Тиражируя произведения искусства
Выставки печатной графики в Смоленске – явление довольно распространённое. И всякий раз, когда речь заходит об офортах, ксилографиях, линогравюрах и других техниках, посетители просят пояснений: что это такое и как делается. Вот мы и решили помочь любителям искусства разобраться с терминологией. Начнём с офортов, тайнами изготовления которых с нами поделилась заслуженный художник России Вера САМАРИНА…
«Крепкая вода»
– Графика бывает двух видов: уникальная и печатная, – говорит Вера Евгеньевна. – Уникальная – это то, что нарисовано на бумаге пером, ручкой, карандашом, мелками и так далее. То, что существует в единственном экземпляре, любая копия которого обязательно будет хоть чем-то отличаться от оригинала. А печатная имеет тираж и форму, позволяющую делать абсолютно идентичные оттиски. И от того, из чего изготовлена эта форма, будет зависеть всё: название, качество, тираж. Потому что одно дело, когда мы печатаем с медной пластины, и совсем другое – с дерева или картона.
Печатных техник – огромное количество. И основная суть технологического процесса каждой из них заложена уже в названии. Правда, для правильной расшифровки необходимо знать иностранные языки. Так, «офорт» в переводе с французского означает азотную кислоту (буквально – «крепкая вода»), потому что в процессе создания изображения производится травление металлической печатной формы кислотами.
Офорт – одна из самых древних печатных техник. Он известен ещё с начала XVI века. Это разновидность гравюры на металле. Причём металл для этого используется самый разный: медь, цинк, латунь и так далее. Но самый качественный из них – медь, потому что её структура позволяет сделать огромное количество оттисков.
Кстати, печатные формы художники называют «досками», поскольку техника гравюры начиналась с ксилографии и выполнялась именно на деревянных досках.
– Технология офорта пришла к нам из оружейных мастерских. Когда-то было модным иметь дорогое оружие, металлические части которого украшались вензелями, узорами или сценами охоты. Это тоже делалось путём травления кислотой – только потом, после набивания краской, получался линейный рисунок на металле. В изобразительном искусстве техника офорта сначала имела исключительно прикладное значение – она служила для создания репродукций, когда большую живописную работу переводили на язык графики, чтобы поместить её в книгу или альбом.
Мастера, которые этим занимались, были высококлассными специалистами, поскольку в графической копии требовалось передать тончайшие оттенки или переходы тона живописного оригинала. Поначалу такие мастера даже ставили на оттисках свои фамилии. Позже, когда офорт стал самостоятельным видом искусства, многие художники пробовали себя в этой технике. Причём некоторые при этом не обращались к услугам гравёров или печатников, осваивая весь процесс самостоятельно.
У станка
А теперь – собственно техника офорта, которую Вера Евгеньевна показывает нам пошагово.
– Технология офорта – одна из самых сложных. Принцип работы с металлом, чтобы нанести на него изображение, – травление азотной кислотой. Пластина с обеих сторон покрывается кислотоупорным лаком, и по нему художник работает специальными иглами, они так и называются – «офортные». Иглы снимают лаковый слой – появляется линия, которую травят кислотой в ширину и глубину. Чем дольше травление, тем глубже штрих, а сам офорт – тонально разнообразнее.
Бумагу для печати тоже предварительно готовят – замачивают. И пока она отмокает, печатную форму набивают краской, которая заполняет углубления в пластине. После чего форму тщательно вычищают до полного исчезновения краски – она должна остаться только в штрихах. Процесс этот довольно длительный. Причём последние движения делаются исключительно рукой мастера.
– Так делали всегда. И никакие перчатки не могли помочь – только руки человека, которые позволяют почувствовать поверхность доски и почувствовать то, что нам нужно.
Когда всё готово, приступаем к печати. Для этого используется специальный офортный станок – довольно громоздкая конструкция, состоящая из двух валов, между которыми зажата толстая пластина, называемая «талер».
– На поверхность талера мы ровно кладём нашу форму. После этого с помощью рычагов регулируем давление: чем оно будет сильнее, тем лучше прижмётся форма. К тому же нам нужно, чтобы давление было одинаковым в обоих валиках.
К этому времени бумага для офорта уже достаточно промокла. Вера Евгеньевна берёт её специальными прищепками, чтобы не испачкать, и переносит на промокашку, поскольку бумага должна быть влажная, а не мокрая.
Наконец листок уложен на форму и укрыт фетром – начинается процесс печати. Валики медленно прокатываются по всей длине талера, пока полностью не пройдут конструкцию из формы и листка бумаги.
– Теперь останавливаем, очень аккуратно отбрасываем фетр, снимаем бумагу – офорт готов…
Для справки
Изобретателем техники «травлёного штриха» в эпоху Северного Возрождения считают немецкого гравёра из Аугсбурга Даниэля Хопфера. Именно он в 1507 году заимствовал технологию у местных ювелиров и златокузнецов и применил её к искусству гравюры.
Хотя похожая техника существовала и ранее. В частности, в Сирии, используя травление, мастера украшали дорогое оружие из дамасской стали.
С 10-х годов XVII века технику офорта совершенствовал выдающийся французский рисовальщик и гравёр Жак Калло. Он мастерски применял многократное травление доски для передачи разных пространственных планов – от затенённого переднего до серебристо-воздушного дальнего.
Оригинальную офортную технику изобрёл в 1788 году английский поэт, рисовальщик и гравёр Уильям Блейк. Автор назвал этот процесс «иллюминированной печатью», поскольку использовал свой метод для оформления большинства книг своих стихов – для одновременной печати текста и иллюстраций на одном листе.
В России технику офорта в конце XVII века осваивали мастера Оружейной палаты в Москве. А в начале XVIII века в Санкт-Петербурге действовала целая плеяда мастеров «петровской гравюры», сочетающих офорт с доработкой резцом.
Фото: Елена БЕЛЫХ
Ольга Суркова