В Доме Актёра в Смоленске состоялась премьера моноспектакля «Партнёр»
Культура

В Доме Актёра в Смоленске состоялась премьера моноспектакля «Партнёр»

21 ноября 2021 года в 16:01

В Доме Актёра состоялась премьера моноспектакля «Партнёр» (16+) по пьесе современного автора Владимира Жеребцова. Режиссёр новой постановки – Заслуженный артист РФ Сергей Тюмин. В главной и единственной роли выступил актёр Смоленского драмтеатра Константин Юхневич.

Какого предназначение человека?

Моноспектакль «Партнёр» – это беседа-исповедь ресторанного музыканта Василия Потехина. Актёр Константин Юхневич очень точно вошёл в образ этого героя и всех зрителей смог погрузить внутрь театрального действа. Лично у меня создавалось ощущение, что ты – не просто смотришь спектакль, а участвуешь в нём. Зрители представили себя в сельском клубе в ожидании, когда же на сцену выйдет он – Главный артист... Чтобы пауза ожидания не затягивалась, музыкант Вася Потехин беседует с публикой. В его монологе звучали зависть, раздражение, обида на партнёра, и в то же время – искреннее восхищение им. Василий называет своего партнёра – певца Виталия Лайто – настоящим артистом (в отличии от себя). Он прощает его за прошлые обиды, прощает, чтобы найти в себе силы сострадать тому, кто пробудил в нём самом артистическую душу.

В этой истории много вопросов: для чего рождается человек, зачем живет, какого его предназначение?

Декорации на сцене – два стула, баян в футляре, микрофон на стойке. Всё. Но обыгрывается каждая деталь. Например, баян выступал и в роли самого себя – музыкального инструмента, и в роли – девушки, и в роли – бабушки и т.п. Это было настолько органично, что не вызывало никаких противоречивых эмоций.

Спектакль зрители приняли очень хорошо, даже можно сказать – душевно.

«На десять лет назад вернулся»

Мы побеседовали с актером и режиссером.

- Сергей Борисович, поздравляю с премьерой! Оживление деятельности Дома Актёра, это – огромный плюс для артистов?

- Конечно. Последние десять лет до того, как Дом Актёра вновь заработал это был просто прекрасный склеп, так как здесь практически ничего не происходило. Были какие-то разовые акции непонятно кому посвященные и не особенно известные в нашем драматическом театре. А теперь, спустя столько времени мы начали встречаться.

- В Смоленске же три профессиональных театра, актёров и других театральных деятелей много.

-Да, и здесь уже прошло два концерта. Мы друг друга увидели, обрадовались, обнимались, целовались, слушали друг друга, высказывали свое мнение. Было очень приятно. Эти два концерта, я участвовал и там, и там – для меня это было так, как будто я на десять лет назад вернулся. Повеяло тем, что когда-то было – капустники, концерты, общение. Я полагаю, что всё будет развиваться. Спектакли, семинары, встречи творческие. Много чего пройдёт. Председатель Правления Ольга Фёдорова

всего ничего поработала, а сделано уже больше, чем за последние 10-15 лет. Дом Актёра заработал в полную силу благодаря смене Правления, в частности, усилиями Ольги Фёдоровой и Марии Вилюновой.

«С баяном никакой дружбы не было»

- Сергей Борисович, а как родилась идея сегодняшнего спектакля? Я сидела в зале, смотрела на сцену и предполагала так: Вы, зная, что Константин Юхневич играет на баяне, прочитали пьесу «Партнёр» и решили, что она подойдет именно этому актеру.

- Нет, Константин не умел играть на баяне, но научился. На струнных он пожалуйста, а вот с баяном у него никакой дружбы не было. Я эту пьесу вначале на себя прикидывал, потому что с баяном мне было бы попроще. У меня за плечами школа игры на баяне. Я всегда смеялся, говорил: «Чукча он – не музыкант, он –слушатель». Это я про себя. А Костя, он – музыкант. Но в данном случае, наверное, я – садист-режиссер, потому что можно было заменить игру на баяне фонограммой, но я попросил Константина освоить баян для этой постановки.

Идея моноспектакля была моя, а Костино – требование работать.

- То есть?

- Он любит периодически надо мной издеваться: «Давайте, давайте, Сергей Борисович. Хватит бездельничать, давайте, работать надо, работать надо». Я вспомнил про эту пьесу. Она мне нравилась, потому что какие-то отклики в моей душе там есть. Дал ему почитать, ему понравилась. Ну, так и начали делать.

«Очень важно быть снаружи»

- Как вообще ставится моноспектакль?

- Я уже был несколько знаком с моноспектаклями. В свое время со студентами их немножечко делал. Был и у меня моноспектакль «Сон смешного человека». Я ездил с ним в Старую Руссу на международный фестиваль и получил «Приз зрительских симпатий». Но там мне несколько сложнее было, потому что я был и исполнителем, и режиссёром. А здесь все-таки передо мной профессионал – Константин. И у меня была возможность со стороны видеть его игру на сцене и со стороны направлять. Потому что очень важно, я считаю, когда ты – режиссёр быть снаружи, а не внутри. Хотя и тот спектакль, про который я говорил, вроде неплохой был. Но тем не менее.

- А свет, звук кто ставил?

- Свет нам поставил Макс Василенков. Мы его включили и всё, у нас же самый простой свет, а звук – радистом был я (смеётся).

- Различные приёмы в спектакле Вы совместно придумывали?

- На мне лежала выдумка всех этих приемов, в которых мы работали, а Константину надо было это всё, мои дурацкие выдумки, воплотить. Режиссёр в первую очередь говорит – Что, а актер уже – Как. Как режиссёр я мог придумать что угодно, но как актёр, я отдаю себе отчет, что моя психофизика совсем другая, чем у Константина, и поэтому мне никогда в голову не приходила мысль – мол, повтори меня. Естественно, он делал от себя.

- Спасибо!

«Актёрская задача – воплотить, осмыслить, оживить, пропустить через себя»

Беседа с Константином Юхневичем:

- Константин Александрович, спасибо за хорошую актёрскую игру. Режиссёр моноспектакля – Сергей Борисович, а Вам что-то свое хотелось привнести в предлагаемый образ?

- Это – спектакль, который поставил от начала до конца Сергей Борисович. Вся режиссура, все, что здесь есть – это его придумка, его идеи. А актерская задача – это всё воплотить, осмыслить, оживить, пропустить через себя. Говорят: «Режиссёр – бог, а некоторые актеры неверующие есть». Вот я – верующий. Я полностью отдался на волю режиссёра. Конечно, какие-то есть вещи, которые, пропускал через себя, они обрели несколько иной характер движений, интонаций, но в основном это всё – Сергей Борисович.

- А насколько сложно было освоить новый музыкальный инструмент?

- Конечно, сложно. На струнных я умею: гитара, контрабас, бас. Я знаю, как это делается, понимаю, а тут не понимаю. Это совсем другой принцип игры, извлечения звуков, координация рук другая, синхронизация. И еще меха надо растягивать. Баянисты – это с сильными плечами люди. Левое плечо поначалу просто отваливалось.

- Как долго учились играть на баяне?

- Два месяца.

- Всего за два месяца его освоили?

- Но не скажу, что научился играть, понимаете, это все-таки одна мелодия и еще половинка. Я ж не знал даже расположения нот. Но Вы видели – играю.

Всё ещё будет

- Как часто будет идти моноспектакль?

- Надеюсь, что два раза в месяц. В репертуаре – 4 и 12 декабря, ну, и дальше будем играть.

- Константин Александрович, Вы же тоже как режиссёр работали. Я видела Ваш спектакль в гимназии...

- Да, и не только в гимназии... Но в «Партнёре» режиссер Сергей Борисович и, повторюсь, я полностью отдался на волю режиссёра.

- В связи с тем, что сейчас появилась такая возможность ставить на сцене Дома Актёра свои спектакли, у Вас у самого есть идеи по этому поводу?

- Конечно, конечно. Сейчас это все сформируется и запустится. Надо пошагово делать. Вот шаг сделан благодаря Сергею Борисовичу. Точных планов пока нет, не могу назвать что-то конкретное, но будет. Конечно, будет! И концерты акустические будут, музыкальные. И танцевальный спектакль будет, и с Сергеем Борисовичем мы ещё что-нибудь обязательно сделаем. Я ж теперь с него не слезу (смеётся).

- Спасибо за беседу!

16+


Фото: Алексей Курцев, Афиша Дома Актёра

Ольга Курцева

Монологи о любви
Кто брат, кто сестра, или обман за обманом