Ни дня без музыки
Культура

Ни дня без музыки

11 июня 2021 года в 10:00

Смолкли последние аккорды «Арагонской хоты» Глинки, плавно переходящие в бурные овации публики, которая выражала своё восхищение концертом, аплодируя стоя. Как раз на этой высокой ноте всеобщей радости и завершился 63-й Всероссийский музыкальный фестиваль имени М.И. Глинки, проходивший в Смоленске с 29 мая по 6 июня…

Долго ждали

Нынешний фестиваль получился особенно долгожданным, поскольку впервые за всю его многолетнюю историю перерыв составил не год, а целых два. Однако ожидания публики были вполне вознаграждены интересными концертами, открытием новых имён и тёплой встречей со старыми знакомыми.

На мой взгляд, фестиваль-2021 прошёл на довольно высоком уровне и без особенных разочарований. И выступления музыкантов можно было легко разделить на два вида: ожидаемо замечательные и неожиданно великолепные. Так что праздник удался, и все остались довольны друг другом: зрители получили удовольствие от концертов, а исполнители остались довольны тёплым приёмом и радушием смоленской публики.

К сожалению, непростая эпидемиологическая обстановка по-прежнему актуальна, что сказалось и на некоторых организационных моментах фестиваля. Все концерты проходили при обязательной шахматной рассадке, а значит, как максимум половинной заполняемости зала. К тому же пришлось отказаться от традиционного выступления в Новоспасском. Правда, концерт-подношение Глинке в день рождения композитора всё же состоялся, но уже в стенах филармонии, а не на улице.

Приятно отметить, что в этом году музыка самого Михаила Ивановича Глинки звучала почти в каждой программе. Некоторые исполнители специально включали его произведения в свои фестивальные выступления в качестве приятного сюрприза для смоленской публики. А солисты Смоленской филармонии и ансамбль народной песни «Славяне» подготовили новые программы целиком из музыки Глинки.

Вообще, было интересно услышать разные варианты исполнения одних произведений. Например, тот же ноктюрн «Разлука» Глинки звучал и в сольном выступлении пианистки Мариамны Шерлинг, и в двух дуэтах: гитара – балалайка (ансамбль «Славяне») и скрипка – фортепиано (Родион Замуруев и Виктор Чернелевский).

Теперь обо всём по порядку…

Без увертюры

Открылся 63-й фестиваль имени М.И. Глинки выступлением Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» под управлением народного артиста СССР Юрия БАШМЕТА. В программе прозвучала музыка Андрея Петрова, Рейнгольда Глиэра, Арама Хачатуряна, Дмитрия Шостаковича и Петра Чайковского. Традиционная для открытия увертюра к опере Глинки «Руслан и Людмила» опять не прозвучала.

– Я всё ещё в раздумье, как её лучше сыграть, – пояснил Юрий Башмет. – Это произведение исполняется довольно часто, и оркестры, как правило, хотят показать свою виртуозность, поэтому обычно играют очень быстро. Но от этого теряется некая торжественность. И я до сих пор не знаю, что лучше: показывать виртуозность или всё-таки быть ближе к характеру самой музыки. Давайте так: в следующий раз мы эту увертюру обязательно сыграем.

Замечу, что на фестивале увертюра к опере «Руслан и Людмила» всё же прозвучала. Только уже на закрытии – в исполнении большого оркестра Смоленской филармонии под управлением заслуженного деятеля искусств АР Крым Игоря Каждана.

– Я очень рад, что мой коллектив опять открывает фестиваль имени Глинки – для нас это большая честь, – продолжил Юрий Башмет. – Я езжу только туда, где меня действительно ждут. А здесь нас всегда ждут – я это знаю. Для нас большое счастье, когда слушатель принимает участие в нашей импровизации. Только тогда появляется настоящее волшебство, когда публика становится соучастником того, что происходит на сцене. По-моему, в Смоленске именно это сегодня и произошло.

Слово о Глинке

К разочарованию некоторых слушателей не прозвучало на открытии фестиваля и традиционное слово о Глинке. Зато много всего о композиторе было сказано пару дней спустя – во время программы «Попутная песня». Так что позволю себе здесь процитировать небольшой отрывок.

«Михаила Ивановича Глинку называют основоположником русской классической музыки. Хотя ведь и до него были в России замечательные композиторы. Их значение велико: они своим творчеством подготовили почву для русской классической музыки. Но для её рождения нужен был художник особого, филигранного дарования, обладающий удивительной способностью не только мудро обобщить всё накопленное до него в русской и мировой музыкальной культуре, но и ярко, новаторски претворить этот опыт в своём творчестве. Такой великий художник явился нам в лице Михаила Ивановича Глинки.

Глинку прежде всего отличает принципиально новый подход к русской народной песне и народному искусству в целом. Он не противопоставлял народное профессиональному, а слил их воедино. Причём он использовал в своём творчестве не только сами песни, напевы, но и методы развития из интонации, композиционные приёмы, характерные для практики народного музицирования. Так благодаря ему и родился совершенно новый, отличный от западной традиции, тип симфонического мышления. Глинка заявил о нём в «Камаринской» – одночастном симфоническом произведении, о котором Пётр Ильич Чайковский сказал, что именно в нём сокрыта вся русская симфоническая школа.

Новое толкование народной музыки буквально произвело революцию в русском оперном жанре. В глинковскую эпоху во всех крупных произведениях народный напев звучал лишь в бытовых сценах. И вот, опровергая эту несправедливость, утверждая возможность воплощения посредством народной интонации всех чувств – от светлой радости до глубокого горя, зазвучал с оперной сцены величавый голос глинковского Сусанина.

Особую позицию у Михаила Ивановича занимает роль хоров, которые являются исключительно важной драматургической единицей, несущей в музыкальные сюжеты оперы основное начало. Через хоры от широкого напева, связанного с традициями молодецких лирических песен, до ликующего гимна «Славься» ведёт Глинка образ русского народа в опере «Жизнь за царя». В народных хорах создаётся могучий образ Древней Руси в опере «Руслан и Людмила».

Вот почему именно Глинка, взявший за основу своего творчества народную музыку и создавший на её основе новый метод симфонического мышления, возвысивший русский напев до трагедии, и был назван этим высоким именем – основоположник русской классической музыки».

Юное дарование

Второй день фестиваля принёс смоленской публике незабываемое знакомство с молодой, но очень талантливой пианисткой Мариамной Шерлинг. Несмотря на юный возраст исполнительницы, в её профессиональном багаже – многочисленные победы в престижных международных конкурсах, активная концертная деятельность и лестные отзывы музыкальной критики.

– Для меня большая честь принимать участие в фестивале имени Глинки, – сказала Мариамна. – Сыграть произведения любимых композиторов, пообщаться с публикой, повзаимодействовать с музыкой – это всегда очень ценно для исполнителя. Мне было особенно приятно выступать в этом зале – пожалуй, одном из лучших по акустике, играть на замечательном инструменте, который потрясающе звучит и отвечает на все прикосновения. Смоленская публика поразила меня своей доброжелательностью и открытостью. Встретить такой искренне тёплый приём было не только приятно, но и как-то неожиданно, потому что обычно в провинции публика не очень приветлива. Надеюсь обязательно приехать к вам ещё.

В качестве группы поддержки в Смоленск с дочерью приехали и её знаменитые родители Олеся и Юрий Шерлинги. Так что у нас была редкая возможность пообщаться ещё и с теми, кто играет главную роль в жизни подающей большие надежды пианистки.

– Как папу меня восхищает замечательный юношеский максимализм и радость, которую мы слышали сегодня от Мариамны, – заметил Юрий Шерлинг. – А как музыкант я понимаю, что она уже относится к разряду выдающихся. Думаю, что и публика, побывавшая на сегодняшнем концерте, полностью со мной согласится. И проделанные ею сегодня километры из Москвы, чтобы быть причастной к этому празднику музыки, к тем трудам, которые вложила Смоленская филармония для того, чтобы он состоялся, – всё это было не зря. У меня же это помимо уважения вызывает и чувство радости за то, что российская культура при всех злопыхательствах не будет затоптана в грязь. Стоит ходить в филармонию, поскольку там можно найти то, что позволит жить гораздо лучше и красивее.

Попутная песня

31 мая состоялась премьера программы «Попутная песня», подготовленной ансамблем народной песни «Славяне». Прозвучали произведения Глинки на стихи Александра Пушкина, Нестора Кукольника и других поэтов. Полонез «Слава русскому народу», «Колыбельная», «Венецианская ночь», хор «Славься»… Были исполнены и несколько народных песен Смоленской губернии, в том числе и легендарная «Камаринская» – в качестве демонстрации материала, из которого черпал вдохновение сам Михаил Иванович.

– Эта программа появилась в нашем репертуаре неожиданно, экспериментально и вопреки всему, – говорит художественный руководитель коллектива Татьяна БОРОДИНА. – Думаю, что этим мы достигли определённых профессиональных высот, что-то себе доказали. И программа будет жить дальше – мы обязательно будем её показывать. Возможно, будем что-то добавлять или изменять.

Кстати, для нынешнего состава ансамбля это первый фестиваль Глинки, в котором «Славяне» принимают участие. И сразу – такая серьёзная заявка.

– Коллектив ансамбля – великие труженики, – считает музыковед Светлана ПЬЯНКОВА. – Ведь петь народникам то, что написано для академического хора, очень сложно. По сути, переложение – это вторая жизнь произведения. И в ней важно не только то, как видел музыку Глинки композитор, делавший аранжировки, но и как её чувствуют исполнители. Такие опыты невероятно интересны, хотя и очень сложны.

Украшением программы стали и два инструментальных произведения, подготовленных ансамблем народных инструментов под руководством Александра Андреева. Это «Жаворонок» и ноктюрн «Разлука».

– Нашей целью было сделать звучание музыки Глинки по-настоящему русским, – признаётся Александр АНДРЕЕВ. – Возможно, кто-то посчитает это издевательством над классикой, но публика приняла наш эксперимент. Естественно, это не конечный результат – качество исполнения будет совершенствоваться, оттачиваться нюансы и фразировки. Возможно, в инструментовке что-то ещё поменяется. Это творческий процесс.

В день рождения Глинки

1 июня, в день рождения Глинки, у публики была возможность побывать сразу на трёх концертах. Программу «Я помню чудное мгновенье…» представил Смоленский оркестр народных инструментов имени В.П. Дубровского. Концерт «Посвящение М.И. Глинке» подготовили солисты Смоленской филармонии. А в завершение выступил Государственный академический Московский областной хор имени А. Кожевникова.

– В допандемийные времена мы довольно много ездили за рубеж, – говорит художественный руководитель хора Николай АЗАРОВ. – Но всегда была некая ностальгия, возможно, связанная с советским прошлым: всегда хотелось поездить по России, что получалось крайне редко. И наше участие в фестивале имени Глинки в Смоленске – городе с невероятной историей – это просто очень приятно. Мы с радостью приняли приглашение и с удовольствием выступили.

В исполнении Московского областного хора имени А. Кожевникова прозвучала «Литургия святого Иоанна Златоуста» Сергея Рахманинова. По признанию Николая Азарова, «это тот редкий случай, когда удалось сделать то, что хотелось самим».

– «Литургия» – не самое востребованное произведение, – продолжает Николай Николаевич. – И это большая удача, что мы смогли исполнить её в Смоленске, куда всегда очень приятно приезжать. У вас образованная публика, способная оценить не самую лёгкую для восприятия музыку.

Громко и быстро

2 июня публику удивлял дуэт Родиона Замуруева (скрипка) и Виктора Чернелевского (фортепиано). Оба музыканта смоленскому зрителю давно знакомы, так что все билеты на этот концерт были проданы заранее.

– Мы с Виктором здесь бывали не однажды, но в фестивале имени Глинки принимаем участие впервые, – говорит Родион ЗАМУРУЕВ. – Специально для сегодняшнего концерта мы выучили ноктюрн «Разлука» Глинки, от исполнения которого и я, и Виктор получаем огромное удовольствие. Глинка – гений, и его произведения должны звучать чаще, чтобы слушатель мог наслаждаться этот музыкой.

Программа концерта получилась разнообразной. Помимо ноктюрна Глинки прозвучали произведения Брамса, Крейслера, Ваксмана, Глюка и Паганини.

– Для нас всегда очень сложный вопрос, как совместить в программе то, что хотим играть мы, и то, что хочет слышать публика, – продолжает Родион Замуруев. – К сожалению, эти два вектора частенько не совпадают, поэтому приходится искать некий компромисс. Как говорил Моцарт, публика хочет слушать то, что громко и быстро. Так почему бы не подумать о том, что и для нас это может быть тоже весело, забавно и прикольно.

Девчата из Воронежа

С участием большого хореографического коллектива в этом году не получилось. Хотя этот пробел отчасти восполнил ансамбль русской песни Воронежской филармонии «Воронежские девчата».

– В апреле нашему коллективу исполнилось двадцать пять лет, – рассказывает руководитель ансамбля Анна КОВРИГИНА. – За эти годы было создано несчётное количество ярких, самобытных, глубоко волнующих и запоминающихся концертных программ. У ансамбля своя собственная, оригинальная манера исполнения любого музыкального произведения, по которой его легко узнать.

В Смоленск «Воронежские девчата» привезли самые разные песни, большинство из которых узнаваемо уже с первых нот. Здесь же состоялась и премьера «Скоморохов на ярмарке» Высоцкого в оригинальной обработке.

– Я в Смоленске уже в третий раз, но на сцене филармонии выступаю впервые, – признаётся солистка-вокалистка ансамбля Юлия СОПЕЛКИНА. – Мне нравится ваш чудесный город, ваши добродушные люди. Сразу куча впечатлений и масса эмоций.

На четверых

4 июня смоляне встречали Государственный струнный квартет имени М.И. Глинки – коллектив прославленный и хорошо знакомый смоленской публике. Правда, недавно его состав почти полностью обновился, что не отразилось на качестве исполнения музыкальных произведений.

– Понятно, что каждый из нас умеет играть соло и выступает в разных ансамблях, – говорит первая скрипка Аяко ТАНАБЕ. – Но при этом мы понимаем, что квартет – отдельная история, где надо выкладываться по полной.

В программу фестивального концерта вошли произведения исключительно русских композиторов: Михаила Ивановича Глинки, Сергея Ивановича Танеева и Петра Ильича Чайковского.

– Мы очень рады принимать участие в фестивале имени Глинки, играть на родине композитора, имя которого носит и наш квартет, – продолжает Аяко Танабе. – Зал замечательный, акустика очень хорошая. И публика радушная. Так что будем надеяться на новые встречи.

В ритмах джаза

В традиционный для фестиваля джазовый вечер с публикой были квартет Арка Овруцкого и вокалист Дмитрий Носков. Вот уж где были действительно «знакомые всё лица». Олег Бутман, Алексей Чернаков, Илья Морозов – эти музыканты не раз приезжали в Смоленск в составе разных коллективов, но со своей особой манерой исполнения.

– Я по второй профессии академический кинокомпозитор, так что имя Михаила Ивановича Глинки для меня особенно значимо, – говорит Дмитрий НОСКОВ. – Я рад выступать на этом фестивале. Сегодня мы играем не классическую программу, но хиты Фрэнка Синатры – это уже в определённом смысле академическая музыка, так что всё уместно. Вообще, классическая музыка очень разнопланова. Поэтому я считаю, что в рамках фестиваля, носящего имя новатора российской академической музыки, можно позволить играть всё что угодно – вплоть до авангарда. Ведь, по сути, то, что сделал Глинка с оперой, в его время было авангардом.

Орган по-русски

Программа последнего фестивального дня тоже получилась разнообразной и очень насыщенной.

Первым был концерт «Орган по-русски». В исполнении Дины Ихиной и Дениса Маханькова прозвучали произведения российских и советских композиторов, дополненные музыкой Баха и известных французских органистов.

– Мы очень рады, что наш концерт включён в программу фестиваля имени Глинки, – говорит Дина ИХИНА. – Особенно в тему пришлось моё переложение «Камаринской» Глинки. Приятно поразила тишина в зале во время исполнения – это дорогого стоит, хотя и редко встречается. Так что большое удовольствие было играть, а судя по тёплому приёму, можно сделать вывод, что наша взаимная любовь со смоленским слушателем случилась.

– Было очень интересно представлять такую необычную программу, – дополняет Денис МАХАНЬКОВ. – Она несколько нестандартна благодаря своей узкой направленности, но для фестиваля это как раз и подходит. Рад, что публика всё поняла и приняла.

Кстати, оба исполнителя – новые имена для смоленского слушателя и ещё одно приятное открытие фестиваля.

С восклицанием

А большим восклицательным знаком в заключение фестивальной программы стала литературно-музыкальная композиция «Пер Гюнт» в исполнении двух оркестров Смоленской филармонии под управлением заслуженного деятеля искусств АР Крым Игоря КАЖДАНА и артиста Смоленского драматического театра имени А.С. Грибоедова Александра КОКШАРОВА.

– Эта программа была подготовлена специально для фестиваля имени Глинки, – говорит Игорь Каждан. – Здесь моё новое прочтение Грига: я сделал оркестровку для двух коллективов, взяв за основу симфоническую партитуру композитора. По-моему, получилось оригинально. Произведение заиграло новыми красками, приобрело особый колорит.

– Для меня подобный опыт стал первым, – добавляет Александр Кокшаров. – Мне пришлось самому работать над текстом, который я читаю со сцены. В конечном итоге получилась некая компиляция, куда вошли стихи Ибсена и мои объяснения происходящего в поэме. Главное, что всё это не мешает основной теме – музыке в прекрасном исполнении двух оркестров филармонии.

Впрочем, музыка Грига в этот вечер звучала в оригинальном обрамлении из произведений Глинки: увертюры к опере «Руслан и Людмила», «Воспоминаний о летней ночи в Мадриде» и «Арагонской хоты»…

Личное мнение

Игорь КАЖДАН:

– По-моему, фестиваль получился хороший: разнообразный, интересный, лёгкий и спокойный для слушателя. Я получил очень много самых приятных впечатлений. И от звучания оркестра Юрия Башмета на открытии. И от концерта потрясающей пианистки Мариамны Шерлинг.

Интересная программа была у Родиона Замуруева и Виктора Чернелевского. «Славяне» вообще молодцы – они совершили большой прорыв. Все выбранные сочинения Глинки хорошо прозвучали и красиво легли на немногочисленный вокальный состав коллектива.

Мне было отрадно видеть Аяко Танабе первой скрипкой струнного квартета имени Глинки. Мы с ней уже играли в Крыму – исполняли концерт Паганини для скрипки с оркестром.

И я рад, что на закрытии фестиваля Григ и Глинка, которых многое связывает в творчестве, встретились в одной программе. Тем более что у нас есть новое звучание их произведений.

Фото: Смоленская филармония

Ольга Суркова

В Смоленский музей-заповедник поступили две интригующие находки
Гармония пространства в экспозиционном контексте