Кадр первый – кадр последний...
10 лет назад в день 100-летия А.Т. Твардовского – 21 июня 2010 года на телеканале «Культура» состоялась премьера фильма «Три жизни поэта».
Как стремительно летит время! Кажется, только вчера – а шёл ноябрь 2009 года – мне позвонили из Москвы с телеканала «Культура» и обратились с просьбой помочь найти мальчика примерно десяти лет для пробы в документально-игровом фильме об А.Т. Твардовском. Картина снималась по заказу Правительства Российской Федерации и Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, и премьера её планировалась к 100-летию со дня рождения поэта.
Режиссёру Ю.М. Кузавкову важно было в первую очередь портретное сходство, а ещё – чтобы исполнитель роли юного Саши Твардовского жил на Смоленщине. Такой принципиальный подход к решению и воплощению творческой задачи Юрий Михайлович объяснял тем, что только человек, впитавший в себя историю и культуру древней смоленской земли, чувствующий её (пусть даже на подсознательном уровне), сможет прожить в кадре эпизоды детства своего великого земляка.
Имя режиссёра-документалиста Ю.М. Кузавкова мне было знакомо. Даже не его имя, а работа как сценариста фильма «Иван Шмелёв. Пути земные». Это – удивительная по глубине и тонкости передачи чувств картина. Тогда для меня и моих близких открылось в ней что-то сокровенное. Возникло ощущение творческого родства с создателями ленты.
Позже я познакомилась и с другими талантливыми фильмами режиссёра и сценариста Кузавкова: «К. Р.», «Легенды и были Дяди Гиляя». Забегая вперёд, скажу, что последующие масштабные проекты режиссёра стали настоящими событиями в мире кино: «Генералы против генералов», «Москва – Берлин. Завтра – война», «Один из пяти миллионов», «Время прощения», «С немцами против Гитлера», «Вайда. Краски» и другие. Все они отмечены призами международных кинофестивалей, получили признание зрителей и кинокритиков.
Но вернёмся к рассказу о хуторе Загорье, где в ноябре 2009 года проходили съёмки сцен детства Саши Твардовского в документально-игровом фильме «Три жизни поэта».
Получив фотографии Саши Твардовского, мы приступили к поиску, к которому активно подключились сотрудники смоленских музеев, в частности Музея скульптуры С.Т. Конёнкова и Музея на хуторе Загорье, Смоленского отделения СТД РФ, Смоленской областной детской библиотеки им. И.С. Соколова-Микитова. В пробах участвовали несколько смоленских мальчишек, причём они об этом не подозревали. Важно было увидеть помимо портретного сходства ещё и творческое начало, отношение к поэзии, умение мыслить и импровизировать «здесь и сейчас». О подготовительном процессе знали только родители, предоставившие фотографии своих детей – претендентов на роль в фильме, и учителя.
По мнению съёмочной группы и художественного совета, а главное – режиссёра, более других по всем данным подошёл четвероклассник смоленской общеобразовательной школы № 2 Алёша Зайченков. К этому времени он уже успел интересно проявить себя в театральных проектах своего класса, организованных заслуженным учителем школы РФ Л.Б. Ермоленковой.
Сцены, в которых был занят мальчик, относятся к 1918–20 годам XX века. Крестьянский костюм: картуз, косоворотка, сюртук – всё было привезено из Москвы, а вот шаровары того времени за одну ночь сшила для внука его бабушка. Необходимый реквизит был любезно предоставлен музеем.
Надо сказать, что съёмки проходили в сложных погодных условиях. Как и положено ноябрьской поре, дул холодный порывистый ветер, дождь лил не переставая, под ногами постоянно ощущалась слякоть. Отдельные сцены снимались на улице. Трудности испытывали все: и режиссёр, и оператор Сергей Казаков, и видеоинженер Сергей Соловьёв, и сотрудники музея, бескорыстно помогавшие съёмочной группе, и юный артист, который должен был воплотить в кадре воспоминания А.Т. Твардовского о том, как его отец (эту роль достоверно сыграл Виктор Андреевич Васильев – местный сторож) запрягал лошадь и вместе с сыном, сидящим на телеге, ехал к дому на хуторе.
Очень переживала и мама Алёши, так как пальцы ребёнка постоянно мёрзли (снимался он, естественно, без перчаток), ему приходилось растирать покрасневшие от холода руки и согреваться горячим чаем. А дождь всё шёл и шёл… Трудно, но съёмка есть съёмка, и Алёша достойно прошёл это испытание. Звучит: «Стоп! Ещё один дубль!», – и всё сначала.
Во время съёмок я отметила манеру работы Юрия Михайловича – сдержанную, но очень точную (всё только по сути), умение конкретно поставить перед актёром задачу (даже перед таким маленьким, каким тогда был Алёша), деликатно и терпеливо добиться её выполнения.
Несмотря на осеннюю непогоду, по признанию Алёши, на лошади было здорово проехать!
Следующие сцены снимали в доме Твардовских. И хотя в избе тоже было холодно, зато там топилась печь – настоящая, деревенская!
Замечательным получился эпизод, когда в кадре Саша стоит у печки, греет руки. Сняли! Но чего-то режиссёру и видеоинженеру не хватало в этой сцене – какой-то таинственности, граничащей с фантазией мальчика-поэта. И тут на помощь пришёл шарф мамы Алёши. Перед прожектором, который являлся источником света, едва колыхался газовый шарф, приводимый в лёгкое движение Сергеем Соловьёвым, тем самым создавая эффект пламени, играя бликами на лице Саши.
Забавным показалось Алёше и то, как сухое стекло деревенского окошка «запотевает». Оказывается, оно может стать влажным, если использовать… электрический чайник: нагреть в нём воду, а потом выпустить из его носика пар на стекло. В фильме Саша смотрит в запотевшее окно и, протирая его рукой, наверное, думает о Загорье, о своих родных, о своей судьбе…
По собственному признанию исполнителя роли Саши, самым трудным стал эпизод, который возник не по сценарию, но по воле режиссёра стал необходимым для картины.
…Мальчик стоит перед дверью дома, пытаясь её открыть. Дёргает за ручку, но тщетно. Он повторяет попытку – опять неудача. Тогда он, удручённый, поворачивается и хочет уйти. Но, едва сделав шаг-другой, чувствует, что дверь медленно открылась. Это по сценарию. Сняли первый дубль, и ко всеобщему удивлению из дома выбежала собака, которая живёт при музее. Режиссёру это понравилось, и он включил «актрису» в сценарий. Однако всё оказалось не так-то просто: собака, опасаясь незнакомых людей, каждый дубль выбегала не тогда, когда требовалось, направляясь не туда, куда просил режиссёр – «прямо на камеру», а то вправо, то влево.
Алёша тогда придумал такой ход: он решил пожертвовать всеми бутербродами с колбасой, взятыми из дома. «Мы с мамой все бутерброды извели на эту собачку, заманивая её в дом», – рассказывал юный актёр. И в конце концов ей удалось «сыграть» то, что требовалось по задумке режиссёра. Эпизод действительно получился эффектным, несущим смысловую нагрузку далёких и сладко-горьких воспоминаний о детстве Александра Трифоновича.
Много было забавного, трогательного и сложного на тех давних съёмках в доме Твардовских. У всех, кто принимал участие в создании фильма, сохранились воспоминания, подарившие радость общения с творчеством А.Т. Твардовского, с поэтическими истоками Александра Трифоновича, с его домом и особой атмосферой в нём.
В фильме Ю.М. Кузавкова создан образ будущего большого поэта, о судьбе которого мы знаем по воспоминаниям, дневникам, письмам, где оживают страницы прошлого. Здесь и трудное детство сына кулака, и судьба родителей, и репрессии 1937 года, и Великая Отечественная война, произведения, созданные в разные годы, редакторство в «Новом мире», «дело журнала» и т. д. По словам режиссёра, судьба Твардовского – это летопись нашей страны, источник, способный при соприкосновении помочь в восполнении нравственного дефицита. Закадровый текст, отрывки из писем, фрагменты дневниковых записей, воспоминания Александра Трифоновича Твардовского режиссёр доверил воспроизвести талантливому актёру Владиславу Галкину, который поразительно точно, сдержанно, глубоко и проникновенно «прожил» судьбу поэта. Это была последняя творческая работа известного киноактёра, своего рода прощание его со зрителями.
Символично, что премьера фильма «Три жизни поэта» состоялась на телеканале «Культура» в день 100-летия А.Т. Твардовского, 21 июня 2010 года. Сегодня этот фильм можно посмотреть в интернете.
Людмила ЛИСЮКОВА, заслуженная артистка России
Фото: из архива Людмилы ЛИСЮКОВОЙ