Вышивальные традиции Смоленской области

Фото: © предоставлено автором

Новости

Вышивальные традиции Смоленской области

11 сентября 2022 года в 19:20

Продолжение. Начало – в номере 35 от 31 августа 2022 года

«Смоленская газета» продолжает публикацию материала, подготовленного преподавателем Федоскинского филиала Высшей школы народных искусств (академии), кандидатом педагогических наук Людмилой Синицыной. Статья посвящена одному из самых красивых, древних, а потому интересных и для любителей, и для профессионалов видов народного художественного творчества – вышивке. В первой части статьи, вышедшей в прошлом номере нашего издания, рассказывалось о традициях вышивки, материалах, которые чаще всего использовались смоленскими мастерицами, узорах и цветах. Вторая часть посвящена сохранению этого ремесла – первые шаги в этом важном деле предприняла княгиня Мария Тенишева.

Не навязывая посторонних вкусов

Рубеж XIX–ХХ веков стал временем растущего интереса к художественным произведениям ручного труда. В Европе и России в среде интеллигенции создаются всякого рода творческие объединения, целью которых было сохранение ремесла. Одним из путей поддержания жизнеспособности народного творчества было создание на их основе художественных промыслов.

В конце XIX века под Смоленском зарождается вышивальный промысел, ставший крупнейшим в России. В 1893 году имение Талашкино приобретается князем Вячеславом Николаевичем Тенишевым для супруги Марии Клавдиевны. Приехав сюда, она сразу же обратила внимание на самобытное и яркое творчество местных крестьянок. Проявление этого интереса вскоре воплощается в деятельности, направленной на сбор коллекции изделий местных мастериц, на создание вышивального промысла, организацию школы для крестьянских детей и внедрение в школьную программу для девочек предмета по обучению их вышивальному искусству, основанному на местных художественных традициях.

В своих воспоминаниях «Впечатления моей жизни» Мария Клавдиевна Тенишева писала: «Я давно уже задумала насадить в Смоленской губернии кустарный промысел и исподволь, понемногу, вела для того подготовительные работы. Я всегда думала, как бы хорошо было дать возможность крестьянам заработать в зимнее время, особенно женщинам… Надумала я воспользоваться сохранившимся ещё среди смоленских крестьянок умением вышивать и окрашивать ткани и пряжу… Не только старухи, а и молодые девки и бабы умеют вышивать по-старинному и легко снимают какой угодно мудрёный старинный узор «строчками». И вот, не навязывая им никаких посторонних вкусов, идей, мы понемногу стали приучать их применять своё искусство к вещам нашего обихода… Мы начали с салфеточек, понемногу увеличивая их размеры, вводя всё более сложные и богатые узоры… В местных вышивках встречались только яркие красные, синие и жёлтые нитки, мы предложили исполнять узоры в более мягких, гармоничных тонах. Наши цвета им сначала не нравились, они называли их «мутными», но потом вошли во вкус».

С трогательным старанием и любовью

Здесь необходимо заметить, что Талашкино, как и подмосковное Абрамцево, стало одним из центров русского модерна. Главной идеей здесь также стало обращение к средневековому ремеслу, к созданию рукотворных предметов, которые в силу своей неповторимости воспринимались художниками как истинные носители красоты. У истоков модерна в декоративно-прикладном искусстве стояли именно художники-живописцы. Деятельность талашкинских художественных мастерских, безусловно, была продолжением того процесса, который брал своё начало в Абрамцеве.

Работа промысла была организована по двум направлениям. Первое заключалось в том, что часть изделий приобреталась у крестьянок, которые выполняли их полностью в соответствии с местными традициями. По второму – ткани и нити для вышивания покупались у местных крестьянок, затем окрашивались в нужные цвета. Рецепты красителей собирались очень тщательно. Дело в том, что к концу XIX века крестьяне уже забыли технику окрашивания тканей, поэтому Марии Клавдиевне и её помощникам пришлось много поработать для восстановления старинных рецептов, причём основой их были красители растительного происхождения: индиго, морена, кора осины и другие. Окрашенные полотна раскраивались и передавались крестьянам для вышивки, затем из них шили предметы, предназначенные для домашнего интерьера: шторы, наволочки, чехлы для мебели, зонты и детали одежды. Мастерицы выполняли эти заказы строго по образцам. В вышивке преобладали оттенки розового, малинового, зелёного, фиолетового, сиреневого. Такой колорит был продиктован требованиями модерна, что также нашло отражение и в построении композиций вышивок.

Крестьянки, работавшие на промысле, выполняли изделия по рисункам профессиональных художников Николая Рериха и Михаила Врубеля. Как правило, за основу своих эскизов они брали какой-нибудь элемент традиционного узора – ромб, квадрат, косой крест – и на его основе создавали совершенно новый орнамент. Тенишева и сама увлечённо работала на промысле, многие изделия выполнялись по её эскизам. В её орнаментах преобладали растительные мотивы в виде стилизованных цветов – лютиков, маков, крестоцветных. Художница любила фантастические тюльпаны со стеблями, загнутыми спиралью, круглые шапочки грибов и капризно-завитые листья. Эти цветы – орнаменты, вышитые по грубому крестьянскому холсту, придавали изделиям из Талашкина радостно-волшебный колорит.

Но такие новшества не всегда находили понимание у мастериц промысла, так как в это время многие из них относились к родовым узорам как к священным. Не все крестьянки по этой причине соглашались работать на заказ. Вот что по этому поводу писала в мемуарах сама Мария Клавдиевна: «Крестьянки сперва туго поддавались – они вообще консервативны, недоверчивы и ко всяким новшествам неподатливы, брались робко, с неохотой, уходили, возвращались. Приходилось переплачивать, чтобы заинтересовать, привлечь их».

Сергей Маковский, художественный критик и организатор художественных выставок, так описывал искусство смоленских вышивальщиц: «Между смоленскими бабами есть большие искусницы вышивания. Их узоры на редкость художественны и разнообразны. Они выполняют заказы с трогательным старанием и любовью. Конечно, их не оставляют без советов; хорошие работы щедро поощряются… главный почин в выборе орнамента, в чередовании цветов всё-таки принадлежит им, русским бабам, унаследовавшим древнюю чуткость народа к украшению».

Международное признание

Ведущим орнаментом талашкинской вышивки всё же оставался геометрический, в основе которого лежали мотивы, приёмы, бытовавшие в окрестностях имения Тенишевых.

В 1902 году в Талашкине были открыты производственно-показательные мастерские, где работали ученики школы, проявившие художественные способности. С целью реализации изделий промысла был создан в Москве, в Столешниковом переулке, магазин «Родник». По замыслу Марии Тенишевой, продаваемые изделия должны были изменить мещанский вкус городского жителя, а крестьянина вернуть к истокам национального орнамента и технике исполнения.

Изделия мастерских участвовали во многих выставках: в Смоленске, Петербурге, Праге, Париже, где фирма «Левис» выпустила красочный альбом из 60 наименований «Смоленская крестьянская вышивка, выполненная под руководством кн. Марии Тенишевой». В своих воспоминаниях Мария Клавдиевна отмечала, что изделия, представленные ею на выставке, вызвали настолько большой интерес у парижан, что отразились на французской моде.

К сожалению, художественные мастерские просуществовали до 1905 года. Драматично сложилась судьба княгини Тенишевой и многих людей её окружения, но её начинаниям суждено было возродиться.

Окончание – в следующих номерах «Смоленской газеты»

Редакция благодарит научно-популярный журнал «Край Смоленский» за возможность публикации материала

Фото: предоставлено автором

Людмила СИНИЦЫНА

Экипаж ударного вертолета Ми-35 не позволил ВСУ навести переправу через реку в Харьковской области
Штурмовики Су-25 уничтожили замаскированные позиции и бронетехнику ВСУ