В Смоленске открылась выставка «Пастель»
20 января в Смоленске в Доме художника состоялось открытие новой выставки «Пастель». Организаторы применили нетрадиционный подход, основанный на принципе единства техники. Пастель отличается большим потенциалом выразительных возможностей и в последнее время наблюдается рост интереса российских мастеров к этой уникальной технике.
«Наш регион в этой сфере выступает как передовой», – заметил открывающий выставку художник-график Сергей Богомолов. Он кратко охарактеризовал путь развития пастельного искусства от эпохи Итальянского Возрождения, когда оно играло вспомогательную роль, до Нового времени, в которое оно стало одним из основных средств художественного выражения.
Организатор выставки Владимир Петьков дал обзор смоленской истории этого вида искусства, назвав авторов, чье творчество стало основой формирования региональной школы пастели: В. Рыбакова, В. Самарину, Л. Оборину. Владимир Петьков подчеркнул большое значение пастельной графики на Смоленщине, рассказал об особенностях данной выставки: «В 2021 году в Омске состоялась Всероссийская выставка пастели, показательно, что в ней приняли участие 16 наших авторов. Это больше, чем из какого-либо другого города. А в нашей выставке представлены 98 работ 46 авторов. Это произведения разных жанров: пейзажи, натюрморты, интерьеры, сюжетные работы».
Вера Самарина отметила активность смоленских художников, их энтузиазм, который наперекор всем неблагоприятным обстоятельствам оправдан желанием нести красоту и культуру людям: «Я очень люблю выставки с такой направленностью. Они показывают возможности материала. В данном случае – всю красоту пастели. Эти выставки имеют просветительское значение, демонстрируя весь спектр возможных приемов. Очень хорошо было бы “Смоленскую пастель” сделать брендом».
Не раз на открытии звучало имя недавно ушедшей от нас Любови Обориной, работа которой также представлена в экспозиции. Людмила Шулика подчеркнула ее вклад в развитие пастельного искусства в нашем городе: «Любовь Александровна посеяла семена уверенности в сознании всех, с кем общалась. Она облекла в самостоятельную форму этот вид искусства, которое многих из нас увлекло и обогатило. То, что она своим творчеством с нами – это радостно и приятно. На этой выставке нет похожих работ. Все разные, все увлекательные и интересные».
Юрий Трусов поздравил всех участников и гостей с открытием экспозиции: «Авторы – люди широких взглядов. Работы показывают широкий диапазон тем. Это начинание надо поддержать, сделав выставку постоянной, как минимум в форме биеннале».
Что особенно важно, традиции смоленской школы искусства пастели передаются молодым художникам. В экспозиции представлены работы студентов 3 курса СмолГУ направления подготовки «Изобразительное искусство и ДПИ» Максима Ткачева и Дениса Мамаева.
Максим Ткачев, поделился своими впечатлениями: «Я рад, что мы имели возможность попробовать свои силы в этой технике, что наши работы отобрали для выставки. Учеба также подталкивает к активности. Мы и дальше планируем участвовать в новых проектах, чтобы развивать уровень мастерства».
На примере некоторых работ покажем, как, используя разнообразные материалы – сухую, масляную пастель, бумагу разной фактуры, авторы добивались интересных результатов.
В. Рыбаков, используя прием растирания пастели, создает мягкие, окутанные дымкой тайны женские образы.
Необычна манера выполнения пастелей Ю. Трусова «Старый дуб» и «Липы». Разреженный, свободный, расслабленный, разнонаправленный штрих, зигзагообразные, серпантинные линии, то острием мелка, то плашмя создают особенную атмосферу, передавая дух вольной стихии, свойственный мифологическим деревьям, овеянным древними поверьями.
Г. Намеровский обратился к теме сельской жизни. В пейзажно-бытовых картинах «Окраина деревни» и «Август» автором подчеркнута широта простора, основательность и неторопливость деревенского бытия. Окраина – особая территория, граница между человеческим и природным. Здесь нет противоречий и контрастов изолированной от естественности природы человеческой цивилизации. Два мира гармонично переходят один в другой. Август – это еще одна граница, только уже временная – между летом и осенью, временем расцвета и временем заката, молодости и зрелости, наступающей последней эпохой годового, но в то же время, аллегорически, жизненного цикла.
Картины В. Самариной представляют серию городских пейзажей. Графичность и строгость манеры передает мощь старинных русских городов Пскова и Витебска. Их архитектура основательна, она внушает необходимость беречь ее красоту, свидетельствующую о духовном величии не только зодчих, но и тех, кто хранил в веках это наследие. И хотя автор относит свои работы к так называемым «путевым» (пастель дает возможность делать зарисовки, не требующие многочасовой работы), они не создают впечатления эскизов, совершенны в своей завершенности и самодостаточности.
С. Арайс, напротив, выполнил свои работы в эскизной манере. Но это умелый прием, работающий на тему, объединившую две работы «Топим по-черному» и «Жар набираем». Герой картин, в котором угадывается портретное сходство с автором, изображен в образе истопника. Создается динамика развития сюжета. В первой работе лицо героя отличается от фона светлотой, которую создают широкие просветы бумаги. Истопник снаружи, дверь в бане открыта, из нее валит дым. На второй картине истопник уже без шляпы, внутри, дверь заперта, темен лицом. Разряженный широкий штрих темных оттенков дает ощущение обволакивающего жара. Баня – особое пространство, наполненное мифологическими значениями, главное из которых – символ обновления, очищения души.
Три пейзажа В. Петькова «Золото осени», «Плывут облака», «Знаменский монастырь» наполнены чувством необыкновенной легкости и жизнелюбия. Импрессионистичность манеры дает возможность использовать множество оттенков, что делает пастели художника особенно живописными. Небо его картин – это всегда самостоятельный образ уносящего вдаль пространства. Тонко передан мотив идущего где-то вдалеке дождя. Автор запечатлевает моменты радости жизни, которую не нарушают ни грозы, ни пронесшаяся по городу гроза, ни осеннее увядание. Рядом с временным всегда есть вечное, за которое держится жизнь.
Очень эффектно обыгрывает возможность масляной пастели А. Зорин. Ее вязкость в сочетании со спецификой штриха, идущего параллельными линиями сверху вниз, придает композиции динамизм, создает какую-то февральскую текучесть пейзажа грибоедовской «Хмелиты». Холодный колорит пастели хорошо сочетается с теплым и темным тоном бумаги. Картины передают исторический образ усадьбы. Ее архитектура, силуэт коляски с извозчиком проступают как-бы сквозь мерцание времен. Эта магия слияния прошлого с настоящим завораживает.
Необыкновенно нежен «Зимний этюд» В. Чертковой: светло-сиреневые оттенки уходящей вдаль аллеи парка и разлитый по горизонту лимонный свет. Задушевность другой работы «Зима» – в тонко прорисованной кружевной вязи деревьев на просвете небес. Эта «веерность» ветвей создает легкость и проницаемость пространства, передает успокаивающую красоту узнаваемого городского пейзажа.
В «Осеннем натюрморте» Л. Шулика вводит контраст холодной нижней части картины с теплой верхней.
Этнические мотивы драпировки придают душевность декоративной стилизации. Е. Епихина, также используя контраст глубоких синих и ярких желтых оттенков, создала натюрморты, наполненные ощущением свежести, спокойствия и умиротворенности. В ее натюрморте форзиция на фоне синей занавеси окна светится солнцем ранней весны, напоминая о первоцветах, появляющихся на голых ветвях сразу после того, как сойдет снег.
Л. Гончарова, используя абразивную бумагу, техникой «в одно касание» добивается в своих натюрмортах удивительного эффекта структурной бархатистости.
Воздушность и глубина пространства чувствуется в работе Н. Павловой «Осенний натюрморт». Игра теней на задней стене выполнена не менее искусно, чем сам букет сентябринов. Уже не жаркий осенний свет разлит в воздухе, он отбрасывает блики на предметы, придавая фруктам ощущение прохладной свежести.
В. Жуков в серии картин «У южного моря» повторяется мотив открытого интерьера, в композиции которого дверной проем дает раму пейзажа. Автор использует прием комплексного сочетания жанров: интерьер – натюрморт – пейзаж.
Безконтурная «Сирень» Т. Резник выполнена растушевкой. Слегка намеченный штрих задает только силуэты букета, принесенного из дождя и принесшего дождь с собой.
Смелое отношение к цвету О. Мальчиковой позволило передать ощущение сакрального пространства небес между двумя архитектурными объемами храмового комплекса, которое обострено предзакатным моментом, проблеском последних лучей скрывшегося за горизонтом солнца в преддверии времени тьмы.
Тема поликультурности раскрыта в натюрмортах с азиатскими мотивами Т. Еленевой из серии «Риштан».
Эти и другие авторы, представившие свои работы, нашли свой подход к искусству пастели.
Выставка, объединив творчество этих художников, каждый из которых по-своему уникален, создает предпосылки для обмена опытом, взаимообогащения приемами, а также для рассмотрения вопроса о формировании в регионе смоленской школы пастели.
Выставка открыта по адресу Смоленск, улица Большая Советская, 21
Понедельник – четверг: 11:00 - 18:00,
пятница – суббота: 11:00 - 17:00.
Вход бесплатный.
Текст и фото: Алла Радионова