Александр Романов: всё начинается с любви
В Доме художника в Смоленске открыта персональная выставка работ Александра Романова, посвящённая 65-летию автора. В экспозиции представлено более семидесяти произведений живописи и графики, написанных в разные годы. В том числе и совсем недавно: десять картин датированы прошлым годом и одна нынешним…
Ретроспективные выставки тем и хороши, что позволяют увидеть творчество в развитии. Начинал с графики, увлёкся плакатом, взялся за живопись… И везде оставался верным себе, находя удивительную красоту в обыденных повседневных сюжетах. Впрочем, обыденность эта – только первый слой, заглянув за который можно увидеть целую палитру мыслей и эмоций, где главная роль всегда за любовью.
Гармонично использовано и само экспозиционное пространство, отчего, попадая в него, зритель непременно получает заряд позитива, подобно камертону настраивающий на правильный тон восприятия…
Подсмотрено у жизни
– Александр Михайлович, юбилейные выставки – всегда повод подвести какие-то итоги… Или вы не рассматриваете эту экспозицию в таком контексте?
– Не рассматривал. Но соглашусь, потому что какие-то итоги подвести уже хочется. За многие годы работы накопился материал, который необходимо показать цельно. Потому что на коллективных выставках всё разрозненно, а здесь – весь срез моего творчества в принципе. Разные периоды, сюжеты, жанры…
– Однако ваши работы не теряются и в общих экспозициях – их всегда отмечают. Например, на последней «Палитре года» много было сказано о «Начале»…
– Да, эта работа и сейчас висит на том же месте. Её идея родилась год назад: мы 11 марта собирались лететь в Таиланд, а 10-го вдруг закрыли границы, и туры пришлось переносить. Конечно, мы тогда не сидели в аэропорту, это просто навеяно жизненной ситуацией, а сам сюжет подсмотрен два года назад – практически с натуры, правда, уже на Гоа в Индии.
– Вы часто пишете с натуры?
– Нет. Здесь есть несколько небольших этюдов, которые действительно написаны с натуры. Но большинство работ сделаны в мастерской с заранее отобранным материалом – на основе этюдов, воспоминаний, впечатлений, фантазий.
Картины эти, как правило, придуманные. Но в их основе всегда какая-то реальная ситуация. Например, вот эта «Выпускница» – реальный сюжет, но написан не дома с натуры, когда иголку держат, пока рука не замлеет, а в мастерской, по памяти. То есть это такие собирательные вещи – результат многочасовой работы.
Сделано с любовью
– Что чаще всего вдохновляет на творчество?
– Это совершенно непредсказуемо. Нельзя назвать что-то одно, вдохновляет практически всё: случайно увиденный сюжет, эмоция.
Вот две работы висят рядом: «Премьера» и «Церемония». Первая родилась так. Я как-то шёл из пединститута мимо драмтеатра, и вдруг повалил снег огромными хлопьями, деревья стали такими красивыми – как в сказке. Мне это так в душу запало, что позже я решил всё это написать. Сюжет довольно банальный, простой, бытовой, а получилось, по-моему, неплохо.
– Замечательно получилось!
– А с другой работой всё началось с подарка жене. Она попросила у меня стеклянный чайник, внутри которого заварка раскрывается как букет. Мы стали пить чай, и я подумал: а ведь это картина.
Или вот работа «Покров». Поехал на Бакланово, а там на деревянные мостки лёг первый снег. Я увидел в них крест – основательный, жизненный, – и оживил его, поместив на снег птичку, которая стоит, поджав лапку, и не знает, что ей дальше делать…
То есть из каждой случайной маленькой детали может получиться целый сюжет. Но самое главное, с чего вообще всё начинается, – это любовь. Любовь к своему делу, родине, близким, женщине – отсюда все истоки. И даже если ты не взял в качестве вдохновения само это слово, ты всё равно делаешь работу с любовью – иначе нельзя.
– То есть энергетика любви, которую художник вкладывает в работу, обязательно передаётся и зрителю?
– Однозначно. Ведь если картина написана без эмоций, она такое же впечатление и производит.
Я ведь тоже получаю удовольствие от процесса. И даю вам стопроцентную гарантию: любой художник пишет прежде всего для себя. Ему это нужно – такова его внутренняя потребность.
– А что в ваших работах первично для зрителя: мысли или эмоции?
– Мысли – это, конечно, замечательно: значит, глубоко копнул, задел. Но без эмоционального посыла вся эта глубина и философия просто не сработают.
Я и сам по себе человек эмоциональный – для меня важен порыв, всплеск.
От сюжета
– Александр Михайлович, вы ощущаете некое тяготение к определённому жанру или они все для вас одинаково интересны?
– Меня всегда привлекала станковая картина. То, что делается не на коленке, на этюднике, а в мастерской на мольберте – то есть на станке. Это большая серьёзная работа, и к ней, безусловно, надо прийти, пройдя определённые этапы – эскизов, набросков, работы с натурой и так далее.
Мне всегда был интересен сюжет. Ведь картина – это, по сути, некое живописное повествование: рассказ, эссе, повесть. И её сюжет надо выносить-выстрадать, чтобы в результате получилось что-то стоящее.
Я с большим удовольствием пишу пейзажи и портреты, но мне прежде всего интересна психология людей, их взаимосвязь, что между ними происходит. Вот в этой картине, например, есть всё: пейзаж, портрет, сюжет. Её можно рассказывать как литературное произведение, где каждый увидит своё. Ведь здесь заложено гораздо больше, чем открывается с первого взгляда. И если зритель это почувствовал – значит, работа удалась.
– В основе сюжета многих ваших работ – бытовые сценки с участием супруги Галины, которую вы называете музой…
– Галина – больше, чем просто муза. Она удивительный человек. Генератор, который помогает мне работать. И если её образ не присутствует в моих картинах физически, они всё равно пропитаны её влиянием – в качестве какого-то эмоционального толчка, вдохновения. Она всегда первый зритель, первый советчик, первый критик…
В общем, у каждого художника должна быть своя Гала. Мою так и зовут – совпало.
– В экспозиции много работ, написанных вами в последний год. То есть пандемическая самоизоляция стала неким толчком к расцвету творчества?
– Да, для меня ограничения прошлого года вылились в плодотворное творчество. Здесь десять работ, написанных в 2020 году, и одна – в 2021-м, я закончил её буквально неделю назад.
Из-за изоляции я как преподаватель детской художественной школы вынужден был уйти на удалёнку. Появилось дополнительное свободное время, которое можно было посвятить творчеству, что я и сделал…
Несколько вопросов жене художника
– Галина, каково это – быть музой?
– Радостно, почётно. Порой позволяет даже испытывать чувство гордости, что оказано такое доверие и можно поучаствовать в творческом процессе. Тем более, что у меня тоже художественное образование – мы с Александром Михайловичем коллеги.
– Что вы думаете об этой выставке?
– Мне кажется, она получилась очень цельная, весомая. Здесь не просто этюды, практически каждая работа – это полноценная картина, тщательно выверенная по композиции и сюжету. Здесь не только природа, но и люди – причём живые, с характерами.
– А как вы относитесь к тому, что на многих картинах присутствует непосредственно ваш образ?
– Это скорее собирательный образ. Александр Михайлович в принципе любит женщин как неких прекрасных существ. Он относится к ним с большим трепетом и уважением, что хорошо видно в его работах…
Фото: Елена Белых
Ольга Суркова