Вышивальные традиции Смоленской области
Новости

Вышивальные традиции Смоленской области

4 сентября 2022 года в 09:58

Материал, который публикуется в сегодняшнем номере «Смоленской газеты», – первая часть статьи, подготовленной преподавателем Федоскинского филиала Высшей школы народных искусств (академии), кандидатом педагогических наук Людмилой Синицыной. Она посвящена одному из самых красивых, древних, а потому интересных и для любителей, и для профессионалов видов народного художественного творчества – вышивке. Это мастерство передавалось из поколения в поколение, представляя собой не просто украшение одежды и предметов быта, но отражая понимание окружающего мира нашими предками.

Вековая преемственность

Вышивка – древнейший вид народного художественного творчества. Искусство неизвестных мастериц формировалось в рамках традиций, созданных на протяжении длительного времени и уходивших своими корнями в глубокую старину. Орнаментальные формы складывались благодаря труду многих поколений русских женщин и представляли собой результат коллективного творчества. К сожалению, ткань – материал недолговечный, поэтому наиболее ранние археологические находки, подтверждающие высокий уровень вышивального мастерства жительниц древней смоленской земли, относятся только лишь к XI–XIII векам. Они были обнаружены в курганах древних славянских захоронений на территории Дорогобужского района. Известная исследовательница смоленского орнамента, наша землячка, археолог и этнограф Екатерина Клетнова обратила внимание на общие черты орнаментальных форм и технологических приёмов древних образцов с вышивками смоленских крестьянок конца XIX – начала XX веков. На основании этого Екатерина Николаевна сделала вывод о существовавшей преемственности в этом виде народного творчества на протяжении многих столетий. Она отнесла местные «украсы» к разряду орнамента линейного или геометрического, а древнейшими способами шитья определила перевить, набор, крестик по счёту нитей.

Основным материалом для вышивания в крестьянском быту служил холст изо льна и конопли, в XIX веке – кумач, китайка и другие хлопчатобумажные ткани. Вышивали в основном льняными, хлопчатобумажными и шерстяными нитями. В народном шитье использовали также бисер, в основном для головных уборов, украшения поясов. Редким материалом для вышивания служил также человеческий волос, что было связано с дохристианскими религиозными представлениями. Этническая история Смоленщины очень сложная, что, несомненно, оказало влияние на многообразие форм народной культуры, сохранившейся в некоторой степени до конца XIX века. Изучение культурных традиций даёт возможность определить несколько локальных зон, отличающихся вариативностью орнаментальных мотивов и особенностью технического исполнения.

В зависимости от географии

Например, для правобережья Днепра, начиная от его истоков, характерным приёмом украшения предметов быта (рубахи, полотенца, скатерти, головные уборы) являлся такой вышивальный шов, как набор.

В южной и юго-восточной частях Смоленщины были распространены строчевые швы. Техника строчки связана с предварительным выдёргиванием нити основы и утка в ткани и изготовлением сетки. Эта техника может называться: строка по вырезу; по выдергу, в перевивку; по перевити; цветная перевесть; шов по письму. Историк-этнограф Гали Маслова отмечает, что для некоторых русских губерний – Калужской, Орловской, Тульской, Смоленской, части Рязанской, Московской, юго-западной части Тверской – техника цветной перевити самая распространённая и известна там издревле. В большинстве этих мест население не знало техники, которая бы ей предшествовала.

По технологическим приёмам исполнения и колориту смоленская перевить имеет некоторые локальные особенности: в окрестностях села Талашкино (бывшее имение княгини Марии Тенишевой) цвета несколько приглушены, преобладал малиновый цвет в сочетании с синим. По мере продвижения к Брянщине вводятся жёлто-оранжевые тона.

В восточных уездах Смоленщины перевить меняется: здесь наблюдается преобладание ромбических узоров, они становятся графичнее – возможно, оттого, что уже нет такого многоцветья, как на более южной территории. Ослабевает звучание синих и жёлтых тонов, а красный цвет стремится к тёмным оттенкам. Всё большее значение приобретает белый фон. Вышивка выполнена не хлопчатобумажными, а льняными, более тонкими нитями, причём изнаночная сторона изделий даёт те же узоры, что и лицевая сторона. Узор создаётся более плотной обвивкой сетки нитками преимущественно тёмно-красного цвета; при этом фон обвивается красной нитью, а изображение выполняется белой в технике стлани, при которой неперевитая сетка заполняется штопкой.

В работе «Символика народных украс Смоленского края», изданной в Смоленске в 1924 году, Екатерина Клетнова отмечала: «Характерными особенностями местных «украс» являются: 1) абсолютная «двуличность», т. е. не только известная чистота изнанки, но совершенная её тождественность с лицом – требование, которое перешло даже и к позднейшей вышивке крестиком и характеризуется наименованием «на оби бока»; 2) всякий узор составляется из отдельных самостоятельных «фигур», повторяемость, комбинация и симметрическое расположение коих и создаёт самый орнамент; 3) совершенная инкрустированность узора, причём «земля» (т. е. фон) является осмысленно заполненной и даёт такие же самостоятельные фигуры, как и самый узор. Все эти характерные особенности его утрачиваются, как только он попадает к иноплеменникам: узор тот же, но непременно появляются какие-либо изменения и добавления, вследствие коих «земля» не может уже дать самостоятельных фигур и обращается в бесформенный фон».

Для указанных территорий Смоленской губернии характерен геометрический орнамент. Мастерицы выстраивали узоры с помощью косых и прямых крестов, ромбов, квадратов, разнообразных свастических символов, восьмиконечных звёздчатых розеток, волнистых, зигзагообразных линий. В этих знаках фиксировались представления наших предков об устройстве окружающего мира. Для многих и многих поколений, живших на нашей земле, они считались священными, поэтому передавались бережно, без всяких изменений.

Несколько отличаются вышивальные традиции северных уездов Смоленщины, граничивших с Тверской губернией. Шитые узоры здесь выполнялись в технике счётного креста, счётной глади и росписи.

В узорах этой территории появляются антропоморфные фигуры, которые также предельно геометризованы: головы и туловища ромбовидные, конечности в виде квадратов. Нередко они изображаются в окружении птиц, в ладьях, с конём. В этих фигурах угадываются солнечные божества и роженицы.

Связь времён

Таким образом, можно говорить о повсеместном распространении вышивального ремесла на территории Смоленской губернии до XIX века. Более того, традиционная техника, устойчивые орнаментальные мотивы, однородность их с ткаными узорами свидетельствовали о древней основе этого вида искусства. Образцы XIX века хранили традиции предыдущих времён. Смоленская губерния в это время оставалась преимущественно сельскохозяйственным районом, удалённым от крупных промышленных центров (за исключением уездов, граничивших с Московской губернией), что создавало условия для сохранения патриархальных условий жизни. Текстильные ремёсла (вышивка, ткачество) бытовали в рамках семьи, мастерство передавалось от матери к дочери, сохраняя очень древнюю основу.

Традиционность обеспечивала сохранение и активное использование наследия, живую связь времён, поскольку каждый раз в конкретном произведении переданный от старшего поколения к младшему опыт – содержание образов, технологические приёмы – актуализировался, был важен и значителен для творцов.

Важным подтверждением этому являются комплексы древних форм народного костюма, сохранившиеся во многих уездах Смоленщины вплоть до XIX века. Его и в этот период отличала декоративная целостность и живая художественная традиция. Женщины многих сёл этого периода носили понёвные комплексы, что неоднократно отмечалось этнографами. Сохранение изначальных, традиционных производственных форм повлияло на сохранение органичной целостности местной художественной системы.

Вторая половина XIX века ознаменовалась переходом от ручного труда к механизированному производству. Народные художественные ремёсла, не выдерживая конкуренции, отступали на второй план.

Продолжение – в следующих номерах «Смоленской газеты»

Редакция благодарит научно-популярный журнал «Край Смоленский» за возможность публикации материала


Фото: предоставлено автором

Людмила СИНИЦЫНА

3 сентября. События дня
Губернатор Смоленской области поздравил работников нефтяной и газовой промышленности с профессиональным праздником