«Палитра года» без сценариев апокалипсиса
Культура

«Палитра года» без сценариев апокалипсиса

1 января 2021 года в 15:00

В Доме художника в Смоленске работает очередная выставка «Палитра года». В её экспозиции – более двухсот работ 127 авторов. В едином выставочном пространстве представлены произведения практически всех жанров: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство и даже искусствоведение…

В условиях самоизоляции

Эта выставка – традиционный творческий итог уходящего года. Коллективная демонстрация мастерства, вечного поиска новых идей и форм. Поэтому по количеству участников и числу выставленных работ она, как правило, самая крупная.

– Конечно, год на год не приходится, – замечает руководитель Смоленского отделения Союза художников России Валерий ГРАЩЕНКОВ. – И эти выставки всегда разные: больше, меньше, грандиозные и не очень. Нынешняя по общему тону довольно спокойная. Год был трудным, и, пожалуй, это побудило многих искать тишины – сначала в себе, а потом и в творчестве.

Да, уходящий год действительно был непростым для всех. Приходилось приспосабливаться к новым реалиям с обязательными ограничениями и неприятно тревожным фоном. К счастью, никого из художников, чьи работы представлены на выставке, внешний негатив не вдохновил на создание картин апокалипсиса и катастроф.

– Никаких особо мрачных работ я здесь не увидела, – говорит художник Алёна ДРОЗДОВА. – Скорее даже наоборот – выставка получилась позитивной и яркой. Мне очень понравилась работа Александра Романова – я за его творчеством всегда с удовольствием наблюдаю. Интересная скульптура у Валерия Гращенкова – неожиданная для его творчества и очень привлекает внимание. Чудесная пастель у Светослава Арайса… Впрочем, зацепившие меня работы можно перечислять долго. А общее впечатление от экспозиции просто прекрасное.

Сила мысли

В этом году, как и в прошлом, опять пошли на некое нарушение традиции и не стали выделять творчество молодых и начинающих в отдельную экспозицию. Все работы представлены в едином пространстве, где произведения признанных мастеров соседствуют с творениями пока мало известных авторов.

– Здесь каждый хочет показать лучшие работы, поделиться своими идеями, мыслями, творческими находками, – считает Валерий Гращенков. – И, конечно, эта выставка интересна новыми открытиями, которые были у любого из нас. У меня, например, получился такой необычный даже для меня самого букет.

Одно из центральных мест в экспозиции занимает новая картина Вячеслава Самарина, которую сам автор называет итоговой в своём творчестве. Работу над ней он начал перед последней персональной выставкой и даже показывал её там незавершённой.

– Самарин – мыслитель, и все сюжеты его картин многоплановы и наполнены философским смыслом, – поясняет заслуженный художник России Вера САМАРИНА. – В них каждая деталь глубоко символична. И в этой работе всё не случайно: и портрет Есенина, и кровавый прострел над ним – как на груди у рядового Мухина, который с войны не вернулся.

Сама Вера Евгеньевна показывает на этой выставке новую серию из трёх графических листов «Летят перелётные птицы», которая была закончена как раз накануне открытия.

– Больше года назад дети подарили мне бумажную птицу – фигурку в технике оригами, – рассказывает предысторию Вера Самарина. – Она так мне понравилась, что я нарисовала её на чистом листе. А потом появилась птица из травы, которую подарила моя бывшая студентка, и наша знаменитая смоленская птица счастья. Я стала думать, как их можно объединить, и получился этот цикл из трёх работ, где кроме птиц-символов изображены те, что от нас никуда не улетают: курочки, галки и сороки…

Выбор автора

Жанровое разнообразие – непременный атрибут любой «Палитры года». Нынешняя – не исключение. Пейзажи, портреты, этюды, натюрморты, сюжетные картины… Абстрактно-философские размышления Нины Агеевой и Дениса Петруленкова. Яркие эмоции Евгения и Алёны Дроздовых. Эксперименты с цветом и светом Александра Зорина и Романа Выдрина…

А вот что говорят о своих жанровых предпочтениях сами участники выставки.

Вера КОЗИКОВА:

– Вынужденная самоизоляция многих обратила к камерным и интерьерным вещам. Натюрморты, цветы, декоративные композиции стали приоритетными и особенно актуальными. К тому же современные интерьеры диктуют свои законы – для них нужны работы декоративные, стилизованные, абстрактные. Такие тенденции преобладают сейчас и в моём творчестве. Я очень люблю разные жанры и техники. И здесь, на выставке, – моя любимая акварель. Просто она немного в другом виде представлена.

Татьяна РЕЗНИК:

– Меня сейчас очень интересуют пейзажи, тема света в природе, его смена в зависимости от времени года. И работы, которые я показываю на выставке, как раз это и демонстрируют. Признаюсь, мне было сложно выбрать, поскольку я много работала в течение года, но в итоге я остановилась на этих двух как наиболее ярких и выразительных на данном этапе моего творчества.

Лана ГРИН:

– Моя работа – это образ дедушки, который живёт в Смоленске и часто сидит у входа в Лопатинский сад с большим чемоданом со старыми дисками и ёлочными игрушками. Когда я увидела его, то не смогла пройти мимо, сделала зарисовку и фото – и пока шла домой, представляла, как однажды его напишу. Вот так и появилась эта работа «Мой лучший друг» – образ, ощущение того, что меня зацепило: трогательный беззащитный взгляд и какая-то внутренняя отрешённость…

Фото: Елена БЕЛЫХ и Виктор МИНЧЕНКО

Ольга Суркова

В концепции познавания мира через искусство
Какие экскурсии подготовили для смолян в музеях региона