Гармония пространства в экспозиционном контексте
В Доме художников работает выставка графики и скульптуры малых форм. Выставка интересная, с большим количеством замечательных работ. Плюс грамотно оформленное экспозиционное пространство, где скульптура и графика дополняют друг друга, добавляя новые нюансы в восприятие…
Плоскость и объём
Конечно, идея показывать вместе скульптуру и графические работы не нова. И в Смоленске подобные выставки устраивались не однажды. Но всякий раз не перестаёт удивлять, насколько по-новому смотрятся и те, и другие работы в таком контексте.
– Я полтора года нигде не показывала свои работы, но эту выставку пропустить не могла, – говорит скульптор Александра РУСЕЦКАЯ, – потому что сочетание скульптуры и графики всегда интересно. Получается такой симбиоз пространства объёма скульптуры и плоскости графики. Они контрастируют и в то же время дополняют друг друга. Скульптура выглядит ярче, а графика приобретает объём.
Кстати, как раз в эти дни подобная выставка, только уже российского масштаба, проходит во Владимире. Смоляне в ней тоже участвуют. Так что нашу экспозицию некоторые называли отголоском владимирской.
– Эта выставка была задумана как посвящение 95-летию Альберта Георгиевича Сергеева – творческого отца многих из нас, – поясняет скульптор Валерий ГРАЩЕНКОВ, председатель Смоленского отделения Союза художников России. – В память о том, что он проводил здесь первую областную выставку скульптуры. И в центре экспозиции можно видеть небольшую скульптуру самого Альберта Георгиевича, выполненную Александром Парфёновым.
Вообще на выставке представлены работы 86 авторов. Среди них народные и заслуженные художники, члены творческого союза, молодые и даже начинающие.
Из 216 работ абсолютное большинство составляет графика. Скульптур – 22. И две работы, выполненные в технике ассамбляж.
В разнообразии техник
– Я бесконечно люблю графику за разнообразие, фантазийность, за возможность работать в любых условиях – хоть на коленях в походных условиях, хоть дома, – признаётся художник Вера САМАРИНА. – По-моему, более разнообразного вида художественной деятельности, чем графика, нет. Даже здесь можно увидеть линогравюру, офорт, эстамп, акварель, рисунки карандашом, углём, сангиной… Я считаю, что выставка удалась. Есть просто очень хорошие работы – стоит посмотреть повнимательнее. И очень грамотно сделана экспозиция.
Сама Вера Евгеньевна представила здесь четыре свои работы с пленэров: виды Пскова и колоритные сюжеты на тему «Базарный день». Они выполнены в разных техниках, но с неизменным профессионализмом и узнаваемым почерком художника.
– Участие в выставке всегда очень интересно, – замечает художник Елизавета ЧАСНЫК. – Здесь очень много интересных работ, выполненных на высоком профессиональном уровне. Некоторые я уже видела прежде, но в новом контексте они производят совершенно другое впечатление. Моя работа «Встреча с монахом» – это сочетание величественной архитектуры с духовным наполнением. Если присмотреться, монаха найти можно, но не он является здесь главной фигурой. Потому что встреча с ним происходит ещё до того, как мы видим его глаза, попадаем в его поле.
Большинство работ в экспозиции чёрно-белые. Нарисованные простым карандашом или углём, сделанные в различных техниках печатной графики. Интересный момент: здесь есть даже линогравюра живописца Вячеслава САМАРИНА.
– Я в графики затесался случайно с первым своим опытом линогравюры, – говорит Вячеслав Фёдорович. – Это мой любимый персонаж Иван Дмитриевич Бронников – он у меня во многих работах присутствует. Мне было интересно заняться гравюрой в студенческие годы. Но это, пожалуй, мой единственный опыт – я быстро понял, что живопись мне ближе.
Магия камня
Скульптурных работ в экспозиции в разы меньше, чем графических. Но они нисколько не теряются.
– Скульпторы у нас хорошие – это видно по их работам, – отмечает Вера Самарина. – А малую форму всегда хочется рассматривать, потому что такие работы вызывают у зрителя эмоциональный отклик. В отличие от монументов, которые часто вообще не трогают душу – мимо них просто проходишь. Работы очень интересные, посмотрела с удовольствием. И, что примечательно, выполнены в разных материалах: керамика, шамот, известняк, глина…
Разнообразны скульптуры и по манере исполнения: реалистичные и фантазийные, с философским подтекстом и тонким юмором…
– У меня здесь четыре работы – все прошлых лет, – говорит Александра Русецкая. – Вот эта называется «Философский вопрос». Её идея родилась стихийно. Впрочем, я обычно и не работаю с готовой идеей. Долго хожу вокруг камня, кручу его, смотрю, что там внутри видно. Камень подсказывает и композицию, и образ, и смысл. И потом ведёт за собой во время работы.
Валерий Гращенков тоже представил на выставке четыре работы: фигуры князя Потёмкина и Никифора Мурзакевича, портрет князя Владимира и декоративную деревянную скульптуру «Памятник кошке». Последняя, по признанию автора, родилась спонтанно и очень быстро была сделана.
– Это было словно озарение, – поясняет Валерий Степанович. – Иногда так бывает. Иную тему очень долго выдумываешь и вынашиваешь – бьёшься порой месяцы и даже годы. А иногда вдруг почувствуешь и увидишь всю идею целиком, уже в материале – ничего ни прибавлять, ни убавлять не надо. Разве что какие-то мелкие детали, которые помогают сделать скульптуру более выразительной…
С Поля памяти
Экспозиция выставки графики и скульптуры малых форм начинается с лестничного пролёта и продолжается в залах второго этажа. А на первом можно увидеть работы художника из Вязьмы Геннадия Улыбина «Репортаж с Поля памяти».
Эти акварели и впрямь напоминают репортажные. Как некая хроника памяти о событиях, связанных с Великой Отечественной. Центральный объект – мемориал «Богородицкое поле», посвящённый советским воинам и ополченцам, павшим в боях под Вязьмой. Художник писал его в разное время года – мёрзлые комья земли сменяются свежей зелёной травой. И только каменные знаки застыли в своей вечной неизменности…
Вход на обе выставки свободный.
Фото: Елена БЕЛЫХ и Смоленское отделение Союза художников России
Ольга Суркова