа–вуз или школа–колледж. Многие смоленские школы были прикреплены к тем или иным учебным заведениям и взаимодействовали с ними. Сейчас, если не брать в учёт пандемию, которая перевернула всё с ног на голову, в Смоленской области поддерживаются такие связи?

Д. Х.: – Безусловно, такая связь очень важна, и Анастасия Владимировна права, подчёркивая, что каждый вуз должен видеть и знать своих будущих студентов, а школьник должен попробовать себя. Вы правильно отметили, что в условиях пандемии эта связь немного теряется, потому что нет возможности очного присутствия, но наши вузы проводят заочные дни открытых дверей, встречи со школьниками. Безусловно, взаимодействие вуз–школа и вуз–колледж в отдельных направлениях сохранено. Например, у Смоленского госуниверситета и Смоленского педагогического колледжа есть такая связь: программа педколледжа соотнесена с программами СмолГУ, и выпускники колледжа при желании получить высшее образование продолжают учёбу в Смоленском госуниверситете – по сокращённой программе. Что касается школ, то на их базе существуют профильные классы с определённым уклоном, и я соглашусь с тем, что такое направление взаимодействия абсолютно необходимо. На сегодняшний день департаментом прорабатывается возможность создания профильных классов с привязкой к конкретному вузу – это одна из важнейших задач, которая сейчас стоит перед органами власти.

– Можем ли мы говорить о том, что Смоленщина, в частности, молодые учёные области способны генерировать идеи, может быть, не мирового, но высокого уровня, которые будут признаны как минимум в Российской Федерации?

А. Б.: – Моё личное мнение: наша область не только может, но и не одно столетие это делает. Смоленщина дала миру много известных учёных, в том числе и поэтому наши ребята и сейчас хорошо себя показывают, поступают в крупнейшие вузы не только России, но и других стран. Мне кажется, тут вопрос больше в том, чтобы они оставались здесь, на своей родине, и получали образование именно в наших вузах. Но для этого, наверное, нужна более целостная концепция всего образовательного процесса. У нас, может быть, есть вещи, которые мы не показываем, и они не очень хорошо известны ребятам, а с другой стороны, есть и то, к чему нам нужно стремиться, чтобы какие-то вещи появлялись в регионе и за ними не нужно было куда-то уезжать.

Д. Х.: – Поддержу Анастасию Владимировну: безусловно, это подтверждается также федеральными грантами, которые получают наши учёные. Поддержка на федеральном уровне в первую очередь свидетельствует о том, что эти исследования, наработки, которые есть у наших учёных, широко востребованы. Мы знаем большое количество примеров – в частности, исследований по медицинским направлениям. Совершенно согласна и с тем, что сегодня наша ключевая задача – не только создать почву и ресурс для развития науки, но и сделать так, чтобы наши звёздочки оставались на территории нашей области и приносили пользу непосредственно своей малой родине.

В материале использованы фотографии из архивов Дины Хнычевой и Анастасии Бышевской, портала «Уездные вести», образовательных организаций

Юрий СЕМЧЕНКОВ, Алексей МАТВЕЕВ

В Смоленской области День Конституции отметили интеллектуальной игрой
Смоляне предоставили 89888 деклараций в налоговую за 2021 год