Очарованный странник Эжен Делакруа
Выставка «Очарования Делакруа» – это сотня гравюр с набросков, зарисовок, эскизов и рисунков великого художника XIX века, основателя французской романтической школы. Его «Свобода, ведущая народ» до сих пор считается одним из наиболее узнаваемых полотен в истории. Впрочем, живописных работ Эжена Делакруа в экспозиции этой выставки нет. Зато подготовленный зритель легко сможет угадать сюжеты известных картин в многочисленных набросках и этюдах, запечатлевших волшебный момент рождения замысла…
Главный романтик
Сам Эжен Делакруа был убеждён, что настоящий художник должен видеть в наброске законченное произведение. И лейтмотив выставки, предоставленной московской компанией «Артгит», вполне укладывается в рамки этого утверждения.
– Организаторы проекта признаются, что в России мало знают о творчестве Делакруа, – говорит специалист КВЦ имени Тенишевых Ольга ИВАНОВА. – Максимум, что чаще всего вспоминают в связи с его именем, – «Свободу, ведущую народ». А ведь это был очень трудолюбивый художник, кисти которого принадлежит множество полотен, хранящихся практически во всех крупных музеях мира.
В экспозиции выставки представлены гравюры, выполненные в Париже и Лейпциге уже после смерти художника: в 1864, 1913 и 1928 годах. На них – оттиски работ, охватывающих самый плодотворный период его творчества: с 23-го по 57-й год XIX века.
– Уже современников в Делакруа восхищало то, что он был мастером больших дерзаний, живописцем, обладавшим ярким темпераментом и своеобразной манерой письма. Проявляя в своих бесчисленных этюдах с натуры исключительную чуткость, наблюдательность и мастерство, он предвосхитил лучшие достижения последующих поколений. Например, те же импрессионисты называли Делакруа своим предтечей. Он оказался самым крупным из числа мастеров своего времени, выступивших против академического классицизма. В истории искусств он считается главой французской романтической живописи. Однако творчество Делакруа слишком богато и многогранно для того, чтобы могло уложиться в рамки одного направления.
Точность в деталях
Фердинанд Виктор Эжен Делакруа родился 26 апреля 1798 года в пригороде Парижа в семье довольно известного политического деятеля. Однако родителей рано не стало, и мальчика отправили к старшей сестре, тяжёлое финансовое положение которой заставило его задуматься о собственной судьбе. Эжен сделал выбор, поступив в мастерскую известного классициста Пьера-Нарсиса Герена. А спустя пару лет стал учеником Школы изящных искусств, где преподавал Герен.
Впрочем, способности к живописи мальчик проявлял ещё в детстве. И даже получал призы за рисунок во время учёбы в лицее Людовика Великого. Однако настоящая страсть к изобразительному искусству родилась у него во время поездок в Нормандию, где он обычно сопровождал дядю, рисовавшего с натуры.
– И в мастерской Герена, и в Школе изящных искусств царствовал академизм. Делакруа много лет старательно рисовал гипсовые слепки с античных фигур и обнажённых натурщиков. Однако настоящей школой для него, как он сам не раз говорил, стал Лувр, где он очаровался работами старых мастеров. Больше всего начинающего художника привлекали Рубенс, Веронезе и Тициан.
Серьёзное влияние на Делакруа оказало и общение с молодым живописцем Теодором Жерико. Именно его работа «Плот «Медузы» положила начало французскому романтизму. А Делакруа, позировавший своему другу, стал свидетелем рождения композиции, ломающей все привычные представления о живописи.
– Похожий сюжет мы видим и в работе самого Делакруа «Лодка Дона Хуана», представленной в экспозиции выставки. Переполненное судёнышко посреди бушующего океана. Видно, что плавание длится уже не один день. Люди измождены, голодают, и, видимо, настал черёд тянуть жребий, кто будет съеден первым… Художник очень натуралистично передаёт даже мельчайшие детали этой драматической ситуации.
Кстати, натурализм и подчёркнутая сосредоточенность на сюжете ярко проявляются во многих его работах. Особенно когда художник обращается к темам вымышленным, поэтическим, мифологическим и религиозным. Например, «Христос на кресте», «Аполлон победил змея Пифона», «Обучение Ахилла», «Битва при Арколе» и другие.
На Востоке
В 1832 году Эжена Делакруа включили в состав официальной дипломатической миссии, направленной с визитом в Марокко. Там он сделал сотни эскизов, в которых постарался запечатлеть патриархальный мир, погружённый в свои повседневные заботы, печали и радости.
«Марокканский альбом» – особая часть экспозиции, где на двадцати листах представлены более 170 персонажей, отражающих черты, характер, поведение и традиции различных народов Востока. Лица, фигуры, позы в самых различных ракурсах.
– Загадочные женщины, скрывающие свои лица, замысловатые костюмы, необычный уклад жизни – художника интересовало буквально всё, и он заполнил своими набросками несколько тетрадей. Делакруа хотел рисовать женщин, но паранджа и строгие мусульманские обычаи мешали ему. Приходилось идти на разные ухищрения. Так, однажды ему удалось подсмотреть за двумя марокканками за стиркой, которые, думая, что их не видят, сняли покровы с лиц. Однако продолжалось это недолго: одна из женщин заметила художника, позвала мужа, и французу пришлось спасаться бегством.
Впрочем, в Марокко проживало немало евреев, чья религия не заставляла женщин прятать лица. Для Делакруа это было настоящим спасением. Тем более что он близко подружился с переводчиком миссии, который не только привёл его в свой дом, но и пригласил на свадьбу дочери. Так родилась «Еврейская невеста в Танжере» и другие работы.
Источники вдохновения
Особое направление в творчестве Делакруа занимает анималистика. На выставке представлена целая серия работ в этом жанре: «Молодой тигр играет со своей матерью», «Битва льва и тигра», «Лев, пожирающий лошадь» и другие.
– Художник обожал животных. Он регулярно ездил в зоопарк, где мог часами наблюдать за их позами и повадками. По особой договорённости со служителями Делакруа бывал там и в моменты, когда с мёртвых животных снимали шкуру, чтобы успеть зарисовать мышцы и жилы. Поэтому в его работах всё передано с максимальной реалистичностью. Художник просто упивается поиском совершенства могущества и великолепия зверей, которых он рисует отдельно или вплетая в композиции картин…
Ещё один неиссякаемый источник вдохновения Делакруа – литература. И прежде всего – произведения Данте, Гёте и Шекспира. «Гец фон Берлихинген», «Фауст», «Гамлет» – работы к этим поэтическим живописаниям человеческих драм стали вершинами графического творчества художника.
– Делакруа был лично знаком с Гёте. Он отправил ему свои иллюстрации к «Фаусту». И Гёте был в полном восторге от них.
«Что же следовало бы сделать, чтобы найти сюжет? Открыть книгу, способную вдохновить, и ввериться своему настроению! Есть книги, оказывающие это действие. Их-то, как и гравюры, и надо иметь под рукой», – признавался сам Делакруа.
С большим энтузиазмом относился художник и к работе над росписями и фресками. Долгое время он занимался художественным украшением Бурбонского и Люксембургского дворцов в Париже, расписывал потолки в Лувре. Двенадцать лет Делакруа посвятил созданию фресок для церкви Сен-Сюльпис.
«Моё сердце всегда начинает учащённо биться, когда я остаюсь лицом к лицу с огромной стеной, ожидающей прикосновения моей кисти», – писал художник.
– Для Делакруа работа над росписями была очень важной частью его творчества. Он искренне огорчался, видя, что люди, восхищающиеся его живописными полотнами, не интересуются фресками…
В своём стремлении к художественной свободе Делакруа никогда принципиально не отрицал классическую основу. Оставаясь верным форме живописного произведения, он изменил её содержание. Стараясь избавить изображаемое событие от однозначной классической трактовки, он даёт возможность зрителю самому понять и прочувствовать сюжет. Увидеть глубину и бесконечную вариативность очарований Эжена Делакруа…
Фото: КВЦ имени Тенишевых
Ольга Суркова