В Смоленском Доме актера представили премьерный моноспектакль в стихах и куклах «Евгений Онегин»
Культура

В Смоленском Доме актера представили премьерный моноспектакль в стихах и куклах «Евгений Онегин»

24 сентября 2021 года в 13:20

Традиционно в сентябре начинается новый театральный сезон. Начало сезона отметили и в Смоленском Доме актера. Здесь был представлен премьерный моноспектакль в стихах и куклах «Евгений Онегин».

Режиссер и единственный актер этой необычной постановки – Владимир Арбузов. Многим смолянам он знаком, как актёр Смоленского областного театра кукол имени Д.Н. Светильникова и руководитель семейного театра «Арбуз». Вместе с женой Татьяной они показывают кукольные спектакли для школьников и малышей. В основном в их репертуаре – детские сказки, а в этот раз Владимир решил поставить классику.

Получилось интересно, музыкально, зрелищно. Сам актёр с легкостью перевоплощался в разных героев на сцене – в автора романа в стихах Александра Сергеевича Пушкина, Онегина, Ленского, Зарецкого, генерала – мужа Татьяны. Владимир легко менял голос, мимику и внешность: костюмы, головные уборы, парики. Кроме того, он искусно управлял тростевыми и плоскостными куклами за ширмой. Замечательных кукольных персонажей изготовила Татьяна Арбузова. Её куклы поют, танцуют, плачут и смеются. Как говорится – ничто человеческое им не чуждо.

Менялись за ширмой и декорации. Зрители вместе с героями романа попадали то в тихую сельскую глубинку, то в яркий шумный Петербург.

Спектакль интересно оформлен по цвету и свету, а также очень колоритно раскрашен музыкально. Звучит музыка Моцарта, Паганини, Грига и Бетховена.

«Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать»

Сразу же после премьеры мы побеседовали с Владимиром и Татьяной Арбузовыми.

- Поздравляю вас с премьерой, и первый вопрос к Владимиру – как пришла идея сделать такой необычный спектакль?

- Всё просто. Я очень завистливый человек (смеётся). Я увидел два моноспектакля: Никита Куманьков сделал потрясающий спектакль «Контрабас» и Саша Иванов поставил «Записки монтировщика». Я подумал, а я что лысый что ли? (опять смеётся). Подумал и тоже решил сделать моноспектакль. А Оля Фёдорова – председатель нашего Смоленского отделения Союза театральных деятелей – предложила идею подать документы для получения субсидии на подготовку спектакля. Это ещё больше добавило стимула. Как писал Александр Сергеевич Пушкин: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать».

- Строки из стихотворения «Разговор книгопродавца с поэтом»?! Кстати, впервые оно появилось в печати в качестве вступления именно к роману «Евгений Онегин». А Вы где черпали вдохновение, которое не продается? Как проходила подготовка?

- Я уехал на дачу, там всё придумал, скомпоновал, представил, как это всё будет. Сказал Тане, каких персонажей я буду вводить в спектакль именно в куклах, и она начала делать эти куклы.

Самостоятельное плавание

- Задам вопрос Татьяне: как Вы мастерите кукол? Из чего они сделаны?

- Это – смешанная техника. В изготовлении используются и папье-маше, и самозатвердевающий пластик, и дерево, и ткани разнообразные. Всё вместе закрепляется, расписывается, тонируется. Учитывается и то, что это – игровые куклы, и они могут упасть, например. Поэтому они должны быть очень прочными.

- А Вы где-то учились этому мастерству – делать кукол?

- Нет, делать кукол нигде не училась Я по образованию юрист, но умею шить, клеить, лепить. Муж работает в театре и меня подтащил к этому делу. Стали вместе работать. Сначала делала простенькие куклы, а в дальнейшем всё сложнее и сложнее. В кукольном театре я смотрела как сделаны персонажи того или иного спектакля. Здесь есть свои нюансы, есть свои секреты. И я смотрела, а как крутится голова, например, или как сделано соединение у руки.

- И ширмы, и декорации это всё ваши самостоятельные произведения?

- Да. Где могу, там и учусь. У кого-то спрашиваю, где-то подсматриваю. Наш самый первый спектакль мы покупали. Это была «Красная шапочка». Там были куклы, но самые простые. Я решила, что легко сама подобные сделаю. А сейчас делаю гораздо более сложные вещи для различных спектаклей. В нашем театре «Арбуз» в репертуаре их около пятнадцати, которые постоянно в прокате.

- Свои спектакли показываете в школах детских садах?

- Да, в основном дети – наши зрители. Мы уже 17 лет свои спектакли показываем.

- А начали с чего? Как образовался театр «Арбуз»?

- Когда-то мы жили в Архангельске и в Северодвинске. Я работала юристом, а Володя в одной из фирм. Переехали в Смоленск и стали думать, чем будем заниматься. Владимир пошёл работать в Камерный театр, а потом его пригласили в Кукольный театр.

- Получив там опыт, решили, что можно «пуститься в самостоятельное плавание»?

- Да, именно так. Мы о своём театре и не думали сначала. Но потом и мне стало это интересно. И мы решили попробовать сделать семейный театр. А когда это дело стало приносить и доход, и удовлетворение, мы поняли, что занимаемся именно тем, чем надо нам заниматься. Нас именно куда нам нужно вывела жизненная дорога.

- Татьяна, а Вы тоже управляете куклами? В вашем театре не только моноспектакли?

- Да, я и куклами управляла, и сама на сцене выступала. Но у меня театрального образования нет, и я, к сожалению, не чувствую сильной уверенности, чтобы играть вживую, как драматическая актриса. Это очень трудно. Мы с Володей очень много говорим об актёрском мастерстве и режиссуре. Володя меня образовывает.

«Ширма – это таинство какое-то»

- Снова обращусь к Владимиру. А какое у Вас театральное образование?

- До армии я окончил Свердловское театральное училище, а после армии Ленинградский институт культуры режиссёрско-актёрский курс и ещё один Ленинградский вуз по направлению – управление экономикой театра.

- Да, у вас достаточно сильная образовательная база в театральном направлении. И опыт уже огромный. А какие ощущения после сегодняшней премьеры? Всё ли получилось в спектакле так, как Вы изначально задумывали?

- Не знаю, хорошо было бы посмотреть спектакль со стороны. Я же нахожусь внутри него. Если бы я сидел в зале, то мог бы сказать о своих впечатлениях. Я долго размышлял, как же все это сделать. Мы выбрали для себя жанр ширмового спектакля. Считаю, что ширма – это таинство какое-то.

И хотя это моноспектакль, но я решил, что не буду говорить за Татьяну и няню. Я не могу по-женски говорить, это получилось бы кривляние. Женские голоса мы записали.

- Татьяну озвучила Мария Вилюнова?

- Да, Машенька. А за няню Таня говорит. Со световым оформлением очень Ваня Гладких помог.

- Музыкальные и речевые фрагменты, как идут? Вы по времени рассчитали, когда будет музыка вступать, а когда героиня будет говорить?

- Вначале я хотел освободить звукооператора и делал минимум фонограмм. В самом начале их было где-то десять. Но мне нужно было вовремя взять паузу, и я понял, что не могу работать как машина. Сейчас у меня около тридцати фонограмм.

«Я сорок лет живу с Онегиным»

- Вы так хорошо знаете «Евгения Онегина» наизусть, в школе или в вузе его учили?

- Ещё до вуза, когда в Свердловске поступил в театральное училище, к нам пришли старшекурсники и сказали, чтобы к окончанию учёбы всего «Онегина» выучили наизусть. Это такая традиция этого учебного заведения. Я потом и в армии учил. Стоишь на посту и гоняешь в голове это произведение. Очень меня Пушкин в армии от скуки спасал. Так что я сорок лет живу с Онегиным (улыбается).

- Премьера состоялась, а мне интересно: идея следующего спектакля уже родилась, или Вам нужно отдохнуть и потом уже появится новый творческий замысел?

- Уже пошла работа. Это будет опять Пушкин. Я планирую поставить «Скупого рыцаря» из цикла пьес «Маленькие трагедии». Я очень люблю это произведение. Я долго боролся, что лучше поставить «Скупого» или «Моцарта и Сальери». Там же такая зависть, ой! Но буду ставить «Скупого рыцаря».

- Удачной реализации планов театру «Арбуз».

- Спасибо.

Объединяющие вещи

Кроме планов театра «Арбуз» было логично узнать о планах Смоленского отделения Союза театральных деятелей, в помещении которого проходил показ премьерного спектакля «Евгений Онегин». На эту тему мы поговорили с его председателем, актрисой Смоленского государственного академического драматического театра имени А.С. Грибоедова Ольгой Фёдоровой.

- Ольга, Вы возглавляете Смоленское отделение Союза театральных деятелей где-то около года. Верно?

- Да. Примерно год.

- До вашего прихода в Союз, он уже какое-то время практически не существовал?

- Нет, он существовал номинально, выполнял социальные обязанности. Помимо постановок у нас есть еще много всяких вещей, которые мы должны выполнять – это наши внутренние дела: материальная помощь членам Союза, оздоровительный отдых. Этим параллельно мы тоже занимаемся. Свою функцию в этом плане Союз выполнял и раньше, но в плане каких-то объединяющих вещей, каких-то спектаклей, «капустников», просто встреч творческих – нет, этого давно не было.

Новые проекты

- Что в этом году планируется в Союзе театральных деятелей?

- У нас много проектов. Кроме того, что мы выиграли субсидию Департамента по внутренней политике на реализацию социальных проектов, направленных на развитие гражданского общества, в данном случае – на постановку спектакля «Евгений Онегин», у нас получил Президентскую стипендию Никита Куманьков. Он тоже будет делать свой спектакль. Еще мы получили три стипендии от Союза театральных деятелей России. Это тоже будут премьеры. У каждого своя: у Саши Иванова, у меня и у Сергея Борисовича Тюмина. Еще в проекте Игорь Голубев с Машей Вилюновой делают спектакль. И у Марии Вилюновой – нашего генератора идей – в детской студии «Закулиска» уже готов «Незнайка на Луне».

- Ольга, у вас же еще и концерты в Доме актёра проходят?

- Да, кроме того, хотелось бы еще продолжить наши концерты «Поющие актеры», когда актеры всех трех театров нашего города приходят и поют. У нас уже прошло два таких концерта. В первый день весны актёры пели, кто что хотел, а на 1 июня у нас была тема «Дети»: мы детские песни пели. Это получилось так здорово – «капустник» театральный такой. Актёрам очень понравилось, им же попеть негде. В постановке ты можешь только спеть то, что тебе дадут. А именно так, чтобы душа развернулась. Где еще? Только здесь. Мы бы, конечно же, хотели это всё продолжить. Главный вопрос – как-то всё это уместить, потому что все равно основная работа и у меня, и у всех актёров – это театр. А мы стараемся все это совмещать.

- Пусть всё реализуется на радость смоленских театралов!

- Спасибо.

Фотографии Алексея Курцева, Ольги Курцевой

Ольга Курцева

Время не старит образы, рождённые вдохновением
По дороге в космос