Кто брат, кто сестра, или обман за обманом
В рамках гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства в Смоленском государственном академическом драматическом театре готовится премьера спектакля «Кто брат, кто сестра, или обман за обманом» по мотивам произведений Александра Сергеевича Грибоедова. Имя этого известного русского писателя, поэта, драматурга, композитора и дипломата театр носит с 2004 года.
Не «Горе от ума»
На протяжении многих лет визитная карточка смоленского драмтеатра – бессмертная комедия Грибоедова «Горе от ума». В основу нового спектакля легли иные произведения знаменитого классика, в которых соединились извечные темы.
Поклонников театрального искусства приглашают на премьеру «Кто брат, кто сестра, или обман за обманом», которая состоится 26 ноября на Большой сцене драмтеатра. Накануне премьеры мы встретились с режиссером-постановщиком спектакля – главным режиссером театра – заслуженным деятелем искусств Республики Беларусь Виталием Барковским и поговорили о предстоящей премьере:
- Виталий Михайлович, в Википедии «Кто брат, кто сестра, или обман за обманом» описывается как – опера-водевиль композитора Алексея Верстовского на слова Александра Грибоедова и Петра Вяземского. А какой будет Ваша постановка: она ближе к классическому спектаклю или это будет музыкальное действо?
Основа спектакля пьеса «Кто брат, кто сестра, или обман за обманом». Чтобы более масштабно раскрыть проблемы, поднимаемые Грибоедовым, в спектакль также включены его пьесы «Студент» и «Молодые супруги», объединенные с основной пьесой в единую канву. Жанр спектакля – любовные истории.
Оправдание познанием
- Вы взяли несколько произведений, но в названии поставили только одно из них?
- Да. В основе спектакля лежит пьеса «Кто брат, кто сестра, или обман за обманом». Другие пьесы ее дополняют. Обман всегда ассоциировался с возможностью каким-то образом добиться своих целей. Например, обмануть кого-то для чего-то…
- Например, для чего?
- Более сложный организм всегда интереснее простого. В искусстве это сплошь и рядом встречается. Говорят: «Ну как же я могу, если я этого не знаю, об этом, допустим, писать или об этом музицировать, или об этом петь, или об этом играть?»
Сам Грибоедов, мне думается, каким-то образом в своих произведениях серьезно пытается осмыслить эти процессы.
- Виталий Михайлович, Вы считаете, что человек пытается оправдать свой обман необходимостью познания и получения собственного опыта. А вот, Беневольский из комедии «Студент» как раз таки тот человек, который жизнь представляет по прочитанному из книг, не имея собственного жизненного опыта.
- Конечно, собственного опыта этот молодой человек не имеет. Его даже жалко становится. У него свое представление. И его многие не понимают. И даже Звёздов – хозяин дома, куда он приехал, его не понимает и не принимает. Звёздов пообещал его родителю: «Вот твой подрастает, у меня девочка есть, может когда-нибудь поженятся и так далее…» Но все пошло не так.
Сплести воедино
Здесь сделаю небольшую вставку в нашу беседу с режиссёром и коротко опишу сюжеты каждого из произведений, которые вошли в единый спектакль. В пьесе «Кто брат, кто сестра, или обман за обманом» говорится о том, что на каждого женоненавистника найдется своя девушка, перед которой он не устоит. Просто иногда нужно устроить маленький розыгрыш – и дело сделано.
Главный персонаж комедии «Студент» – неловкий провинциал и посредственный поэт Беневольский. В доме богатого петербургского барина Звёздова он надеется устроить свою карьеру и семейную жизнь. Звёздов был когда-то знаком с его отцом и по неосторожности обещал в будущем устроить судьбу его сына. Но надежды Беневольского не оправдываются: после ряда смешных и нелепых ситуаций ему отказывают и в протекции, и в женитьбе.
В «Молодых супругах» рассказывается о том, что после трех месяцев брака молодой муж уже не испытывает прежних пылких чувств к жене. За советом «Что делать?» он обращается к другу, а потом начинает к нему же ревновать супругу…
Режиссёр Виталий Барковский объединил три произведения в единую канву.
Вещи, которые объединяют
Итак, вернёмся к беседе:
- Виталий Михайлович, пьесы Александра Сергеевича Грибоедова в вашей постановке будут из одного переходить в другое? Как Вы это видите?
- Я думаю, что этот «пирог» надо «начинять, начинять». Может быть, сделать три слоя «пирога». Главное, чтобы было органично. Не «за уши притянуто». Мы берем вещи, которые объединяют. Чтобы это объединялось одной мыслью: что же это такое жизнь человеческая? Люди вечно чем-то недовольны, часто возникают конфликты. И что такое вообще обман? От чего он происходит?
Обман – это что?
- Психологи говорят, что люди обманывают либо из-за выгоды, либо из-за страха ...
- Наверно. Здесь есть причинно-следственные связи.
- Вы считаете, что может быть обман во благо?
- Может быть. Я вообще не знаю, обман – что это? Считается, что ради блага, вот, обман – это, значит, наверное, хорошо, а ради выгоды, корысти – плохо. Так это или нет, не знаю…
И вообще, мне кажется, что человек должен задуматься. Я полагаю, что Грибоедов ставит массу вопросов, которые, каким-то образом подвергаются его анализу.
Вечные темы
- Виталий Михайлович, как Вы считаете: зачем зрителям нужно прийти на этот спектакль?
- Чтобы увидеть как соединятся извечные темы: любовь и ревность, житейская смекалка и мудрость, измена и верность, дружба и предательство…
Какими они могут быть в действительности? В нашей непростой жизни.
- Виталий Михайлович, спасибо и удачной премьеры!
В новом спектакле заняты – заслуженный артист РФ Сергей Тюмин, артисты: Юрий Гапеев, Александр Кащаев, Евгений Ракицкий, Константин Юхневич, Сергей Бокарев, Виктория Клевцова-Абакумова, Александр Кошаров, Алина Зиначева, Анастасия Татаринова, Любовь Чистякова, Марина Аношенкова, Арина Шибалович, Илья Комаров, Андрей Мищенко, Никита Грушин, Александр Барковский, Павел Петроченков.
Художник-постановщик – Светлана Архипова, балетмейстер – Дина Юрченко, музыкальное оформление – Сергея Хандрыка.
Фото: Ольга Курцева, Смоленский государственный академический драматический театр
Ольга Курцева