В концепции познавания мира через искусство
Культура

В концепции познавания мира через искусство

1 января 2021 года в 11:00

В Историческом музее открылась выставка Анны и Дмитрия Зиминых «Потенциал действия. Потенциал покоя». И поскольку речь идёт о концептуальном искусстве, то посетителям предлагается не просто увидеть и восхититься, а попытаться прочитать некое послание, зашифрованное с помощью кодов и знаков в работах обоих авторов…

Визуализация идеи

Это первая совместная выставка Анны и Дмитрия, хотя авторы отнюдь не новички в творчестве и не раз показывали свои работы, участвуя в персональных и коллективных проектах.

– До этой экспозиции мы никогда не думали, что подобное вообще возможно, поскольку считали, что в творчестве мы настолько разные, что объединить наши работы вместе будет как-то странно, – признаётся Анна Зимина. – Но так сложились обстоятельства, и выставка открылась. И та тема, к которой мы здесь обратились, возникла неожиданно: мы вдруг сами увидели, что работаем, изображая почти одно и то же, но по-разному. Мы достаточно сухо написали аннотации к выставке и экспонатам. Это объясняется боязнью навязать своё мнение зрителю и желанием оставить ему свободу для трактовки, чтобы он сам мог найти и прочитать те знаки и символы, которые мы заложили, создавая эту экспозицию.

«Потенциал действия» – проект Дмитрия Зимина, отсылающий к иллюстрациям из ботанического атласа и посвящённый загадочному поведению растений. В нынешней экспозиции его дополнил «Потенциал покоя» – две серии работ Анны Зиминой: «Ахроматическое цветение» и «Цветоформы», где автор работает с темой изучения формы и цвета на основе изображения вымышленных растений.

– Я не стала бы делить экспозицию на части, потому что любая выставка задумывается как единое целое, – замечает Анна. – Мы нашли в нашем творчестве изобразительные моменты, которые пересекаются. И нам стало интересно совместить их в одной экспозиции, чтобы посмотреть на разность решений и интерпретаций.

Кстати, понятия «потенциал действия» и «потенциал покоя» – научные термины, которые отсылают к физиологическим основам передачи информации в живых организмах. Однако в рамках выставки речь скорее идёт о процессе передачи информации посредством искусства.

– Мы считаем, что искусство призвано помогать людям познавать мир, – продолжает Анна. – Понимать его, интерпретировать явления, которые происходят. Оно даёт свободу осознания этих явлений. Причём свободу эту можно сравнить с жонглированием фактами. Потому что наука – это строгое объяснение, а искусство позволяет себе некую игру, где мы можем в чём-то и ошибаться. И это размышление о том, как посредством искусства происходит передача информации от автора зрителю, пожалуй, и составило идейную часть этой экспозиции.

Кроме того, авторы не обошли своим вниманием и место выставки: зал Исторического музея, – дополнив некоторые работы историями их создания. От возникновения идеи некоего образа до конечного результата поиска её визуального решения. Что, по словам Анны, позволило «уйти от формата обычной демонстрации работ в какой-то более интересный и в чём-то познавательный для зрителя процесс»…

Дмитрий Зимин: в потенциале действия

– Так получилось, что все наши работы в этой экспозиции непроизвольно объединены общим визуальным отношением к ботанике. Хотя и в разном ключе. У Анны – геометрические, тяготеющие к абстрактным формы, у меня это нечто более конкретное – на основе реальных листов из атласа растений.

Можно ли назвать это темой выставки? Вряд ли. У наших работ вообще нет общей темы – только внешние объединяющие моменты. Анна, например, несколько лет занимается изучением формы и цвета, который можно понимать и как цветок, и как физическое явление. Моё творчество ещё более разнообразно – в нём трудно выделить какую-то одну тему.

– Будет ли концепция вашей выставки понятна неподготовленному зрителю?

– Я считаю, что к просмотру выставок вообще не надо готовиться. И для их восприятия не важно, какое у человека образование или убеждения. Всё же ведь делается не для того, чтобы нравилось или можно было бы получить впечатления от просмотра. Хотя кто-то и получает. Но главное, по-моему, что человек, придя на выставку, может отвлечься от чего-то. Или решить какие-то свои задачи, найти ответы на собственные вопросы.

– А разве искусство – это прежде всего не эмоции?

– Нет, я так не думаю. Эмоция – это слишком мимолётно, хрупко. И искусство, обращённое к эмоциям, какое-то неконкретное, что ли. Совсем другое дело – если подходить к нему с холодной головой и расчётом. Логичные, взвешенные решения – это всегда весомо. И при этом такое искусство не будет сухим. Для меня это весомый аргумент. Если искусство взвешенное, продуманное и логичное, оно сильнее и долговечнее, нежели что-то мимолётное и случайное.

Анна Зимина: в потенциале покоя

– В этой экспозиции мы постарались поговорить со зрителем о своём творчестве, его истоках и идее искусства вообще. Несмотря на то что речь идёт о неких ботанических объектах, к ботанике как таковой отсылок тут нет. В моей серии от цветов остаётся лишь идея, их силуэт и форма. Или даже схема. У Дмитрия это разговор о каких-то изобразительных вещах, где в основе опять же не живой объект, а лишь его рисунок.

– Часто выставка даёт возможность взглянуть на своё творчество с иного ракурса…

– Каждая экспозиция – это некая черта, которая подводится под творчеством или деятельностью. И действительно, в ней есть момент восприятия своих работ по-другому. Как бы со стороны. Но этот взгляд у меня настолько разный после каждой выставки, потому что новизна восприятия реализуется на разных моментах, разных уровнях сознания, в разных местах отношения: где-то к идее, где-то к технике. И, конечно, в каждом новом пространстве всё работает по-своему.

– Вы фотограф и художник – насколько это разные или, наоборот, дополняющие друг друга виды творчества?

– То, что я начинала как фотограф, накладывает серьёзный отпечаток на моё отношение к объектам, которые я изображаю. Ведь у фотографов и художников совершенно разное эстетическое потребление окружающего мира. И у меня даже в живописных работах всегда есть отсылка к фотографическому началу. Но я не хочу от него избавляться – наоборот, мне кажется, что это мой язык.

– Концепция выставки была готова заранее?

Нет. Когда нам предложили делать эту выставку, идеи не было – мы её сгенерировали в процессе подготовки. Благодаря этому какие-то серии отмелись. Вообще, мы постарались сделать всё очень лаконично, чтобы основная идея, которую мы закладывали, хорошо прочитывалась посетителями, не замусориваясь какими-то посторонними вещами.

И основной посыл нашего диалога со зрителем, наверное, может быть таким. Когда мы говорим о цветах, то всегда представляем образ реального ботанического вида или конкретного живого цветка. А в этой экспозиции очень много отсылок к искусственному. И мне хотелось бы подтолкнуть зрителя задуматься о том, что в искусственности нет ничего плохого. Чтобы столкновение с ней не вызывало у человека отчуждения. Потому что для размышлений о каких-то эстетических вещах, которые можно воспринимать не глазами, а разумом, в качестве объекта подходят любые предметы – не только относящиеся к живой природе, но и созданные человеком…

Личное мнение

Тамара Орлова, заместитель директора Смоленского музея-заповедника:

– Эта выставка интересна своей концепцией. В ней есть идея, которая воплощается очень деликатно и художественно. И очень интересна необычная интерпретация такой, казалось бы, достаточно тривиальной темы. Что говорит о несомненном таланте авторов. Я вообще люблю концептуальное искусство, а не лобовую трансляцию действительности. Поэтому рада, что мы можем предложить зрителю такую многоплановую выставку двух замечательных художников.

Фото: Смоленский музей-заповедник

Ольга Суркова

Смолян приглашают провести новогодние каникулы в «Хмелите»
«Палитра года» без сценариев апокалипсиса