В одном пространстве с Александром Бенуа
15 апреля в Музее П.И. Чайковского в Москве открылась выставка «Чайковский XIX–XXI вв. «Традиция vs Эксперимент». Её организаторы – Российский национальный музей музыки и Российский институт театрального искусства (ГИТИС) – задумали объединить в одном выставочном пространстве работы признанных мастеров прошлого и художников-современников.
Традиционные образцы классической сценографии отражены прежде всего в эскизах декораций крупнейшего мастера русского искусства первой четверти ХХ века Александра Бенуа («Пиковая дама»), а также в работах Петра Степанова, Виктора Симова и Бориса Матрунина, воспроизводивших реалистические костюмы и декорации («Евгений Онегин»).
В традиционной же части экспозиции размещена и дипломная работа выпускницы ГИТИСа 1997 года Светланы Архиповой – главного художника Смоленского государственного академического театра им. А.С. Грибоедова. Это эскизы костюмов и декораций к опере П.И. Чайковского «Евгений Онегин».
Встретить своего художника – большая удача
Работа над сценографией и костюмами к спектаклям музыкального театра привлекает художника Светлану Архипову с первых её шагов в искусстве. Будучи ещё студенткой, она работала ассистентом главного художника Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, народного художника Российской Федерации В.А. Арефьева, а по окончании ГИТИСа – с 1998-го по 2000 год – ассистентом главного художника Государственного академического Большого театра России, народного художника Российской Федерации С.М. Бархина, своего учителя.
Работала Архипова и главным художником Краснодарского музыкального театра. В одном из интервью Светлана Вилениновна сказала, что из всех театральных жанров ей ближе всего опера, и объяснила почему: «Художник находится в жёстких рамках либретто и в специфике оперного спектакля, визуальный ряд должен быть концентрированным, с отсечением всего лишнего».
Особые отношения связывают Архипову с музыкальными театрами Красноярска. В театральной афише этого замечательного города на сегодняшний день – девять музыкальных спектаклей, декорации и костюмы к которым созданы смоленским сценографом. Многие из них удостоены наград. Это и премия «Золотой витязь», которая в 2012 году на Международном театральном форуме в Москве была присуждена оперетте Ф. Легара «Царевич» (режиссёр Вячеслав Цюпа), и награды ежегодного Красноярского краевого фестиваля «Театральная весна». В 2011 году по итогам этого же фестиваля приз «Лучшая детская премьера сезона» получил мюзикл «Как Петер и Пауль бегут в Шлараффию» Ф. Легара. В 2013 году на «Театральной весне» сценография Архиповой к спектаклю «Белоснежка и…» В. Цюпы была отмечена дипломом «За лучшую работу художника». А в 2014 году награду «За лучший детский спектакль в музыкальном театре» получил мюзикл «Мама» Ж. Боржоа.
Режиссёр Вячеслав Цюпа, который в разные годы был творческим лидером Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского и Красноярского музыкального театра и в соавторстве с которым Светлана Архипова поставила более десяти спектаклей, так отозвался о смоленской художнице: «Для каждого режиссёра встретить своего художника – это большая удача. Светлана – именно такой человек для меня. Соратник, творческий друг и единомышленник, соавтор, генератор множества художественных идей и находок».
Полноправный соавтор
В Смоленском драматическом театре Светлана Архипова как театральный художник дебютировала ещё в 1995 году. С режиссёром Виктором Маминым на малой сцене театра она выпустила спектакль по пьесе Нины Берберовой «Маленькая девочка». Это было ещё во время её учёбы в ГИТИСе на курсе Сергея Михайловича Бархина – одного из самых значительных театральных художников нашего времени. Пьеса Берберовой была незадолго до того опубликована в журнале «Современная драматургия», и это была одна из первых её постановок на отечественной сцене.
Впоследствии с тем же В.А. Маминым Архипова работала в смоленском театре над постановкой сказки «Золотой ключик» на большой сцене, а также драм «Кукольный дом» Ибсена и «Любовь под вязами» О’Нила – на малой.
Я не случайно вспоминаю сейчас именно эти старые спектакли. Светлана Архипова выступила в них не просто как сценограф, а как полноправный соавтор режиссёра-постановщика. И Виктор Александрович Мамин это признавал. Именно сценография, по сути, подсказывала ход, выстраивала магистральную линию, а в результате – помогала наиболее полному восприятию того, что являлось главным в пьесе.
Декорация к драме Нины Берберовой «Маленькая девочка» – глухая чёрная стенка с узкими то окнами, то дверями (в зависимости от ситуации) разделяла жизнь героев как бы на два мира. Правда и искренность располагались в левой части сцены, иллюзорное, как становилось ясно по ходу спектакля, благополучие и взаимопонимание – в правой, то есть за стеной.
Стремление создателей смоленской «Маленькой девочки» не замыкать театр в рамках театра фактически свело на нет внятно обозначенную в пьесе и важную для Берберовой тему русской эмиграции. В спектакле Мамина и Архиповой на первый план выступает трагедия крушения налаженной жизни немолодых и уважающих друг друга супругов, а также жутковатая история 19-летней девушки, опрометчиво включившейся в игру взрослых людей.
Это моё пространство
Как художник Архипова невероятно восприимчива и пластична. Ей удаётся отражать в своих работах дух времени – тенденции, интересы, вкусы. Разумеется, приходит это не само собой, а как результат по-настоящему творческого подхода и невероятной работоспособности.
Первое высшее профессиональное образование Светлана Архипова получила на художественно-графическом факультете Смоленского государственного пединститута (ныне – Смоленский государственный университет). Театр прочно и теперь уже понятно, что навсегда, вошёл в жизнь будущего сценографа, когда она училась на последнем курсе и искала тему для диплома. «Мы с руководителем моей дипломной работы Анатолием Ивановичем Шлюпкиным пришли в театр, это был Смоленский драматический театр им. А.С. Грибоедова, где сейчас я главный художник. Тогда я впервые попала в закулисье и увидела все эти лестницы, коридоры, мастерские, сцену, штанкеты… И поняла, нет, почувствовала: это моё пространство, мне здесь хорошо и не хочется никуда отсюда уходить».
В 1990 году Архипова окончила пединститут, а уже через два года поступила на очное отделение в ГИТИС на курс С.М. Бархина.
В начале 2000-х годов основным местом работы художника стал Смоленский государственный драматический театр. Первый же спектакль в соавторстве с тогдашним главным режиссёром театра Виктором Прокоповым – драма «Третье слово» по пьесе Алехандро Касоны «Дикарь» – был признан лучшим спектаклем сезона 2002/2003 года и продержался в репертуаре около десяти лет. Потом были «Трамвай «Желание» Теннесси Уильямса, «Снежная королева» Е. Шварца, «Маскарад» М.Ю. Лермонтова, «Аленький цветочек» С.Т. Аксакова.
И после ухода (в конце сезона 2007/2008 года) Прокопова из смоленского театра их творческое сотрудничество не прекратилось. Несколько спектаклей они поставили в Государственном Русском драматическом театре Удмуртии в Ижевске.
Значительную роль в театральной биографии Светланы Архиповой сыграла встреча с режиссёром Анатолием Ледуховским. Их первая совместная работа – опера А. Щетинского «Слепая ласточка» в «Геликон-опера» (премьера 2002 года) – с успехом участвовала в фестивале в Германии.
Творческое содружество с А.В. Ледуховским внесло немало ярких эпизодов и в историю Смоленского драматического театра. Так, «Одна абсолютно счастливая деревня» по повести Бориса Вахтина была удостоена гран-при на II Международном фестивале «Смоленский ковчег». Сценография к этому спектаклю отмечена специальным призом «За лучшую работу художника-постановщика». А поставленный Анатолием Ледуховским осенью 2008 года «Ревизор» по пьесе Гоголя в том же году получил приз «За постановочное мастерство» на «Славянских театральных встречах» в Гомеле (Республика Беларусь).
Но главная награда, которой по праву гордится Светлана Архипова, – Национальная театральная премия «Золотая маска» (сезон – 2012/2013), Москва, – премия «Лучший спектакль. Драма. Малая форма». В 2014 году «Золотой маски» был удостоен спектакль «Васса» «Ведогонь-театра» по первой редакции пьесы М. Горького. «Васса» прошла на «Золотую маску» сразу по нескольким номинациям: «Лучшая работа режиссёра» (Анатолий Ледуховский), «Лучшая работа художника» (Светлана Архипова), «Лучшая женская роль» (Наталья Тимонина), «Лучшая роль второго плана» (Дмитрий Лямочкин). В том же 2014 году этот спектакль получил ещё и премию «Золотой витязь».
Цель художника – создать атмосферу
Особое место в творчестве художника занимают детские спектакли. На протяжении 20 последних лет Светлана Архипова оформила все когда-то шедшие и ныне идущие детские спектакли в Смоленском государственном драматическом театре им. А.С. Грибоедова. Многие из них – такие, как «Аленький цветочек», «Щелкунчик», «Кот в сапогах», «Золушка», «Садко», – уже более десяти лет остаются в репертуаре театра. В последние годы детские спектакли в смоленском театре ставит молодой режиссёр Алина Сорокина.
За четверть века работы в Смоленском драматическом театре поставлено в декорациях Архиповой 82 спектакля по русской и зарубежной классике. Всего же в её репертуарном списке более 180 спектаклей. Литературной основой их стали тексты Лермонтова и Грибоедова, Гоголя и Островского, Чехова и Горького, Тургенева и Достоевского, Берберовой и Зощенко, Булгакова и А.Н. Толстого, а также Шекспира, Гольдони, Ростана, Гофмана, Перро, Ибсена, Теннесси Уильямса, Моэма, О’Нила и других выдающихся авторов.
В спектакле «Сон в летнюю ночь» Смоленского драматического театра (режиссёр Г. Балабаев) Архиповой удалось создать магическую атмосферу этой запутанной шекспировской пьесы, где стирается грань между сном, реальностью, а также настоящей и искусственной – навеянной зельем – любовью. Сценическое пространство волшебным образом превращалось то во владения герцога Тезея, то в полный странных знаков лес. Основным элементом сценографии служила гигантская ладонь, как бы подбрасывающая игральные кости. Благодаря причудливому свету в ходе спектакля иногда казалось, что она вот-вот сожмётся в кулак и от вальяжно расположившегося на ней персонажа останется всего лишь мокрое место…
Из сценографических работ к спектаклям сегодняшнего репертуара Смоленского государственного академического драматического театра им. А.С. Грибоедова мне очень нравится уже довольно старый спектакль – трагикомедия «Поздняя любовь» по одноимённой пьесе А.Н. Островского (режиссёр-постановщик Виталий Барковский).
В одном из углов сцены художником оставлен просвет, откуда по ходу спектакля выходят действующие лица. Появившись, каждый персонаж, прежде чем начать взаимодействие с партнёрами, на секунду в этом месте замирает, словно бы переходит из одной реальности в другую, игровую.
Запоминающиеся работы созданы Светланой Архиповой в соавторстве с режиссёром Олегом Кузьмищевым, в особенности хотелось бы отметить гоголевские «Шинель» и «Женитьбу», а также «Лекаря поневоле» Мольера.
Интересно складывается творческий альянс художника и с артистом Игорем Голубевым, несколько лет назад дебютировавшим в качестве режиссёра. Спектакли И.В. Голубева «Его донжуанский список», «Весы» и «Женщина мечты» поставлены по пьесам современных драматургов Валентина Красногорова, Евгения Гришковца и Ольги Степновой.
Продумывая сценографию к своему очередному спектаклю, Архипова-художник никогда не гонится за формой ради формы, сколь бы модной и остроумной она ни казалась. Её цель – создать атмосферу, в которой наиболее внятно могла бы прозвучать главная тема спектакля. Бывает, работающие с Архиповой режиссёры обыгрывают не все детали придуманного художником сценического оформления. Не знаю, случайно так выходит или нет, но это придаёт спектаклям многозначность, предоставляя вдумчивому зрителю богатый материал для размышления и ассоциаций.
Светлана РОМАНЕНКО
Фото: из личного архива С.В. АРХИПОВОЙ