Геннадий Намеровский: чёрно-белая живопись простого карандаша
Культура

Геннадий Намеровский: чёрно-белая живопись простого карандаша

3 октября 2020 года в 15:03

В историческом отделе Смоленского музея-заповедника открылась выставка народного художника России Геннадия Намеровского «Дорогами жизни». В экспозиции представлены рисунки, выполненные автором в разные годы во время творческих поездок по Советскому Союзу. Серии «БАМ», «Лето на Индигирке», «Камчатка», «Город на семи холмах», «Моя деревня»… Карандашные «почеркушки», доработанные до композиционной и смысловой завершённости. Чёрно-белые отпечатки давно ушедших событий и встреч…

В палитре полутонов

Геннадий Намеровский – член-корреспондент Российской академии художеств. Так что эту выставку можно считать продолжением серии, благодаря которой смоляне знакомились с творчеством академиков. Правда, до Намеровского все участники проекта были москвичами.

- Геннадий Васильевич живёт на Смоленщине и состоит в нашей организации с начала восьмидесятых, - заметил председатель Смоленского отделения Союза художников России Валерий Гращенков. – И за это время он стал у нас, пожалуй, самым титулованным художником. Но дело, конечно, не в регалиях – я уже немного соскучился по его чёрно-белой графике, с которой он начинал и состоялся как художник. Очень хорошо знаю её, но всегда испытываю удовольствие ещё раз посмотреть на то, как это сделано. Ведь мастерство графика проявляется во многом: композиция, устройство тоновых пятен, проработка деталей, решение нюансов пространства… У Намеровского всё это достойно восхищения.

- Мне очень нравятся работы Геннадия Васильевича в карандаше, - дополняет коллегу заслуженный художник России Нина Агеева. – У него карандаш живописный – настолько широко используются все его возможности. В итоге мы видим целую палитру: от лёгкого серого до глубокой контрастности. Живописная графика или графическая живопись – не знаю, как назвать.

Работы и впрямь нетривиальные. За кажущейся простотой сюжетов – философская многоплановость трактовки, бесконечность ракурсов и полутона эмоций, которые особенно интересно считывать. В общем, как заметила заместитель директора Смоленского музея-заповедника Тамара Орлова, «это выставка художника, полного творческих сил».

Увидеть работы Геннадия Намеровского можно до 25 октября. При этом автор планирует не ограничиваться церемонией открытия и провести в рамках выставки мастер-классы и встречи со зрителями…

Узнаваемый почерк

- Геннадий Васильевич, почему рисунок? Да ещё и чёрно-белый…

- Вообще рисунок – мой любимый вид творчества. Я и начинал с него, и в Союз художников поступал. Хотя при этом я занимаюсь и другими техниками: темпера, акварель – чтобы не скучно было.

К тому же рисунок в изобразительном искусстве – это основа всего. Так повелось, наверное, ещё с древних времён, с наскального творчества. А потом всё это развивалось и трансформировалось уже в шедевры эпохи Возрождения.

Кстати, Леонардо Да Винчи, чтобы добиться анатомической достоверности в своих рисунках, приходилось даже препарировать трупы. Нам на такие жертвы идти, конечно, уже не приходилось, хотя без знания анатомии нет обучения рисунку и сейчас. И я могу легко назвать, где находится какая-то мышца или кость.

- Эта выставка для вас – возможность подвести некие творческие итоги?

- Нет. У меня ведь даже не юбилей. Это обычная выставка, где можно увидеть часть моего творчества. Мне нравится этот зал – здесь очень хорошее пространство для камерных экспозиций. Хотя много работ не вошли.

- На мой взгляд, ваше творчество – всё-таки для подготовленного зрителя…

- Это творчество прежде всего для меня. Это моя манера исполнения, мой почерк, по которому меня узнают. Я много лет воспитывался в подмосковном Доме творчества «Сенеж» под руководством больших мастеров и никогда не изменял себе.

Что будет дальше – не знаю. Я сейчас нахожусь в таком пространстве безвременном – абсолютно не ощущаю свой возраст.

По городам и весям

- Выставка называется «Дорогами жизни». А что было основными вехами на пути от мальчика, который научился рисовать, до народного художника России?

- Пожалуй, одной из таких вех и были творческие поездки, которые для нас организовывал Союз художников. Мы могли вместе собираться, рисовать, общаться, делиться опытом, делать выставки.

У меня было много таких поездок: от Калининграда до Камчатки. Потрясающее было время! Все получали удовольствие от творчества, общения друг с другом.

- То есть ваши «дороги жизни» - это именно творческие поездки по стране…

- Да. Никакого другого, более глобального, смысла я в это название не вкладывал.

Впервые я получил подобное предложение в 32 года. С этого времени и начались мои «дороги жизни», каждая из которых давала новый стимул к развитию.

Я сейчас вспоминаю Индигрку. Мощная, полноводная река, по которой завозилось всё, что нужно для нашего Севера. Помню, как мы высадились на берег: лето, сплошная тундра, мошкара, небо, земля – и больше ничего. И страшная мысль: а что рисовать-то? Но у нас тогда были сорок дней на творчество. То есть мы могли не только сиюминутное впечатление получить, но и прочувствовать более глубокие связи. Мы познакомились с местными рыбаками, пообщались и вдруг через какие-то элементы: травку, камешки – нам открылось то состояние, которое и перешло в рисунки.

- И пройдя этими дорогами, вы возможно пришли к какому-то опыту, который сказался на вашем отношении к жизни…

- Моё отношение к жизни и тогда и сейчас одинаковое. Я убеждён, что надо быть оптимистом. И лёгким на подъём – не отказываться от возможностей, которые тебе дарит судьба.

Мой друг белорусский художник Георгий Поплавский любил повторять: моя мастерская – это мои друзья и поездки. Я согласен с ним полностью: друзья, дороги, впечатления – это и моя мастерская.

Впрочем, фраза, которую я чаще всего повторяю, взята из наставления Микеланджело к его любимому ученику Антонио: «Рисуй, рисуй и тогда из тебя что-нибудь получится»…

Смоленск принял

- Вы приехали в Смоленск в самом начале восьмидесятых…

- В 1981 году. Тогда ещё был Советский Союз. Помню, как сошёл с поезда и увидел храмы – сразу почувствовал русскость этого города. Решил задержаться. Хотя, признаюсь, поначалу были мысли перебраться в столицу. Но как-то всё откладывалось, а потому уже оброс друзьями. Да и Смоленск меня принял.

- А что вам больше всего импонирует в нашем городе?

- Он очень интересный с точки зрения истории, архитектуры, рельефа. Он не сразу открывается – даёт возможность присмотреться. У меня есть серии работ о Смоленске. Некоторые из них можно увидеть и здесь, на выставке.

- Геннадий Васильевич, режим самоизоляции освободил дополнительное время для творчества?

- Да, я постоянно ходил в мастерскую, участвовал в пленэрах. Так что эта ситуация помогла нам сконцентрироваться и продолжать работать…

Для справки

Геннадий Намеровский – народный художник России, член-корреспондент Российской академии художеств.

В 1965 году окончил художественно-графический факультет Омского государственного педагогического института.

В Смоленске с 1981 года. Много лет был председателем правления Смоленской организации Союза художников. При непосредственном участии Геннадия Намеровского в 1987 году в нашем городе был открыт Дом художника.

Лауреат премий Министерства культуры РСФСР в 1975 году и Ленинского комсомола в 1977 году. Награждён медалями Союза художников России и Российской академии художеств.

Фото: Елена БЕЛЫХ и Смоленский музей-заповедник

Ольга Суркова

Юные смоляне побывали в городах «Золотого кольца» России
В сентябре в смоленских библиотеках прошли творческие конкурсы