В традициях народного творчества
Культура

В традициях народного творчества

27 января 2021 года в 18:05

В КВЦ имени Тенишевых открылась выставка «Великая Отечественная война в произведениях художников и мастеров народных промыслов России». Эту выставку, организованную ассоциацией «Народные художественные промыслы России» и поддержанную Фондом президентских грантов, сразу же окрестили патриотической. Что справедливо, поскольку речь идёт не только о юбилее Великой Победы – событии, объединяющем многие поколения россиян, но и об уникальном культурном наследии, известном во всём мире…

Бренды России

Выставку открывали торжественно и весело: с выступлениями высоких гостей и песнями в исполнении двух филармонических коллективов. Но главное – у смолян появилась возможность увидеть уникальные изделия мастеров самых разных художественных промыслов, давно ставших брендами России.

Гжель, хохлома, дулёвский фарфор, федоскинская лаковая миниатюра, абашевская керамика, городецкая роспись, кубачинское серебро, дымковская игрушка… В экспозиции представлены около тысячи изделий и композиций четырнадцати направлений народного творчества из пятидесяти регионов России.

По словам председателя ассоциации «Народные художественные промыслы России» Геннадия ДРОЖЖИНА, экспонаты отбирались на конкурсной основе, где главным критерием была их художественная ценность.

– Мы объявили всероссийский конкурс, который прошёл в субъектах, – говорит Геннадий Александрович. – Собрали около тысячи предметов, посвящённых теме войны. Брали из музеев, из коллекций народных промыслов. Но, что отрадно, новых изделий получилось абсолютное большинство. В этом, на мой взгляд, хорошо прослеживается преемственность поколений, актуальность темы в современном обществе.

Презентация выставки прошла в Совете Федерации. Потом был показ в Министерстве обороны. Теперь – Смоленск, первый из российских регионов, где развёрнута экспозиция.

– Это действительно уникальная выставка, – продолжает Геннадий Дрожжин. – Здесь все экспонаты – изделия высочайшего уровня. Мне бы очень хотелось, чтоб экспозицию увидели как можно больше смолян, особенно школьников. Потому что здесь наша история. К сожалению, сейчас народные промыслы переживают не лучшие времена. Им нужна даже не поддержка – просто внимание со стороны руководителей регионов и местного самоуправления. Это же наше достояние, огромный пласт не только национального, но и мирового культурного наследия.

Чайные сервизы, панно, скульптурные композиции, портсигары, шкатулки, сувениры, открытки, шёлковые платки и даже ёлочные украшения… Великолепием и филигранной техникой исполнения представленных экспонатов можно любоваться долго. Впрочем, не буду о них подробно рассказывать – всё действительно лучше увидеть. Тем более что вход на выставку свободный. Да и времени до 10 февраля ещё достаточно.

Замечу лишь, что Смоленская область представлена на ней льняным полотенцем, вышитым цветной перевитью. Это авторская работа художника по вышивке Галины Еркиной. Хотя «смоленский след» можно найти и в других изделиях. Например, в скульптурах «Василий Тёркин» – чугунной, выполненной на Каслинском заводе архитектурно-художественного литья (Челябинская область) и фарфоровой, расписанной в надглазурной технике в посёлке Вербилки (Московская область). Или в специальной композиции, посвящённой Смоленску в числе городов-героев…

Однако самые незабываемые эмоции в первые дни работы выставки можно было получить на мастер-классах, где каждому желающему предоставлялась возможность приобщиться к технологии промысла и попробовать что-то сделать своими руками.

Лыковая плясунья

Марина КОЛОМЕНЦЕВА из Москвы учила посетителей выставки делать куклу из лыка с волшебным именем «Забавушка».

– Этот промысел, пожалуй, один из самых древних и актуальный для многих регионов России. Ведь лыко – это то, что находится под корой у липы. Материал доступный, недорогой – он был практически в каждой избе, поскольку наши предки широко использовали его в быту. Из него делали мочалки, им мыли полы и мастерили игрушки детям для развлечения.

– А почему кукла называется «Забавушка»?

– Потому что это не обычная игрушка – она умеет танцевать. Вот смотрите: если поставить куколку на стол и постучать по нему, она начинает кружиться. А если их было много, мог получиться целый хоровод. В общем, всё детям на забаву.

– Какие-то обережные функции у этой куклы были?

– Нет, она использовалась исключительно как игрушка. Хотя в старину у каждой хозяйки были куклы практически на все случаи жизни – иногда их накапливалось до сотни. И была такая традиция: когда девушка выходила замуж, то брала с собой так называемый кукольный сундучок. А в новой семье её встречал свёкор и обязательно смотрел, какие куклы у неё получились. Если ладные, то и хозяйка будет хорошая.

А ещё считается, что кукла передаёт характер того человека, который её делает. Поэтому все они не похожи друг на друга – даже при абсолютно одинаковых исходных материалах. Поэтому и цель – не скопировать то, что получилось у мастера, а, аккуратно повторив за ним технологию, сделать нечто своё, особенное.

– Марина, вы сами давно занимаетесь таким творчеством?

– Уже больше десяти лет. Случайностей же в жизни не бывает, и я однажды встретила в Сибири мастерицу, купила у неё куклу, которая мне так понравилась, что я сама увлеклась. Училась у известных мастериц-кукольников. И при этом мне очень хотелось не оставлять эти знания у себя, а передавать людям. Вначале пошла в школу, в дом культуры – занималась с детьми, а потом познакомилась с ребятами из центра «Славич» и стала преподавать уже взрослым. Сейчас некоторые мои бывшие ученики и сами преподают.

– Это важно, чтобы люди интересовались народным творчеством?

– Очень важно. Это же наши традиции, культура. Если мы не будем их знать, то просто вымрем как народ. И дети обязательно должны знать о промыслах, как их можно применить в современной жизни. Кстати, за детьми на мастер-классах особенно интересно наблюдать. Они ещё ничего не сделали – только заготовки получили, а уже начинают играть. И в этой игре познают жизнь…

Тонкими линиями

Елена СОСНИЦКАЯ из Архангельска рассказывает обо всём, что связано с мезенской росписью. Под её руководством я пытаюсь освоить некоторые элементы росписи: рисую стилизованных красных птичек с чёрными пёрышками.

– Архангельск – это север. То есть длинные зимы, ограниченность света. И чтобы победить этот вечный мрак, необходимо как-то украсить жизнь. Главный помощник в этом – творчество: то, что идёт от души и от сердца.

– А почему роспись «мезенская»?

– От названия реки Мезень, которая протекает в нашем регионе. Хотя иногда роспись называют ещё и палащельской – по названию деревни, где был центр промысла в девятнадцатом веке и где его возродили в шестидесятые годы двадцатого.

– Насколько этот промысел древний?

– Большинство предметов с мезенской росписью созданы в конце девятнадцатого и начале двадцатого веков. Сама древняя датированная прялка относится к 1815 году, хотя изобразительные мотивы подобной росписи встречаются в рукописных книгах восемнадцатого века.

– В чём отличительные особенности мезенской росписи?

– Она по виду очень архаична. По некоторым элементам орнамента она напоминает наскальную живопись и вышивку.

– При этом она настолько тонкая, филигранная…

– Да, это своего рода тончайшее кружево в росписи: плавность линий, мелодичность узоров… Когда смотришь на работы старых мастеров, в них просто влюбляешься. Причём это всегда были подарочные вещи, которые делали на заказ к определённому событию: рождению ребёнка, свадьбе.

Всегда писали по чистому дереву. Использовались только натуральные краски двух цветов: красного и чёрного. Красный или бурый, более благородный, оттенок давала глина, чёрный – сажа. Это было доступно, потому и стало традиционным.

Вообще, мезенской росписью занимались преимущественно мужчины. Её можно встретить практически на любом предмете домашней утвари: прялках, коробах, ковшах, братинах. При этом в орнаментах зашифровывались семантические знаки пожелания добра, благополучия, богатого урожая. Использовались и специальные обережные символы.

– Елена, а чем вас так привлекла мезенская роспись, что вы решили ею заняться?

– Наверное, своей яркостью. Красный цвет, которым она изобилует, – это солнце, тепло, уют. Я впервые увидела работы мастеров ещё школьницей во время экскурсии на предприятие «Беломорские узоры». Они настолько поразили меня своей красотой и необычностью, что я пришла домой и сказала маме, что обязательно пойду туда рисовать…

Рождение вятского кваса

Лариса УШАКОВА – мастерица дымковской игрушки, стаж в промысле – 40 лет.

– Не могу сказать, что мечтала стать мастерицей, но, окончив детскую художественную школу и зная, что вятская земля богата своими промыслами, была уверена, что выберу какой-то из них. А потом волей случая попала в чудесные мастерские, где делают дымковскую игрушку, и стала ученицей Валентины Петровны Племянниковой, заслуженного художника России.

С самого начала мне было интересно и увлекательно участвовать в процессе изготовления игрушки: придумывать композиции, лепить, раскрашивать. Она ведь у нас такая весёлая, праздничная, яркая. Но только последние лет пятнадцать я стала совершенно отчётливо понимать, что делаю и для чего.

Для меня дымковская игрушка – не просто кусок глины и конечный результат. Это прежде всего культурное наследие, целый пласт истории вятской земли, её жителей и их быта. Мы ведь не лепим ничего придуманного – только то, что нас окружает. Так делали наши бабушки, то же самое делаю и я: строго соблюдая традиции и технологию, добавляю в сюжет современные мотивы.

– То есть темы диктует время?

– Конечно. Если в шестидесятые годы прошлого века лепились, например, композиции с названием «Чтение колхозного устава» и все понимали, о чём идёт речь, то сейчас уже другие сюжеты.

Когда вятский житель Виктор Савиных слетал в космос и стал к тому же сотым космонавтом, Надежда Петровна Трухина тут же подхватила эту тему и сделала известную сегодня композицию «И на Марсе будут яблони цвести», которая стала её визитной карточкой. Великолепнейшая работа: два космонавта, мужчина и женщина, в скафандрах. Казалось бы, где дымковская игрушка и где скафандры, а тем не менее всё сделано в традициях промысла, с любовью и уважением к ним.

У меня тоже был интересный спецзаказ – очень большая композиция «Рождение вятского кваса». Это целый сюжет с нашим храмом, домиками и Василием-квасоваром, который варит этот вятский квас и потчует всю страну. Позже я узнала, что мою работу подарили президенту Путину.

Ещё я лепила работу для Надежды Кадышевой, где отобразила весь её ансамбль «Русская песня» в народных костюмах. Кстати, дымковская игрушка – это промысел, который передаёт русский костюм до мельчайших деталей. В элементах росписи узнаваемы домотканики, кокошники, вышитые вручную фартучки…

– Лариса, расскажите немного об истории промысла…

– Его возникновение связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило свистульки из глины в виде коней, баранов, козлов, уток и других животных и раскрашивало их в разные яркие цвета. Позже, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.

– А какую игрушку можно назвать визитной карточкой промысла?

– Даже не знаю – у нас настолько богатый ассортимент именно традиционных игрушек. Возможно, это наша свистулька как оберег вятской земли. Или Барыня – хлеб-соль, Барыня-кормилица, которая растит новое поколение. А может, Олень – золотые рога, несущий в дом богатство. Для меня каждая фигурка – визитная карточка промысла…

Цветы на шёлке

Оксана ШЕВЦОВА представляет творческую мастерскую «Шёлковая коллекция» из города Кольчугино Владимирской области.

– В экспозиции выставки много наших платков, расписанных на тему «Цветы Победы». А здесь я показываю мастер-класс, как это делается: роспись по шёлку. Кольчугинский батик – это натуральный шёлк, расписанный вручную.

– Ваш промысел можно назвать брендом Владимирской области?

– Безусловно. Это достаточно традиционный для нашего региона промысел. Ему уже более тридцати лет в современной истории Кольчугина. А вообще он известен с конца девятнадцатого века. Тогда три наших района: Кольчугинский, Кержачский и Александровский – были знамениты тем, что ткали бархат и шёлк. Мотки с пряжей доставлялись контрабандой, а здесь уже ткали – практически в каждой крестьянской избе стояли станки. В том числе была необходимость обработки, оформления, ведь конечный продукт за большие деньги поставлялся в высокие дома Москвы, Владимира и Санкт-Петербурга. Так шёлк стали расписывать, промысел развивался и теперь трансформировался в некое современное видение.

– А чем кольчугинский батик отличается от подобных изделий из других регионов?

– Вообще, каждая мастерская чем-то отличается от других: по авторскому стилю, подбору цвета, даже по ассортименту. Для нашей «Шёлковой коллекции», пожалуй, характерна свобода в выборе тем, смелость в композиционных решениях и яркие насыщенные цвета…

Глиняные свистульки

Владимир ВОРОЖЕЙКИН приехал в Смоленск из села Абашево Пензенской области.

– Абашевская игрушка – самый известный в нашем регионе промысел. Причём о нём знают не только в России, но и далеко за её пределами.

– В чём отличительные особенности ваших изделий?

– Наша игрушка попроще дымковской. Та броская, нарядная, потому что родилась в городе. А наша – сельская, деревенская. Изначально её делали староверы. И те образы, которые они использовали, сохранились до сих пор. Это совершенно определённый небольшой набор фигурок, потому что абашевские мастера лепили только тех зверей, которых могли видеть. Птичек, барашков, козликов, собачек, лошадей…

И ещё оленей, потому что недалеко от Абашево проходила тропа, по которой мигрировали олени. Есть очень интересные образы: Олень-дерево и Олень-солнце. Вообще, солярные знаки встречаются в России практически во всех видах промыслов, а в игрушке – только у нас.

– Традиционная абашевская игрушка – это глиняные свистульки?

– Да. Фигурки, как правило, имеют удлинённое туловище с короткими, широко расставленными ногами и длинной изящной шеей. Игрушка должна быть небольшого размера, чтобы свободно умещаться в руке семилетнего ребёнка…

В композиции

Наталья ПРИВАЛОВСКАЯ из города Городец Нижегородской области демонстрировала на выставке городецкую роспись.

– У наших изделий, пожалуй, самая богатая палитра. В городецкой росписи используется разный фон, разные мотивы. Помимо цветов, животных и птиц это ещё и сюжетные композиции, по которым можно изучать историю страны.

– А вам самой нравится городецкая роспись?

– Конечно. Она яркая, красивая, нарядная – всегда дарит хорошее настроение. И потом, это так завораживает, когда у мастерицы ничего не было и вдруг появляется цветок или птица. Мне очень нравится этим заниматься – без преувеличения промысел стал моей жизнью.

– Что вы знаете о его истории?

– Нашему промыслу уже 170 лет. Городецкие мастера расписывали буквально всё: прялки, мебель, кухонную утварь, игрушки. Хотя начало своё промысел берёт от резных городецких прялок, где фигуры вырезались из дерева другой породы и вставлялись в соответствующее по форме углубление. Позже сложная и трудоёмкая техника инкрустации стала заменяться просто резьбой с подкраской, а с семидесятых годов девятнадцатого века преобладает уже живописная манера украшения…

Тонкое искусство

Светлана ФАДЕЕВА – главный художник фабрики «Елецкие кружева» (Липецкая область). На её мастер-классе можно было освоить простейшую технику плетения кружев на коклюшках и даже сделать небольшое украшение.

– Наши кружева традиционно самые лёгкие и изысканные. Они тоньше и изящнее вологодских. Их отличает мягкий контраст мелкого узора и тонкого ажурного фона.

– Промысел давно существует?

– С конца восемнадцатого века. Считается, что первые рисунки для кружев были привезены в Россию из Европы: Германии, Бельгии, Франции. Однако вскоре появились и местные художники, и свой самобытный стиль.

Если говорить о прошлых веках, то елецкое кружево часто заказывали не только представители высших сословий, но и члены царской семьи. Например, Ольга Романова очень ценила мастерство наших кружевниц.

– Елецкие кружева плетутся на коклюшках?

– Да. Хотя сейчас в кружевоплетении активно используются новые декоративные решения и технологические приёмы, но всё – с соблюдением традиций искусства…

Золотая хохлома

Алёна СМИРНОВА – мастер хохломской росписи (Нижегородская область).

– Наш промысел, пожалуй, самый крупный в России. Это бренд страны. У хохломы, наверное, и самая глубокая история, ведь промысел зародился ещё в семнадцатом веке, когда при старообрядческих монастырях были мастерские, где занимались изготовлением деревянной посуды и её росписью.

– Мне кажется, хохломская роспись – самая узнаваемая. Её трудно спутать с чем-то ещё…

– Согласна. Хохломские мастера всегда использовали для росписи яркие, сочные краски: красный, золотистый, зелёный цвета на чёрном фоне. В основе промысла – особая технология золочения. На посуду кладётся оловянный порошок серебристого оттенка, затем её покрывают лаком и три-четыре раза обрабатывают в печи…

Резная радость

Дмитрий МУРАВЬЁВ – резчик по дереву, мастер богородской игрушки (Московская область).

– Наш промысел интересен тем, что он и изначально начинался с изготовления игрушек. Зимой в крестьянских семьях работали мало – в основном делали что-то по дому. В том числе и игрушки детям. Сначала резали из щепочек, потом более объёмные стали делать.

– Вот таких курочек, клюющих зерно, я помню с детства…

– Да, это одна из самых известных наших игрушек. Но наша классика – это «Кузнецы». Эта игрушка – эмблема промысла, эмблема посёлка Богородское. Хотя сейчас мы делаем самые разные по тематике игрушки. Наряду с традиционными есть много новых, в которых можно встретить даже компьютеры…

Фото: Елена БЕЛЫХ и КВЦ имени Тенишевых

Ольга Суркова

Александр Романов: всё начинается с любви
Как в Смоленске с пользой и удовольствием провести выходные дни

Новости партнеров