Мелодии Пёстрого залива
В Смоленске прошёл фестиваль, посвящённый памяти выдающегося дирижёра, народного артиста РСФСР, основателя Смоленского русского народного оркестра Виктора Павловича Дубровского. Его организатором выступила филармония при поддержке департамента по культуре, а участниками стали не только местные музыканты, но и знаменитые гости: баянист Мария Власова и композиторы Ефрем Подгайц и Михаил Броннер…
Впервые в мире
– Фестиваль имени Виктора Павловича Дубровского проходит в Смоленске уже не впервые, – заметила директор Смоленской областной филармонии Янина КАЗЁННОВА. – Но его наполнение каждый раз новое. В этом году мы поставили перед собой несколько целей, и одна из главных – познакомить смоленскую публику с новой музыкой, которую пишут выдающиеся современные композиторы. Я рада, что на наше приглашение откликнулись такие мэтры, как Ефрем Иосифович Подгайц и Михаил Борисович Броннер, а также великолепный исполнитель Мария Власова. Хочу поблагодарить департамент Смоленской области по культуре за поддержку такого замечательного и значимого мероприятия.
Фестиваль открылся 1 декабря мировой премьерой. В исполнении Смоленского русского народного оркестра имени В.П. Дубровского и солистки Марии Власовой прозвучал Концерт номер 3 для аккордеона с оркестром «Пёстрый залив» Ефрема Подгайца. Дирижёр – заслуженный деятель искусств АР Крым Игорь Каждан.
– Это совсем новое произведение, которое я закончил нынешней весной, – пояснил автор музыки, заслуженный деятель искусств России Ефрем ПОДГАЙЦ. – «Пёстрый залив» – перевод с карело-финского названия залива Кирьявалахти Ладожского озера. Дело в том, что уже больше сорока лет я ежегодно провожу время на его берегу в Доме творчества «Сортавала», любуясь потрясающей и изменчивой природой Карелии. А в этом году решил: пора написать об этом музыку. Я очень волновался перед концертом, ведь это самое первое исполнение абсолютно нового произведения. Но премьера состоялась, и, на мой взгляд, сочинение было представлено замечательно – я доволен.
«Пёстрый залив» существует в трёх авторских версиях: для струнного оркестра и ударных, для симфонического оркестра и для народного оркестра. А посвящено это сочинение как раз Марии Власовой, которая на премьере в Смоленске виртуозно солировала на аккордеоне.
– Исполнять музыку, посвящённую мне, – это большое удовольствие и огромная ответственность, – призналась Мария ВЛАСОВА. – Потрясающе, когда тебе пишут музыку, меня это вдохновляет. Я просто счастлива! Вообще, с творчеством Ефрема Иосифовича Подгайца я знакома очень давно – ещё со студенческих лет. Исполнять её непросто, но всегда интересно.
Мечта о прошлом
В завершение программы открытия прозвучали «Семь еврейских песен» Михаила Броннера. Произведение настолько зажигательное, что его просто невозможно спокойно слушать – ноги сами готовы пуститься в пляс.
По словам автора, первоначально это сочинение было хоровой оперой, в основу которой легли народные тексты на идише.
– Идиш – язык европейских евреев, которые жили от Смоленска и южнее, – пояснил Михаил БРОННЕР. – Это язык тех шести миллионов, которые были уничтожены во время войны. Сейчас его практически нет – осталось очень мало носителей. Я тоже не знаю этого языка.
На концерте стихи звучали на русском – эпиграфами к песням. Исполнял сам Михаил Броннер.
– На мой взгляд, очень важно, что эти стихи обращают нас к тому времени, когда в местечках жили люди разных национальностей: русские, евреи, белорусы и украинцы, – продолжил композитор. – И до тридцатых годов прошлого века жили они мирно, весело и дружно. Ходили друг к другу в гости на все религиозные праздники. Евреи были кузнецами и биндюжниками, что сейчас трудно представить. И это сочинение – мечта о том времени, которое мы, к сожалению, потеряли.
Стоит отметить, что оба композитора в течение двух дней, предшествующих концерту, плотно работали с оркестром, озвучивая свои авторские рекомендации. Что, безусловно, очень ценно для более осмысленного исполнения.
– Это были два дня, прекрасно проведённых в работе с композиторами и солисткой, – сказал художественный руководитель и главный дирижёр Смоленского русского народного оркестра имени В.П. Дубровского Игорь КАЖДАН. – Вначале мы погружались в мир музыки самостоятельно, потом слушали пожелания авторов. И виртуозная игра на аккордеоне Марии Власовой, думаю, тоже помогла музыкантам лучше понять концепцию произведения. Такое творческое общение, пожалуй, самое ценное. Что может быть радостнее, чем работать с людьми, которые пишут такую прекрасную музыку?! Однако концерт – это иное состояние. Здесь с учётом всего услышанного, понятого и отрепетированного мы постарались нарисовать две совершенно разные музыкальные картины. Судя по реакции зала, у нас всё получилось.
Практический опыт
Важная часть нынешнего фестиваля – мастер-классы по дирижированию. В течение нескольких дней у четырёх студентов из Российской академии музыки имени Гнесиных и Смоленского музыкального училища имени М.И. Глинки была возможность работать с оркестром имени В.П. Дубровского.
– Вузы ежегодно выпускают молодых дирижёров, но оркестры ждут специалистов, уже имеющих практический опыт работы, – заметила Янина Казённова. – И мы предоставили студентам возможность получить такой опыт. Они работали со знаменитым коллективом, чутко реагирующим на все требования и пожелания дирижёра. Мне кажется, это станет серьёзным этапом в творческом становлении каждого из этих ребят.
– Я много лет хотел организовать такие мастер-классы на базе оркестра, – дополнил Игорь Каждан. – И вот уже второй год мне это удаётся. В прошлый раз была одна студентка, сейчас уже четверо. Важно, что останется у них после этих занятий. И очень хочется, чтобы ребята, увидев свои успехи, продолжили эту практику, потому что без неё молодой дирижёр часто приходит в оркестр беспомощным и не в состоянии управлять коллективом.
Оценить то, чему научились молодые дирижёры в работе с оркестром, смоленская публика могла 2 декабря на концерте участников мастер-класса.
– Всегда очень интересно послушать, как молодое поколение воспринимает произведения классиков, – считает художественный руководитель Смоленской филармонии Анатолий СМИРНОВ. – Тем более что эти ребята толковые: они внимательно слушают, как играют оркестранты, и стараются передать им своё видение произведения.
Вспоминая маэстро
Фестиваль завершился 4 декабря гала-концертом. В его программе прозвучали сочинения, которые сам маэстро Дубровский любил исполнять с оркестром, что носит теперь его имя.
– Людям, связанным с народными оркестрами, имя Виктора Павловича Дубровского хорошо знакомо, – сказал Михаил Броннер. – Это было другое время, но тоже очень важное в становлении жанра. Дубровский уже тогда почувствовал, что народный оркестр – это гибкая и меняющаяся субстанция. И то, что какие-то традиции, заложенные маэстро, до сих пор сохранены и существуют, просто замечательно.
– Смоленский оркестр имени Дубровского – это бренд, – считает Мария Власова. – В России его очень хорошо знают. Он необычен: по составу, рассадке, количеству участников, репертуару, разнообразию программ. Думаю, во многом это благодаря увлечённости его художественного руководителя Игоря Александровича Каждана. Вообще-то, каким путём идёт оркестр, всегда зависит от творческих устремлений дирижёра. Порой это даже важнее технологического уровня музыкантов…
От первого лица
Ефрем Подгайц:
– Я впервые в Смоленске и очень этому рад. Мне нравится город, люди, которые меня здесь встречают… Но о Смоленске как о музыкальном центре, о вашей филармонии я наслышан давно. Моя музыка здесь тоже звучала много раз, в исполнении разных коллективов, в том числе и оркестром Дубровского под руководством Игоря Каждана. И те записи, которые мне удалось услышать, демонстрируют исполнение самого высокого класса.
Я пишу непростую для исполнения музыку. На слух она воспринимается легко, но сыграть её и продирижировать может далеко не каждый. И я заметил, что чаще всего такие сложности некоторые мои сочинения вызывают у смычковых струнных: скрипок, альтов, виолончелей. У меня есть фантазия для кларнета с оркестром «Сарафан для Мишель». Был вариант для камерного оркестра, который несколько дирижёров пытались сделать и не справились. А потом, когда я сделал переложение для русского оркестра, оказалось, что у музыкантов, играющих на домрах, балалайках и баянах, и у дирижёров народных оркестров всё получается довольно легко.
Михаил Броннер:
– У вас замечательный город. Замечательный собор, в котором мы уже отметились. Великолепная картинная галерея, прекрасная филармония с концертным залом с замечательной акустикой.
У вас замечательный оркестр и прекрасный дирижёр. Потому что принудительное исполнение современной музыки невозможно в принципе – для этого необходимо активное желание прежде всего дирижёра, который должен ещё передать его и музыкантам. Иначе ничего не получится – нельзя человека заставить играть современную музыку, если это ему не близко и не интересно.
Мне нравится и состав вашего оркестра. Он отражает идеи руководителя, связанные с исполнением переложений классических произведений, и включает не только духовые деревянные, как это принято в народных оркестрах, но и медные инструменты. Вообще, народный оркестр мне представляется живой субстанцией, которая ещё не формализована до степени симфонического, и процесс её формирования не завершён.
Фото: Смоленская областная филармония
Ольга Суркова