Время не старит образы, рождённые вдохновением
Культура

Время не старит образы, рождённые вдохновением

22 сентября 2021 года в 17:24

15 сентября в областной библиотеке им. А.Т. Твардовского прошла презентация художественного альбома «Гармония контрастов» заслуженного художника России, скульптора Людмилы Александровны Ельчаниновой.

Эта книга, выпущенная в авторском дизайне издательством «Маджента», очень красиво оформлена. Собственно альбом предваряется небольшим разделом, где собраны фрагменты вышедших в разное время статей о творчестве замечательного смоленского скульптора. Раздел озаглавлен цитатой из Леонардо да Винчи «Скульптура — это поэзия, которую видят…». К этой фразе одного из величайших умов всех времён и народов возвращались все выступавшие на презентации, а это советник-эксперт Департамента Смоленской области по культуре Надежда Деверилина, заведующая Художественной галереей областного музея-заповедника Дарья Иванова, председатель регионального отделения Союза художников России Валерий Гращенков, директор детского реабилитационного центра «Вишенки» Светлана Новикова, художники Владимир Лавренов и Константин Куликов, поэты Любовь Стеклова, Олег Дорогань, Владимир Макаренков и другие.

Людмила Ельчанинова родилась в Москве. В 1963 году окончила художественно-графический факультет Московского педагогического института (мастерская народного художника РСФСР Бориса Неменского). В том же 1963 году она оказалась в Смоленске вместе с довольно большой группой москвичей — учеников Б.М. Неменского, которые по праву считаются основателями художественно-графического факультета Смоленского пединститута (ныне Смоленский государственный университет). Большинство из них – коренные москвичи. Это Нина Агеева, Валерий Ласкин, Вера и Вячеслав Самарины, Вячеслав Марышев, Наталья и Юрий Преображенские. В числе самых первых обосновался в Смоленске муж Людмилы Александровны — живописец Владимир Ельчанинов, в будущем народный художник России, член-корреспондент Академии художеств Российской Федерации.

Основать факультет — лестное предложение для только что окончивших учёбу молодых педагогов, однако большую роль здесь сыграли и рассказы Бориса Михайловича Неменского, который в годы войны не раз бывал на израненной Смоленской земле в качестве художника-корреспондента. Повлияло это и на дальнейшие взаимоотношения Мастера с учениками-смолянами. Они участвовали в совместных с ним выставках «Приглашение к диалогу» и «Продолжение диалога», которые проходили в стенах Академии художеств России. Последняя по времени выставка состоялась весной 2014 года.

Отдала дань преподавательской работе и Людмила Ельчанинова. Десять лет после окончания института, с 1963 по 1973 год, она проработала на худграфе Смоленского пединститута. Эти годы подарили ей немало незабываемых встреч. Одна из них личное знакомство с мировой знаменитостью — скульптором Сергеем Конёнковым. В 60-е годы велась работа по подготовке к открытию в областном центре музея его скульптуры. Сергей Тимофеевич лично выбрал для музея старинный особняк по улице Маяковского, 7. В один из приездов Конёнкова в Смоленск Людмила Ельчанинова была приглашена на официальную встречу с Мастером.

Большую часть альбома «Гармония контрастов», разумеется, занимают фотографии произведений скульптора. Сделаны они с большим мастерством и любовью к искусству фотохудожником Станиславом Богдановым. Сначала идут работы из керамики, терракоты, шамота, известняка и белого камня, затем — бронза, медь, дерево.

Что касается жанра произведений, Людмила Ельчанинова отдаёт дань всем возможным скульптурным формам. Это и психологический портрет, и памятник, и ландшафтная скульптура, и так называемые жанровые сценки, которые, будь они миниатюрнее по размеру, легко могли бы стать образцом для промышленного производства. И имели бы успех у завсегдатаев сувенирных лавок.

В подходе к человеку, будь то герой мифа или реальная личность, главное для Людмилы Александровны, как подмечено в одной из искусствоведческих статей о её творческой манере, — эмоциональный ключ. Многие из небольших по размеру произведений выполнены из белого камня – излюбленного материала скульптора. Их легко представить себе и в интерьере, и на улице. Удивительно, как автору удается придать лицам своих персонажей выражение нежности, грусти, мечтательности, несмотря на то, что благодаря ноздреватой структуре материала черты лица порой едва обозначены, практически стёрты… Во всех этих произведениях, конечно, большую роль играет пластика: поворот головы, изгиб рук.

Стройная красавица скрывает профиль под распущенными волосами — скульптурная композиция «Анна». Образ навеян книгой Б. Носика «Анна и Амедео» об истории любви Ахматовой и Модильяни. Общеизвестно, что итальянский художник познакомился с Ахматовой в 1910 году в Париже во время её путешествия после свадьбы с Николаем Гумилёвым. В 1911 году она ездила в Париж одна, и они встретились с Модильяни уже как старые знакомые. В воспоминаниях Анна Андреевна рассказывает, что художник водил её в Лувр, приобщая к своей увлеченности Египтом. Примечательно, что известные ню Модильяни с лицом Ахматовой сделаны в египетском духе. Скульптуру Ельчаниновой можно рассматривать как завуалированную цитату этих египетских рисунков Модильяни.

Потрясающей экспрессии полна фигура юной поэтессы, сидящей на камне, — «Марина Цветаева». Очевидно, что это одно из любимых произведений скульптора: «Марина Цветаева» включена практически во все буклеты Л.А. Ельчаниновой. Изображена она молящейся: правая рука у сердца, взор обращен к небу. К чему она прислушивается? К шепоту Бога? К себе самой? В облике нет ничего от торжествующего: « Мне дело – измена / Мне имя – Марина / Я – бренная пена морская»… Это другая Цветаева. Может быть, времён стихотворения 1918 года: «Где лебеди? – А лебеди ушли./А вороны? – А вороны – остались».

Интересное преломление в творчестве художника получает миф о волшебной птице Феникс. В метафорическом истолковании птица Феникс — означает бессмертие и вечное обновление, поэтому именно этот образ избран в качестве символа Смоленска, которому не однажды в истории приходилось возрождаться из пепла. Не случайно одна из этих Птиц держит на крыльях целый город, очертанием напоминающий древний Смоленск. Изящная голова слегка повёрнута в сторону такой нелёгкой и в то же время драгоценной ноши. В ту же сторону устремлён и по-матерински внимательный взгляд.

Жаль, что «Птицу» не видят гости города. Находись она в стенах мэрии или областной администрации, они многое бы поняли о Смоленске, глядя на неё.

Отдельная группа произведений — образы литераторов, связанных и не связанных с историей Смоленска. Они могли бы украсить читальные залы библиотек или университетские аудитории. Недавняя работа — бюст комедиографа и нашего земляка князя Александра Шаховского — задуман в бронзе. Он отлично бы смотрелся рядом со зданием Культурно-просветительного центра в селе Глинка, близ которого в своё время находилось принадлежавшее князьям Шаховским имение Беззаботы.

Посвящена книга памяти Владимира Васильевича Ельчанинова — народного художника России, мужа Людмилы Александровны, одного из первых москвичей, прибывших, как уже упоминалось, в Смоленск, чтобы организовать при местном пединституте художественно-графический факультет. О своём однокурснике Владимире Ельчанинове и об их с Людмилой Александровной студенческой свадьбе и о собственной свадьбе с художником Валерием Ласкиным (обе были сыграны в один день на факультете в Москве) очень интересно вспоминала во время презентации заслуженный художник России Нина Ипполитовна Агеева.

Фото: областная библиотека им. А.Т. Твардовского, из личного архива Л.А. Ельчаниновой

Светлана Романенко

В институте искусств состоится конкурс «Музыкальное созвездие Смоленщины»
В Смоленском Доме актера представили премьерный моноспектакль в стихах и куклах «Евгений Онегин»